Смекни!
smekni.com

Право и государство в их соотношении 3 (стр. 3 из 6)

С учетом названных признаков вероятно можно дать свое определение права. Право есть оформлен­ная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система, призванная регулировать социаль­но значимое поведение участников общественного процесса на основе балан­са интересов, согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества.

А вообще более плодотворным в этом направлении является не формули­рование каких-либо определений, а совершенствование правопонимания на основе углубленного изучения свойств права.

1.3 Теория права и государства в системе наук

Приступая к вопросу теории государства в системе наук необходимо отметить – наука имеет три основных объекта исследования: природу, общество и мышление.

Юридическая наука (правоведение) относится к наукам общественным, поскольку объекты ее изучения (право и государство) имеют социальную при­роду. Будучи элементом существующей системы наук, правоведение в свою очередь также может быть рассмотрено как система, в состав которой входят:

а) теории права и государства (общая теория права и общая теория госу­дарства);

б) историко-юридические науки (история права и государства, история политических и правовых учений);

в) науки, изучающие отдельные отрасли права (науки гражданского пра­ва, административного, уголовного и т.д.);

г) науки, изучающие международное право (международное публичное и международное частное право);

д) прикладные юридические науки, имеющие комплексный характер (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина, судебная психи­атрия и др.).

Место теории права и государства в системе юридических наук в частнос­ти и в системе наук, как известно вообще определяется:

а) ее функциями;

б) взаимодействием (информационным обменом) с другими науками.

Вообще становление теории права и государства как системы знаний про­исходит по четырем каналам:

а) через обобщение данных отраслевых юридических наук;

б) через конкретизацию философских положений;

в) через взаимодействие с другими науками (математикой, кибернетикой, логикой, социологией, экономической теорией, политической наукой и др.);

г) путем непосредственного выхода на практику (проблемы толкования нормативно-правовых актов, юридической техники и др.).

Т.о. отношение теории права и государства к отраслевым юри­дическим наукам двойственно: с одной стороны теория права и государства (и в первую очередь – общая теория права) выполняет по отношению к ним важнейшую функцию – методологическую, а с другой стороны – использует теоретические данные отраслевых наук.

Основной смысл контактов теории права и государства с другими наука­ми состоит в том, что она использует их теоретический продукт в качестве средства решения своих проблем в целях разработки своего предмета, т.е. в методологических целях. В первую очередь это касается философии соци­ологии логики, а также математики, кибернетики, информационной теории и ряда других наук. Все они нашли место в методологическом арсенале тео­рии права и государства.

Наиболее тесные контакты у теории права и государства с теми науками, с которыми ее связывает единство объектов (права и государства) и соответ­ственно соседство и тесная связь предметов. В первую очередь речь идет об истории права и государства и политической науке (политологии).

Теория права и государства и история права и государства изучают одни и те же объекты (право и государство), но предметы исследования в этих объ­ектах у них разные: если задача истории – в хронологическом порядке и во всей полноте конкретики реконструировать процессы происходящие с пра­вом и государством в истории общества, то теорию интересуют лишь общие закономерности этих процессов очищенные от наслоений случайных исто­рических фактов. Вместе с тем именно историческая наука дает теории пра­ва и государства материал для обобщений.

2 Соотношение государства и права

2.1 Тип соотношения государства и права

Приступая к раскрытию основного вопроса темы работы, возможно поставить вопрос – какой же тип связи характерен для соотношения государства и права? Думается, что здесь точнее всего будет говорить о взаимодействии, а не об отношении, которое отражает ту или иную степень определяемости или неопределяемости явлений друг другом, не о связи констатирующей только зависимость одной вещи от другой соответствие изменений одного объекта изменениям другого. Вероятно, не будет считаться ошибкой, если при этом пользоваться понятием «отношение» или «связь». Однако в силу своей большей общности и абстрактности (односторонности) чем понятие «взаимодействие» они менее адекватно и менее приближенно отражают реальные контакты между государством и правом.

В своем движении государство и право вступают в различные связи со многими социальными, духовными, экономическими, политическими факторами в которых (связях) так или иначе проявляются их природа и сущность. Но их взаимодействие друг с другом имеет свою специфику. Государство и право в лице социально-экономической и духовной структуры общества имеют единую причину, которая вообще очень плодовита и не может однажды исчезнуть исчерпав свои возможности. Социальные и духовные потребности (и по своему содержанию и по времени существования), экономические основания, вызвавшие и вызывающие к жизни государство и право и определяющие их дальнейшее развитие в рамках данной общественной системы одни и те же. В этом плане государство и право «изготовлены» из одного материала из цельного куска, в котором не было трещины. Потребности функционирования общества, необходимость организации материального и духовного производства, политического управления, поддержания и укрепления порядка в общественной жизни, регулирования отношений между людьми, установления связей между общественными и политическими институтами, отношения с иными государственными системами – вот основные факторы определяющие главное во взаимодействии (сущность, характер, масштаб) государства и права. Последние – это материализованное следствие реализации разнообразных общественных потребностей и интересов. Они образуют собой единую сферу, распадающуюся в процессе деятельности на два самостоятельных, но взаимодействующих явления. В рамках же политико-юридической системы – соответствующие институты, идеи, нормы, ценности, отношения – государство и право выступают в качестве составных элементов связи, между которыми и их деятельность во многом определяют сущность и основные тенденции развития данной системы. Государство и право сами по себе видимо обладают меньшей самостоятельностью, чем их соединение в нечто единое целое.

Вероятно, здесь мной может быть поставлен еще один вопрос – являются ли причинные связи отношения стороной частью взаимодействия между государством и правом? Нередко на этот вопрос дается отрицательный ответ исходя при этом из того факта, что государство и право сами являются производными от одной общей для них причины. Однако, как представляется это несколько упрошенное решение проблемы. В строго детерминистском плане конечно государство и право – не причина и следствие друг для друга. Если же взглянуть на проблему причинности шире, то на поставленный вопрос можно ответить положительно рассматривая в данном случае причинные отношения только как один из аспектов детерминации. В процессе «производства» государства и права имеет место не простое причинение предполагающее порождение одной причиной, одного следствия (данная абстракция значительно упрощает действительную ситуацию). Обычно (и не без оснований) говорят о внешних и внутренних причинах, о сумме причин, об условиях-факторах без которых не может возникнуть следствие.

Поверхностное рассмотрение отношений государства и права может привести к выводу, что первопричиной возникновения и развития, например, права есть государство, что именно правотворческая деятельность государственных органов – подлинный и единственный источник права. Так выглядит эта связь на первый взгляд. Более глубокий анализ показывает: право возникает и существует не потому что есть государство, что есть государственные законодательные органы, а потому что определенные общественные отношения, потребности, интересы не могут быть выражены структурированы реализованы нормально вне и помимо правовых форм. Они являются первой объективной и исторически-логической причиной возникновения существования и функционирования права.

Право, однако, настолько сложное явление что оно не может иметь только одну-единственную причину, например, в лице экономики. Для его возникновения объективно необходим еще ряд причин и условий социального духовного политического, идеологического характера среди которых выделяется государство. Последнее не является причиной, не прибавляющей к праву ничего нового, кроме того, что произведено, например, экономикой или социальной структурой общества. Нельзя сказать, что государство только юридически оформляет определенные общественные потребности и интересы. Это «только» порой имеет решающее значение во всем сложном и противоречивом процессе правообразования. Государство непосредственно творит право, его нормотворческая деятельность это и есть источник права, которое в этой деятельности приобретает свои формы, а в самом государстве – гарантию своей реализации.

«Материал» из которого «делается» право – воля, интересы, мотивы, цели, идеи, доктрины, общественное мнение, ценности – государство обрабатывает, систематизирует, «подгоняет» , «шлифует», придает ему нужную форму, определяет его юридическую силу (закон, подзаконный акт) и наконец предлагает вновь это обществу напомнив заодно о государственном принуждении, если последует отклонение от нормы права. Социальные и иные отношения можно охарактеризовать как внешнюю причину (это вовсе не означает ее второстепенность) права в том смысле, что они есть нечто отдельное внешнее по отношению к нему. Государство – внутренняя причина права, если их рассматривать как составные элементы политико-юридической системы общества.