Смекни!
smekni.com

Понятие и содержание права собственности 4 (стр. 5 из 7)

Законом особо решается вопрос о течении срока приобрета­тельной давности в отношении имущества, которое могло быть истребовано у фактического владельца титульным (законным) вла­дельцем, пропустившим, однако, срок исковой давности на дан­ное требование. В отношении такого задавненного имущества те­чение приобретательной давности не может начаться ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требова­ниям, ибо до этого момента имущество может быть принудитель­но истребовано его законным владельцем, а фактическое владе­ние не может быть признано добросовестным.

Вместе с тем в течение сроков приобретательной давности фак­тический добросовестный владелец вещи пользуется защитой сво­его владения против всех иных лиц (п. 2 ст. 234 ГК), т. е. наравне с титульными владельцами имущества. Тем самым и фактическое владение приобретает определенное юридическое значение.

К числу бесхозяйных вещей закон отнес брошенные собствен­ником вещи (ст. 226 ГК). Если такие движимые вещи не имеют зна­чительной стоимости (ниже суммы, соответствующей пятикратно­му минимальному размеру оплаты труда) либо представляют собой брошенный лом металлов, бракованную продукцию, отходы про­изводства и другие отходы, они могут быть обращены в соб­ственность лица, на территории которого находятся (собственника или иного титульного владельца земельного участка, водоема и т. д.), путем совершения им фактических действий, свидетель­ствующих об обращении этих вещей в свою собственность. Иные брошенные собственником вещи могут поступить в собственность нового владельца лишь путем признания их бесхозяйными в су­дебном порядке.

Нашедший потерянную вещь (находку) не становится сразу же ее собственником (ст. 227 ГК). Прежде всего он обязан уведомить о находке лицо, потерявшее вещь, либо иного известного ему за­конного владельца вещи либо сдать ее в орган милиции, местного самоуправления либо владельцу помещения или транспортного средства, в котором обнаружена потерянная вещь. Нашедший вещь вправе хранить ее и у себя, отвечая в этом случае за ее возможную утрату или повреждение при наличии грубой неосторожности или умысла и в пределах стоимости такой вещи. По истечении 6 меся­цев с момента заявления о находке органу милиции или местного самоуправления и отсутствии сведений о законном владельце вещи нашедший вещь приобретает на нее право собственности. При его отказе от этого на найденную вещь возникает право муниципаль­ной собственности (ст. 228 ГК). Нашедший вещь имеет право на возмещение расходов по хранению этой вещи либо от ее законно­го владельца, либо от органа местного самоуправления, в собствен­ность которого поступила найденная им вещь, а также право на вознаграждение за находку от лица, управомоченного на получе­ние вещи (ст. 229 ГК).

Во всех этих случаях речь идет о движимом имуществе. Анало­гичный по сути правовой режим приобретают и безнадзорные животные, которые по истечении 6 месяцев с момента заявления об их задержании и необнаружении их законного владельца по­ступают в собственность нашедшего их лица, а при его отказе — в муниципальную собственность (п. 1 ст. 231 ГК). При возврате без­надзорных животных прежнему владельцу обнаружившее их лицо имеет право на возмещение необходимых расходов, понесенных на их содержание, а при возврате домашних животных — также и на вознаграждение по правилам о вознаграждении за находку.

Первоначальным способом приобретения права собственнос­ти является обнаружение клада.

Кладом считаются зарытые в земле или сокрытые иным способом -наличные деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо утратил на них право (п. 1 ст 233 ГК).[22]

В отличие от прежнего порядка, в соответствии с которым клад во всех случаях подлежал передаче в собственность государства, теперь он поступает собственнику имущества, в котором был со­крыт клад (земельного участка, строения и т. п.), и лицу, обнару­жившему клад. причем в равных долях, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Если же предварительного согласия собственника имущества, в котором был обнаружен клад, не было получено, клад целиком должен поступить именно ему, а не обна­ружившему клад лицу. Лишь входящие в состав клада вещи, отно­сящиеся к памятникам истории и культуры, подлежат передаче в государственную собственность с вознаграждением в размере по­ловины их стоимости, поступающим собственнику имущества, где был сокрыт клад, и нашедшему его лицу. При неполучении пос­ледним предварительного согласия собственника на раскопки или поиск ценностей указанное вознаграждение целиком поступает собственнику.

При производных способах приобретения права собственности учи­тывается воля прежнего собственника (отчуждателя вещи), по­этому здесь основания приобретения права собственности у од­них лиц одновременно являются основаниями прекращения этого же права у других лиц. Речь обычно идет о различных договорах — купли-продажи, мены, дарения, аренды с выкупом и т. д., а также о наследовании имущества граждан или о правопреемстве в отно­шении имущества юридических лиц или публично-правовых об­разований. Каждый из этих способов специально урегулирован законом в соответствующих институтах (договорного права, на­следственного права, правопреемства при реорганизации юриди­ческих лиц), выходящих за рамки права собственности.

При этом важное значение получает точное определение мо­мента, с которого на приобретателя вещи по договору переходит право собственности. Закон в п. 1 ст. 223 ГК определяет этот момент по «системе традиции», или передачи (от лат. traditio — передача), в соответ­ствии с которой такое право переходит на приобретателя в момент фактической передачи ему отчуждаемой вещи. Однако этот мо­мент определен диспозитивно — законом или договором сторон может быть установлен и иной момент (например, заключение со­глашения, получение свидетельства о праве на наследство, регис­трация передаточного баланса).

Закон специально раскрывает и понятие «передача» (ст. 224 ГК). Ею признается не только фактическое вручение вещи приоб­ретателю или сдача ее перевозчику либо в организацию связи для отправки приобретателю, но и фактическое поступление имущес­тва во владение приобретателя или указанного им лица (напри­мер, доставка на его склад), а также передача ему товарораспоря­дительного документа на вещи. Фактическое владение вещью приобретателем к моменту заключения договора о ее отчуждении (например, при выкупе арендованного имущества) приравнивает­ся к ее передаче. Иначе говоря, в такой ситуации заключение до­говора об отчуждении вещи признается законом и ее одновремен­ной фактической передачей.

Глава 3.Основания прекращения права собственности.

3.1. Основания прекращения права собственности по воле собственника.

Основания прекращения права собственности по воле собственника можно подразделить на виды: а) отчуждение собственником своего имущества другим лицам; б) использование собственником иму­щества по прямому назначению и в связи с этим уничтожение его; в) добровольный отказ собственника от своего имущества; г) прекращение государственной или муниципальной собственности вследствие приватизации или благотворительства.[23]

В первом случае речь идет о различных сделках по от­чуждению своего имущества, совершаемых собственником (куп­ля-продажа со всеми ее разновидностями, мена, дарение, арен­да с последующим выкупом и др.).

Во втором — об использова­нии продуктов питания, топлива, смазочных материалов и т. д. (потребляемые вещи), которые предназначены для определен­ных хозяйственных целей. Сюда же относится и забой скота с последующим употреблением продуктов питания.

Отказ от права собственности. Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Статья 236 ГК ограничивает круг субъектов, имеющих возможность отказаться от права собственности, гражданами и юридическими лицами. Это право не признается за Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями. Предусматривается два пути для отказа от права собственности: объявление об отказе и совершение других действий. Объявление об отказе совершается в отношении недвижимых вещей и должно производиться перед тем органом, который осуществляет государственную регистрацию соответствующих объектов.

Другие действия могут носить фактический характер.[24] Статья 236 ГК требует, чтобы они свидетельствовали об устранении гражданина или юридического лица от владения, пользования и распоряжения. Она ставит все эти три категории рядом. Из этого следует, что для отказа недостаточно устранения лишь от одной или двух из них, тем более что требуется, чтобы действия "определенно" свидетельствовали о таком устранении. Заметим, что в другой своей статье ГК описывает движимые вещи, от которых собственник отказался, в несколько иных словах, а именно как вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (п. 1 ст. 225 ГК).