Смекни!
smekni.com

Анализ основных правовых систем современности (стр. 2 из 6)

1.3Классификация правовых систем

Определение «Классификация» (лат. classic- разряд и facere-делать) рассматривается как «система распределения каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т.п. на основе определенных общих признаков». Она фиксирует закономерные связи между классами объектов, помогает определить наиболее важные и общие для всех объектов качества и свойства. Способствует более глубокому познанию объектов и их системы. Применительно к праву классификация использует правовые объекты, в рассматриваемом случае это национальные правовые системы. Именно правовая картина мира складывается из множества таких систем. Они в той или иной мере взаимосвязаны, взаимозависимы, оказывают воздействие друг на друга. Степень такого воздействия определяется количеством общих черт и признаков национальных правовых систем, а так же доминирующим характером их специфических черт и особенностей по отношению друг к другу. В современном мире множество правовых систем имеют сходные доминирующие черты, это обусловлено тем, что эти системы имеют схожие типы обществ, исторические условия развития и религию. Наличие схожих черт позволяет классифицировать их между собой на отдельные группы или правовые семьи. В научной и учебной литературе данное определение понимается как совокупность национальных правовых систем, выделенных на основе общности их различных признаков и черт2. Необходимость и важность классификации обусловлена следующими причинами:

1) Более глубокое и всестороннее изучение правовых систем, сначала отдельно, а потом во взаимодействии друг с другом, с целью отражать действительную правовую картину мира.

2) Задача унифицировать действующее законодательство.

3) Совершенствование национальных правовых систем.

Проблема выбора критериев классификации национальных правовых семей остается острой и в наши дни. Некоторые авторы (такие как A. Schnitzerи др.) считают, что непременно должен существовать только один критерий, роль которого могут сыграть «исторические традиции» или же «общая историческая правовая природа» правовых систем. Другие же авторы ( R. Zandoи др.) утверждают, что классификация правовых систем должна проводиться на основе нескольких критериев. Столь же проблематичным является вопрос о характере критериев, должны ли они быть однозначными и простыми или же сложными и общими. В качестве простых критериев нужно рассматривать традицию, общую для всех группируемых в одну семью правовых систем. Такой традицией, по мнению A. Merryman выступают совокупность глубоко укоренившихся в сознании людей и исторически обусловленных их отношений к роли права в обществе, природе права и политической идеологии, а так же к организации и функционированию правовой системы. К сложным критериям относят такие понятия как «стиль» правовых систем. В понятие стиля включаются такие понятия как «историческая природа правовых систем», и особенности ее развития, «преобладающая манера правового мышления», «основные характеристики правовых институтов», иерархия источников права и способы их интерпретации, доминирующая «идеология правовых систем».[1] Так же существует проблема определения факторов, влияющих на критерии классификации правовых систем, и требований к самой классификации. По мнению М.Н. Марченко чтобы критерии классификации правовых систем оказались состоятельными и в максимальной степени пригодными для выполнения соответствующих функций, они должны отвечать следующим требованиям:

1) В основе должны быть постоянные и фундаментальные факторы.

2) Наличие определенных признаков-критериев.

3) Если за основу классификации берется несколько признаков-критериев, то один должен быть обязательно доминирующим.

4) При исследовании общих черт правовых систем-критериев должны учитываться не только объективные, но и субъективные факторы, оказывающие прямое воздействие на процесс их формирования.

В настоящее время существует множество видов классификации. Вот некоторые из них:

1) Руководствуясь двумя критериями ( «Юридическая техника» и «идеология») Р. Давид разделяет правовые системы на следующие группы – правовые семьи: романно-германскую ( «континентальная» или «цивильная»); англосаксонскую ( семья «общего» права); социалистическую; исламскую; рассматриваемые в качестве отельных правовых семей индусское, иудейское право, а так же правовые семьи стран Дальнего Востока и стран Африки.

2) Дж. Мэрримэн и Д. Кларк используя в качестве критерия классификации правовых систем правовые традиции, считают что в мире три правых семьи - континентальное (цивильное), общее и социалистическое право, а так же «все остальные» правовые семьи (исламское, индусское, еврейское или иудейское, китайское, корейское, японское право, а так же возникающее и развивающиеся на основе «различных туземных правовых обычаев народов Африки» африканское обычное или родовое право[2].

3) Г. Либесны выделяя такие критерии как правовое сознание, традиции и обычаи выявляет только две группы основных правовых систем – континентальное (цивильное) право и общее право.

4) В начале XXв. Существовала классификация правовых систем на основе расового и языковых критериев. С помощью таких критериев выделяли такие группы правовых систем, как индоевропейская, семитская и монголоидная правовые семьи.

5) На основе общих элементов и правовых культур в сравнительно-правовой литературы выделяют так же следующие группы: латинская правовая, германская правовая, нордическая правовая, африканская правовая и славянская правовая семьи.

Исходя из обилия существующих точек зрения и подходов к классификации правовых систем, можно сделать вывод что не может существовать единая законченная правовая или любая классификация правовых систем. Но все же наиболее удобным и удачным, по мнению автора, предоставляется деление всех правовых систем на англосаксонскую, романно – германскую и религиозно правовую семью. С помощью данной классификации мы и будем рассматривать правовые системы.

ГЛАВА 2. РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

2.1Периоды исторического формирования и становления романо-германской правовой семьи

Среди существующих в настоящее время правовых групп и правовых семей романо-германская правовая семья занимает особое место и имеет для развития юридической теории и практики особое значение. По словам Р. Давида, она является «первой семьей, с которой мы встречаемся в современном мире».

Романо-германская правовая семья охватывает большую часть стран Африки, все страны Латинской Америки, страны Востока, включая Японию, а также страны континентальной Европы. Правовые системы последних по ряду специфических признаков подразделяются на две группы: романскую и германскую. К первой группе относят правовые системы Франции, Италии, Испании, Бельгии, Люксембурга и

Нидерландов. Ко второй группе – правовые системы Германии, Австрии, Швейцарии и ряда других стран.

Континентальная Европа считается общепризнанным центром развития романо-германской правовой семьи. Однако бурное развитие ее за последние столетия наблюдалось и в других частях света и регионах. С учетом этого романо-германскую правовую семью иногда подразделяют на латиноамериканскую, скандинавскую, латинскую и другие правовые подгруппы.

Свое историческое и генетическое начало романо-германская правовая семья берет в Древнем Риме. Ее истоки находятся в римском праве. Это отличает данную правовую семью от англосаксонской и всех других существующих в современном мире правовых семей. Именно в истоках заключается ее главная особенность.

В последующем романо-германская правовая семья распространилась за пределы континентальной Европы за счет колонизации европейскими странами других стран, насильственной экспансии романо-германской правовой семьи в неевропейские страны, а также за счет добровольной рецепции, усвоения и перенесения ряда ее положений иными странами. Случаи усвоения и добровольного перенесения некоторых положений из романо-германской правовой семьи в англосаксонскую правовую семью можно наблюдать, в частности, в развитии правовых систем отдельных штатов США. Правовые системы Луизианы, Невады, Техаса и ряда других штатов, бывших под властью Франции, Испании и иных метрополий, после получения ими статуса штатов США органически сочетали в себе элементы англосаксонского общего права и элементы романо-германского, континентального права. Эта ситуация сохраняется и по сей день.