Смекни!
smekni.com

Криминология 2 (стр. 56 из 116)

Особенностью насильственных преступлений является также их незначительная, но все возрастающая латентность, объясняемая характером совершения деяний, их трудно скрываемыми последствиями. В то же время в последние годы наблюдается некоторый рост латентности даже убийств. Резко возросло число обнаруженных трупов с неустановленной причиной смерти, неопознанных трупов, а также лиц, пропавших без вести, скрывшихся от следствия и суда и не обнаруженных. Частные предприниматели крайне редко заявляют о совершенных в отношении них насильственных преступлениях. Не всегда правоохранительные органы ставятся в известность о случаях обращения в медицинские учреждения лиц с повреждениями явно насильственного характера.

Динамика изнасилований за последние годы не укладывается в рамки общей тенденции преступного насилия, что объясняется специфической природой этих сексуальных преступлений и их значительно большей по сравнению с другими насильственными посягательствами латентностью. Поэтому не случайно, что за истекшие пятнадцать лет число изнасилований уменьшилось на 30%.

Что же касается сопряженного с насилием хулиганства, то его динамика в этот же период времени носит волнообразный характер. Криминологами давно подмечена закономерность: ослабление борьбы с хулиганством ведет (с небольшим интервалом по времени) к росту тяжких насильственных преступлений и наоборот. Так, резкое сокращение в конце 80-х гг. прошлого века регистрации сопряженного с насилием хулиганства, наряду с другими факторами, способствовало росту насильственных преступлений в последующие годы.

Следует отметить, что в последнее десятилетие одновременно с количественным ростом насильственных преступлений изменились и их качественные характеристики.

Прежде всего на 10-15% возросло количество насильственных преступлений, осуществленных с применением холодного и огнестрельного оружия, что главным образом вызвано тремя группами обстоятельств: большей доступностью оружия и расширением торговли им; значительным повышением удельного веса организованной преступности; войнами и военными конфликтами на территории России и стран СНГ.

Сформировался новый, до сих пор не наблюдаемый вид насильственной преступности - террористический. Это не только собственно терроризм и террористические акты, но и значительно более обширная группа весьма опасных насильственных посягательств, отличительной чертой которых является устрашение: захват заложников, незаконное лишение свободы, воздействие на сотрудников правоохранительных органов, свидетелей и потерпевших, угрозы убийством, причинением тяжкого вреда здоровью, уничтожением имущества и т.д.

С начала 80-90-х гг. увеличилась серийность насильственных преступных посягательств: изнасилований (примерно вдвое), разбоев, бандитизма и вымогательств (примерно втрое). В первую очередь это объясняется безнаказанностью преступников, слабой эффективностью деятельности правоохранительных органов.

Доля насильственных преступлений, особенно убийств, совершенных с особой жестокостью, возросла на 10%. Отчетливо проявляется тенденция ужесточения преступных действий при совершении убийств и изнасилований.

Насилие, в том числе убийство, стало привычным способом решения экономических, политических, личных и даже межличностных проблем. Поэтому появился и получил широкое распространение новый вид преступлений - заказные убийства, или убийства по найму, которые ранее почти не встречались, но за короткое время превратились в привычный инструмент регулирования экономических отношений и перераспределения сфер криминального влияния. Ежегодно в России совершается около полутора сотен заказных убийств. Особенно распространен данный вид преступлений в столице, на долю которой приходится около пятой части от общего числа раскрытых по России заказных убийств. Однако реальное число таких преступлений гораздо больше выявленных, поскольку умышленное убийство квалифицируется как совершенное по найму только после окончания предварительного следствия и направления уголовного дела в суд. По мнению работников уголовного розыска, занимающихся раскрытием заказных убийств, количество фактически совершенных преступлений этого вида в 4-5 раз превышает их число, зафиксированное в уголовных делах, направленных в суд.

Эти преступления выросли не только количественно, но трансформировались качественно, изменилась их мотивация. В конце 80-х - начале 90-х гг. основными мотивами убийств по найму были месть, ревность, желание избавиться от неугодного свидетеля, возможного разоблачителя и т.п. Иначе говоря, мотивация таких преступлений, как правило, ограничивалась областью межличностных отношений, а посредники и исполнители подбирались из ближайшего окружения заказчика. Такие мотивы, как физическое устранение руководителей крупных коммерческих структур и банков для переориентации их деятельности, а также уничтожение крупных авторитетов для перераспределения сфер влияния, отчетливо проявились лишь после 1992 г. Повысилась и общественная опасность этих преступлений, т.к. на смену применявшимся ранее, в большинстве случаев, ножу и удавке, в арсенал киллеров вошли боевое огнестрельное оружие и взрывчатые вещества, а наемников, подбиравшихся из криминальной среды и известных своей антиобщественной направленностью, заменили лица, ранее не попадавшие в поле зрения правоохранительных органов и тщательно соблюдавщие конспирацию.

В подавляющем большинстве случаев убийства по найму совершаются с применением огнестрельного оружия (53,8% случаев) или взрывных устройств (4% случаев). Чаще всего жертвами заказных убийств становятся лица, занимающиеся предпринимательской, коммерческой или финансовой деятельностью (33,4%), лидеры и авторитеты преступной среды (28,3%), владельцы приватизированного жилья (13%). Из числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение убийств по найму, 30% являлись жителями г. Москвы, 50% - жителями других регионов России, а 20% - ближнего зарубежья.

Известно, что убийства по найму вызывают бурную реакцию общественности, привлекают к себе постоянное и пристальное внимание средств массовой информации, многие из которых открыто говорят о неспособности правоохранительных органов эффективно противостоять уголовному террору, оградить жизнь и здоровье граждан от преступных посягательств. Анализ заказных убийств позволяет утверждать, что проблема их роста и в дальнейшем будет стоять достаточно остро. Для нее существуют объективные условия. Российская экономика по-прежнему не отличается стабильностью, отсутствуют четкие законы, регулирующие отношения собственности, налаженный механизм их реализации. Кризисные ситуации, нарушающие ранее сложившуюся систему отношений и зон влияния, влекут за собой борьбу субъектов рынка за перераспределение собственности. А когда ставки особенно высоки, заказные убийства становятся одним из методов ведения бизнеса.

Можно констатировать, что преступное насилие широко проникло в те сферы жизни, в которых оно ранее практически никак не проявлялось, например в область финансовой и предпринимательской деятельности, промышленности и торговли и т.д. Вместе с тем, несмотря на некоторое сокращение, достаточно значимой остается группа преступлений, связанных с насилием, проявляющимся в семейно-бытовых отношениях.

В начале 80-х гг. восемь-девять убийств и причинений тяжкого вреда здоровью из десяти совершались на почве бытовых конфликтов и носили ситуационный характер. Четверо из каждых пяти потерпевших принадлежали к числу родственников или знакомых преступника и, как правило, способствовали своим поведением возникновению ситуации преступления.

Вывод о преимущественно ситуационно-бытовом характере насильственных преступлений в эти годы подтверждался и данными о значительной доле в мотивах преступника мести, ревности, ссор при совершении убийств и причинений тяжкого вреда здоровью. Большое количество насильственных преступлений не было доведено до конца, что также свидетельствует об их ситуационности, непредумышленности, отсутствии тщательной подготовки. Данные выборочных исследований показывали также, что при совершении этих преступлений в большинстве случаев применялись орудия бытового назначения или случайные, попадавшие под руку преступника предметы.

Однако с конца 80-х гг. структура умышленных убийств и причинений тяжкого вреда здоровью кардинально меняется, доля этих преступлений, совершенных на бытовой почве, сокращается и в настоящее время составляет около 30% их общего числа.

Особенную опасность представляют насильственные преступления, совершенные на бытовой почве в отношении женщин и детей. По данным социологов, более половины всех женщин страны подвергается физическому и психическому насилию со стороны близких им людей. Ежегодно от такого насилия погибает от 12 до 14 тыс. женщин (и примерно такое же количество мужчин), а также до 2 тыс. детей. Кроме того, ежегодно около 2 млн. детей уходит из дома из-за переживаемого насилия в родительской семье, пополняя ряды безнадзорных и беспризорных. Бытовое насилие серьезно влияет и на рост в обществе суицида, уровень которого в настоящее время составляет 57 чел. на 100 тыс. чел. населения.

Особенностью современной насильственной преступности является также возрастание значимости корыстной мотивации преступников. Даже "бытовые" насильственные преступления против личности, которые обычно имеют ситуационный характер, стали чаще совершаться из-за корысти.

По многим криминологическим характеристикам к насильственным преступлениям примыкает хулиганство. Его доля в общем числе зарегистрированных преступлений (около 5-6%) достаточно высока. Проведенные исследования свидетельствуют, что хулиганство в течение многих десятилетий отличается устойчивыми формами проявления. Как правило, хулиганские действия предшествуют совершению тем же лицом тяжких преступлений против личности. Например, по данным Ленинградского губернского суда за 1926 г., в числе лиц, привлеченных к уголовной ответственности за хулиганство, 37,2% сопровождали его избиением прохожих, 27,7% дебоширили в пьяном виде, 17% оскорбляли граждан, 12,7% оказывали сопротивление работникам милиции и т. д. Примерно такие же данные получены в 1925-1926 гг. по Москве и Московской губернии, где 35,5% осужденных сопровождали хулиганство избиениями прохожих, 25% дебоширили в пьяном виде, 20% оскорбляли граждан, 9% оказывали сопротивление работникам милиции.