Смекни!
smekni.com

Субъекты международного частного права 2 (стр. 2 из 4)

Но, если обратиться к законодательству РФ, то можно заметить тот факт, что оно не отличается единообразием в вопросе применения критериев определения «национальности» юридического лица. Так, Основы гражданского законодательства в ст. 161 определяли гражданскую правоспособность иностранных юридических лиц по критерию «инкорпорации», т.е. места учреждения данного юридического лица. Однако Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» исходил из критерия места нахождения иностранного предприятия. В п. «е» ст.16 данного закона было сказано, что документом, подтверждающим статус иностранного юридического лица, является выписка из торгового реестра страны происхождения в соответствии с законодательством страны его местонахождения.[2] Однако 25 июня 1999 года был принят новый Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», в ст. 2 которого говорится, что «иностранный инвестор – иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации».[3]

Таким образом, в данном нормативно-правовом акте исходнымсчитается критерий «инкорпорации», т.е. места учреждения иностранного юридического лица.

Статья 25 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» говорит, что «в связи с принятием настоящего Федерального закона признать утратившим силу Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР».[4] Следовательно, в настоящее время законодательство РФ признает критерий места учреждения иностранного юридического лица.

Но, возникает вопрос, может ли организация рассматриваться в качестве национальной, если большая часть ее капитала сосредоточена у иностранного инвестора? Данный вопрос и лег в основу теории контроля. Направленность данной теории можно проиллюстрировать следующим примером: в 1915 году в британском суде разбиралось дело DaimlerCov. Continental Tyre andRubberCo, в ходе которого обсуждался вопрос, может ли имеющая британскую национальность компания, акции которой находятся в руках враждебных иностранцев рассматриваться как британская компания с точки зрения законоположений о запрещении торговли с врагом.[5]

Эта и другие аналогичные ей ситуации дали основание для утверждений о расширяющихся в настоящее время «процессах отделения личного статута юридического лица от его действительной государственной принадлежности».[6]

Несовпадение указанных выше критериев в праве различных стран создает значительные трудности. В условиях увеличивающегося вывоза капитала и возрастания числа многонациональных компаний, выбор надлежащего критерия привязки к той или иной национально-правовой системе становится сложной проблемой. Одним из способов разрешения данной проблемы может стать унификация и гармонизация права отдельных государств.

В целях гармонизации права стран Европейского Союза в Договоре «Об учреждении Европейского Союза» была сформулирована правовая норма-принцип, обеспечивающая признание иностранного юридического лица в странах Европейского Союза.

Развитие экономического сотрудничества стран СНГ также потребовало единообразного решения проблемы, связанной с определением государственной принадлежности юридического лица. Модель Гражданского кодекса для стран СНГ предусматривает, что законом юридического лица является право страны учреждения данного юридического лица.

Учитывая, что важным фактором развития рыночных отношений в России является привлечение иностранных инвестиций, посредством которых в российскую экономику вкладывается не только капитал, но и новая организация производства, опыт управления, то межгосударственная унификация права, т.е. в широком смысле межгосударственное сотрудничество в выработке правовых норм, единообразно регулирующих определенные отношения в участвующих в таком сотрудничестве странах или между ними, является необходимой предпосылкой для установления прочных внешнехозяйственных связей.

Транснациональные корпорации - юридические лица национального права, осуществляющие свою деятельность на территории нескольких государств. С экономической точки зрения изучение проблем их деятельности ограничивается исследованием влияния транснациональных корпораций на экономику развивающихся государств. С юридической точки зрения рассматриваются и оцениваются те средства контроля и влияния, которые имеются у принимающего государства в отношении транснациональных корпораций. В их числе - специфический метод определения государственной принадлежности с использованием критерия контроля.

Европейские государства, объединенные в Европейский Союз и другие региональные сообщества, пытаются закрепить в договорной форме статус транснационального юридического лица. Создание таких юридических лиц стимулирует международную торговлю и облегчает ее. По идее положенной в основу деятельности: транснациональные юридические лица - это юридические лица, созданные физическими и юридическими лицами разных государств. Их статус одинаков во всех государствах - членах данного регионального сообщества, поскольку он закреплен в международном договоре. Возникает особая организационно-правовая форма, общая для всех государств. Участвуя преимущественно в международных экономических отношениях, транснациональные корпорации не создают проблем, связанных с определением их национальной принадлежности, тем самым, облегчая процесс правового регулирования.

Попытки воплотить эту идею в жизнь несколько раз предпринимались в рамках Европейского Союза. Каждый раз общее количество создаваемых на основе соответствующих договоров юридических лиц транснационального типа не оправдывало затрат усилий по разработке их статуса.

6 марта 1998 г. в рамках СНГ была заключена Конвенция о транснациональных корпорациях[7]. В соответствии с настоящей Конвенцией «транснациональная корпорация» - юридическое лицо (совокупность юридических лиц), имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество на территориях двух и более сторон; образованное юридическими лицами двух и более сторон; зарегистрированное в качестве корпорации в соответствии с настоящей Конвенцией. Транснациональные корпорации вправе осуществлять на территориях государств - участников Конвенции любые виды деятельности, не запрещенные законодательством, - очень важное преимущество и особенность статуса. Порядок регистрации, структура управления, порядок ликвидации корпорации и другие вопросы определяются законодательством государства места ее регистрации.

Несколько странно решается вопрос об ответственности. В соответствии со ст. 9 Конвенции по обязательствам корпорации и/или головного предприятия (центральной компании), возникшим в результате участия в деятельности корпорации, участники несут ответственность в соответствии с законодательством сторон, юридические лица которых входят в корпорацию.

Неудачные формулировки этой Конвенции препятствуют ее обширному применению.


Глава 2. Иностранные юридические лица в Российской Федерации

Правовое положение иностранных юридических лиц в России определяется как правилами российского законодательства, так и положениями международных договоров.

Иностранные юридические лица осуществляют внешнеторговую деятельность в Российской Федерации в соответствии с ее законодательством. Среди нормативно-правовых актов, регулирующих вышеуказанную деятельность можно назвать:

- Гражданский кодекс РФ;

- ФЗ от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

- ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

- ФЗ от 13.10.1995 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»;

- ФЗ от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и др.

Наряду с национальным законодательством деятельность иностранного инвестора регулируется международными договорами, причем в ст.15 Конституции РФ сказано, что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».[8]

Видом международного договора, наиболее часто определяющим отношения с иностранным инвестором, является торговый договор. Он предусматривает взаимное представление определенного режима юридическим лицам и взаимное признание их правосубъектности. Однако признание правосубъектности носит взаимный характер, т.е. признание юридических лиц в одной стране - участнице договора обусловлено одновременным их признанием в другой договаривающейся стороне. Важно заметить, что признанию правосубъектности предшествует определение национальности юридического лица.

В Российской Федерации установлен общий национальный режим. Предоставление иностранным инвесторам национального режима в гражданско-правовой сфере на основе Гражданского кодекса РФ, в ст. 2 которого говорится, что «правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных... юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом», освобождает законодателя от необходимости фиксировать в отдельных актах наличие такого режима. И, напротив, изъятие из национального режима требует специального указания об этом в федеральном законе или международном договоре РФ.