Смекни!
smekni.com

Международное право3 (стр. 15 из 71)

Но положения принципов нерушимости границ и территориаль­ной целостности государств мало что добавляют к требованиям отно­сительно взаимного уважения государствами существующих международных границ и территориальной целостности друг друга, как они изложены в Декларации о принципах международного права 1970 г.

В качестве якобы новеллы в Декларации принципов СБСЕ фигу­рирует принцип уважения прав человека и основных свобод.

В контексте этого принципа государства — участники СБСЕ заявили, что они будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений для всех без различия расы, пола, языка и религии; будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод; будут уважать свободу лич­ности исповедывать, единолично или совместно с другими, религию ; или веру; будут уважать права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, на равенство перед законом; признают всеобщее значе­ние прав человека и основных свобод; будут постоянно уважать эти права в своих взаимоотношениях; будут действовать в области прав человека и основных свобод в соответствии с целями и принципами Устава ООН и с Всеобщей декларацией прав человека. Наконец, они также заявили, что будут выполнять свои обязательства, как они уста­новлены в международных декларациях и соглашениях в этой области, включая Международные пакты о правах человека, если они ими свя­заны.

Спрашивается, есть ли что-либо конкретное в изложении этого принципа в Декларации принципов СБСЕ по сравнению с уже суще­ствовавшими обязательствами государств в области прав человека и основных свобод по Уставу ООН и другим международным соглаше­ниям? Вполне очевидно, что единственным таким конкретным поло­жением является отсылка к пактам о правах человека в случаях, когда государства — участники Заключительного акта СБСЕ ими связаны. В остальном же это общие декларации, не содержащие конкретных международных обязательств.

По Уставу ООН государства обязались осуществлять международ­ное сотрудничество «в поощрении и развитии уважения к правам че­ловека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (п. 3 ст. 1), а также содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод...» (п. «с» ст. 55) и предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с ООН для достижения этой цели (ст. 56).

Но это лишь провозглашение общей цели сотрудничества между членами международного сообщества государств и не более того. Чтобы такие обязательства приобрели юридическую силу конкретных обязательств всех государств относительно основных прав и свобод человека, они должны быть точно обозначены (перечислены), должно быть сформулировано их конкретное юридическое содержание и ука­заны механизмы контроля за их соблюдением.

По общему международному праву, в частности в силу его общеп­ризнанных обычноправовых норм, такие международные обязательст­ва государств действительно существуют, но они касаются не основных прав и свобод человека вообще, а лишь некоторых из них, точнее тех, которые главным образом имеют основополагающее значение для за­щиты человеческой личности. И нарушение таких международных обязательств рассматривается международным сообществом госу­дарств как международное преступление данного государства со всеми вытекающими для него неблагоприятными юридическими последст­виями.

Такими международными обязательствами по общему междуна­родному праву являются, в частности, обязательства, запрещающие рабство, геноцид и апартеид. Подробнее об этом будет говориться в главе о международной ответственности государств. Здесь же добавим следующее.

Государства в своих взаимоотношениях могут и действительно берут на себя в силу обычноправовых или конвенционных норм меж­дународные обязательства соблюдать в своем внутреннем порядке или правопорядке определенные права и свободы всех или некоторых на­ходящихся на их территории физических и юридических лиц. Это меж­дународные обязательства государств в пользу тех или иных субъектов их внутригосударственного правопорядка, подлежащие осуществле­нию именно в национальном праве данного обязанного государства. Субъектами же таких международных обязательств являются только государства - участники соответствующего соглашения (обычноправовой или конвенционной нормы). Субъекты же внутригосударствен­ного права могут обращаться в международные инстанции в целях содействия защите предусмотренных международно-правовыми нор­мами их прав только при наличии явно выраженного на то согласия государства, на территории которого они находятся, и на условиях такого согласия (обычно после исчерпания соответствующих внутри­государственных возможностей).

Более конкретно международные обязательства государств в пользу индивидов (физических лиц) по общему международному праву существуют, в частности, как обязательства, запрещающие дискриминацию человека в силу любых различий между людьми, запрещающие рабство, геноцид, апартеид и иные преступные действия государств, умаляющие достоинство человеческой личности, а также обязательства об определенном достойном обращении с иностранцами (и апатридами ).

Что же касается других основных прав и свобод человека, то международно - правовое развитие идет по пути заключения соответствующих общих (универсальных) международных конвенций, четко уста­навливающих международные обязательства их участников и механизмы контроля государств-участников за соблюдением установленных обязательств.

В числе таких актов Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах, а также более 40 других международных универсальных договоров.

Однако западные страны, являвшиеся в недалеком прошлом коло­ниальными державами, как правило, не участвуют в Пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также во многих других универсальных договорах о правах человека. В то же время они гру­бейшим образом вмешиваются во внутренние дела других государств, требуя от них соблюдения международных обязательств о правах че­ловека, соблюдением которых они себя отнюдь не обременяют.

Такова подлинная картина защиты основных прав и свобод чело­века в соответствии с современным международным правом.

Глава V

ГОСУДАРСТВО СОГЛАСНО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ

1. Понятие государства

Государства долгое время являлись единственными субъектами и творцами международного права. Ныне они продолжают быть таковы­ми, ибо современное международное право осталось в своей основе правом межгосударственным.

Оперируя термином «государство», международное право его не определяет, но устанавливает, что государства являются особыми, су­веренными образованиями и что одним из основных принципов взаи­моотношений между ними является принцип суверенного равенства государств.

Согласно этому принципу (подробнее см. гл. IV), все государства пользуются суверенным равенством, являются равноправными члена­ми международного сообщества, независимо от различий экономичес­кого, социального, политического или иного характера.

Таким образом, термин «суверенитет» характеризует общие для всех государств специфические свойства, независимо от любых разли­чий между ними.

С учетом такого значения термина «суверенитет» можно, напри­мер, сформулировать следующее определение понятия «государство»:

государство — особая организация по управлению делами существую­щего на определенной территории общества, обладающая свойством суверенитета.

В доктрине права обычно принято считать, что государство харак­теризуется наличием трех признаков: территории (государственной территории), населения и публичной (государственной) власти, но не объясняется, как они взаимосвязаны. Однако они действительно свя­заны общим для всех государств свойством суверенитета, а именно: государственная территория — земное пространство, находящееся под суверенитетом данного государства;

население — совокупность индивидов (граждан, иностранцев, апат­ридов), находящихся в территориальных пределах государства, на ко­торых распространяется юрисдикция (совокупность суверенных властных правомочий) данного государства;

публичная (государственная) власть — особая организация власт­вования, посредством деятельности которой осуществляется государ­ственный суверенитет.

Поэтому суверенитет, определяющий общие специфические свой­ства государств, характеризует одновременно и свойства государствен­ной власти как таковой — ее целостность и единство.

§ 2. Понятие и юридические признаки государственного суверенитета

Суверенитет, как писал в прошлом Г. Еллинек, * по своему истори­ческому происхождению есть прежде всего политическая идея, которая позднее становится юридической. Не ученые-затворники открыли его в своих кабинетах — он обязан своим бытием могучим силам, борьба которых наполняется содержанием веков.

* См.: Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 354.

Сущность суверенитета воплощается в праве — национальном (внутригосударственном) и международном, определяет их основу, главное содержание.

Достаточно общепризнанным в отечественной литературе, особен­но международно-правовой, является следующее определение этого понятия: суверенитет государства (государственный суверенитет) - это присущее государству верховенство на своей территории и незави­симость в международных отношениях.