Смекни!
smekni.com

Международное право3 (стр. 48 из 71)

освобождением от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных (за неко­торыми исключениями);

освобождением от всех трудовых и государственных повинностей, .независимо от их характера, а также от военных повинностей (таких, как реквизиции и военный постой);

правом ввоза с освобождением от таможенных пошлин, налогов и сборов предметов, предназначенных для личного пользования указан­ных лиц и членов их семей;

освобождением от досмотра личного следующего с ними багажа, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, запрещенные для ввоза или вывоза.

Принимающее государство должно, кроме того, предоставлять ор­гану иностранного государства все возможности для выполнения им функций представительства.

Возможности — это некие блага или преимущества, которые госу­дарство пребывания, если в том есть необходимость, может или должно помочь получить иностранному государству в лице его представитель­ных органов и их персонала.

В частности, речь идет о содействии в приобретении или в найме помещений представительства либо жилых помещений для сотрудни­ков, в предоставлении преимущественного права отправки различного рода официальных депеш и прочих отправлений, преимущественного права пользования общественным транспортом дальнего следования, приобретения предметов обихода и тому подобных преимуществах или услугах.

Б. Взаимоотношения государств с международными организациями

Соответствующие нормы кодифицированы ныне в Венской кон­венции о представительстве государств в их отношениях с междуна­родными организациями универсального характера 1975 г.

В ней речь идет о представительстве государств — постоянном или временном — при международных организациях универсального ха­рактера, о представительстве в органах (любого характера) таких орга­низаций государств-членов или государств-нечленов (наблюдателей) и о представительстве государств на конференциях, созываемых уни­версальной международной организацией или под ее руководством.

Применительно к постоянным представительствам при таких ор­ганизациях имеются в виду постоянные представительства государств-членов и постоянные миссии наблюдателя государств — нечленов ор­ганизации. Касательно органов, организаций и конференций речь идет о делегациях государств, участвующих в их работе, и о делегациях, наблюдающих за их работой.

Специфика рассматриваемой ситуации состоит, в частности, в том, что постоянные представительства и делегации в органах и на конфе­ренциях, не вступая в какие-либо непосредственные отношения с го­сударством пребывания, пользуются иммунитетом от юрисдикции пос­леднего, а также привилегиями и возможностями в соответствии с нор­мами международного права, кодифицированными в указанной Кон­венции.

При этом иммунитеты, привилегии и возможности должны предо­ставляться государством пребывания органам посылающего государства независимо от непризнания им посылающего государства или раз­рыва дипломатических отношений между ними.

Все это порождает существенные трудности и особенности во вза­имоотношениях между посылающим государством и государством пребывания по поводу предоставления иммунитетов и привилегий или пользования ими, а также особые условия разрешения соответствую­щих международных споров.

Что же касается существа иммунитетов, привилегий и возможнос­тей, то оно то же, что и изложенных выше.

§ 3. Лица, пользующиеся международной защитой

По поручению Генеральной Ассамблеи Комиссия международного права ООН изучила вопрос о защите и неприкосновенности дипломатических агентов и других лиц, пользующихся специальной защитой в соответствии с международным правом. Разработанный ею проект статей лег в основу принятой Генеральной Ассамблеей на сессии в 1973 г. Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (вступила в силу 20 февраля 1977 г.).

Согласно Конвенции, лицом, пользующимся международной за­щитой, является:

a) глава государства, глава правительства или министр иностран­ных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровож­дающие их члены семьи;

b) любой представитель или должностное лицо государства, или должностное лицо или иной агент международной организации, кото­рый во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помещения или его транспортных средств было совершено пре­ступление, и в месте совершения такого преступления имеет право на специальную защиту от любого нападения на его личность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены его семьи.

Преднамеренное совершение преступлений против таких лиц или соучастие в них должны рассматриваться каждым государством — участником Конвенции в соответствии с его внутренним законодатель­ством как тяжкие преступления. Устанавливается также либо юрис­дикция данного государства в отношении таких преступлений, либо обязанность выдачи соответствующих лиц другому государству (на территории которого преступление совершено либо государству их гражданства).

Представляется, что в современных условиях положения настоя­щей Конвенции имеют существенное значение для международного сообщества государств в плане поддержания и укрепления нормаль­ных, дружественных отношений между всеми государствами.

Конвенция, в частности, подтверждает, что специальная защита указанных в ней лиц вытекает из предписаний действующего обычного международного права.

§ 4. Консульское право

Консульское право — один из институтов международного права, регулирующий порядок консульских сношений между государствами. Его нормы кодифицированы ныне в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

Участниками этой Конвенции являются около 120 государств. Од­нако распространенная практика государств, включая участников Кон­венции, состоит в заключении двусторонних консульских конвенций, конкретизирующих или видоизменяющих соответствующие положе­ния общего международного права и, в частности, определяющих райо­ны деятельности консульских учреждений, именуемые консульскими округами.

Главы консульских учреждений делятся на четыре класса: гене­ральных консулов, консулов, вице-консулов и консульских агентов. Соответственно именуются и сами консульские учреждения — гене­ральное консульство, консульство, вице-консульство и консульское агентство.

Специфика консульских сношений состоит прежде всего в том, что они возможны и без наличия дипломатических отношений и разрыв дипломатических отношений не влечет за собой ipso facto разрыва от­ношений консульских.

Специфичны и консульские функции, подробно изложенные в Конвенции. Главная такая функция — защита в государстве пребыва­ния (обычно в пределах консульского округа) интересов отечественно­го государства, его граждан и юридических лиц на основе предписаний международного права.

Консульские учреждения (и их персонал) пользуются в соответст­вии с международным правом (в частности, с консульскими конвен­циями) определенными иммунитетами, привилегиями и возможнос­тями.

В целом иммунитеты консульских учреждений и их должностных лиц существенно уже дипломатических иммунитетов, а привилегии и возможности с учетом специфических консульских функций значительно шире.

Аккредитуя консульское должностное лицо, государство снабжает его документом, именуемым консульским патентом. На его основании государство пребывания выдает документ о праве заниматься консуль­ской деятельностью. Этот документ называется экзекватурой.

Глава XVI

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

§ 1. Общие положения

Право международных договоров — отрасль общего международ­ного права, т.е. относительно автономная совокупность и система норм, в основе которых лежит единство предмета регулирования, которым в данном случае является заключение и исполнение международных до­говоров.

Соответствующие обычные нормы общего международного права в значительной своей части кодифицированы ныне в двух универсаль­ных международных конвенциях — Венской конвенции о праве меж­дународных договоров 1969 г. и Венской конвенции о договорах между государствами и международными организациями или между между­народными организациями 1986 г.

К первой из этих конвенций примыкает также Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., о которой говорилось выше (см. гл. VIII). В свою очередь, вышеуказанные кон­венции устанавливают, что они не содержат положений относительно последствий для международных договоров, возникающих из между­народной ответственности государств и из начала военных действий между государствами, т.е. отсылают в этой части к другим междуна­родно-правовым нормам. Иначе говоря, данная отрасль международ­ного права — это лишь относительно автономная совокупность и сис­тема соответствующих норм, ибо все нормы международного права так или иначе взаимосвязаны.

§ 2. Договоры между государствами

В соответствии с Венской конвенцией о праве международных до­говоров 1969 г. «договор означает соглашение, заключенное между го­сударствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования».

Таким образом, межгосударственный договор — это международ­но-правовой акт, выражающий в письменной форме достигнутое заин­тересованными государствами согласие относительно их взаимного по­ведения в процессе международного общения. Следовательно, за рам­ками межгосударственных договоров как письменных актов находятся, в частности, заключаемые в устной форме так называемые джентль­менские соглашения между государствами.