Смекни!
smekni.com

Международное право3 (стр. 57 из 71)

Конвенция также учредила Международную организацию граж­данской авиации (ИКАО), подробно определив ее цели и задачи (ст. 44). В их числе: обеспечивать безопасное и упорядоченное разви­тие международной гражданской авиации во всем мире; способство­вать безопасности полетов в международной аэронавигации.

Обеспечение безопасности международных полетов - одна из главнейших целей МВП. Эта цель достигается путем разработки мер, касающихся технической надежности авиационной техники, аэропор­тов и других средств, используемых в международной аэронавигации, что входит в задачу ИКАО и составляет содержание принимаемых ею регламентов, а также путем установления правил и регламентов, каса­ющихся полетов и маневрирования воздушных судов. Она также до­стигается путем заключения международных конвенций по инициати­ве ИКАО о незаконных актах, направленных против безопасности воз­душного судна и находящихся на его борту лиц или имущества.

Этому служат: Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токийская конвенция 1963 г.); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаагская конвенция 1970 г.) и Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреальская конвенция 1971 г.).

Цель обеспечения безопасности международной воздушной аэро­навигации достигается также организацией движения воздушных судов и управления их полетами путем, в частности, установления воздушных трасс и коридоров, управления полетами с помощью средств воздушной аэронавигации. Над открытым морем эта задача осуществляется органами ИКАО, а в пределах государственной терри­тории — соответствующими национальными службами.

Все это является воплощением обязательства государств по Чикаг­ской конвенции сотрудничать в обеспечении максимально достижимо­го единообразия правил, стандартов, процедур в отношении воздуш­ных судов, персонала, воздушных трасс и вспомогательных служб, по всем вопросам, в которых такое единообразие будет содействовать аэронавигации и совершенствовать ее (ст. 37).

Чикагская конвенция, а также заключаемые на ее основе государст­вами двусторонние и многосторонние соглашения регулируют главным образом регулярные международные полеты гражданской авиации, осу­ществляемые должным образом управомоченным на то государством его национальными авиапредприятиями для перевозки пассажиров, ба­гажа, грузов и почты за установленную плату, т.е. в коммерческих целях. При этом в соответствии с действующими соглашениями они наделены следующими основными правами, именуемыми также «свободами воз­духа»: правом транзитного полета без посадки на территории государст­ва, предоставившего такое право; правом перевозки в другое государство пассажиров, груза и почты, взятых на борт в государстве регистрации воздушного судна; правом перевозки пассажиров, груза и почты с терри­тории другого государства в государство регистрации (национальности) воздушного судна; правом принимать на борт на территории другого государства пассажиров, груз и почту для перевозки на территорию третьего государства, а также правом высаживать пассажиров и выгру­жать грузы и почту на территории этого другого государства, следующие на территорию третьего государства; правом посадки в ходе транзитного полета над территорией другого государства на его территории в неком­мерческих целях (для заправки топливом, исправления возникших по­вреждений и т.п.). Все это подробно регламентируется соответствующи­ми межгосударственными соглашениями.

Чикагская конвенция содержит специальную главу «Споры и не­выполнение обязательств». В ней предусматривается, в частности, что разногласия между государствами-участниками, касающиеся толкова­ния или применения Конвенции и ее Приложений, неурегулированные путем переговоров, по просьбе любого государства в споре подлежат разрешению Советом ИКАО. Такие решения Совета могут быть обжа­лованы путем обращения к третейскому суду (арбитражу), образован­ному в соответствии с положениями Конвенции.

В этой главе предусмотрены также санкции в отношении авиапред­приятия, не выполняющего соответствующие решения, и санкции в отношении государства, не выполняющего обязательств, предусмот­ренных в данной главе Конвенции.

Таковы некоторые основные положения современного междуна­родного воздушного права в соответствии с действующими междуна­родными соглашениями, регулирующими осуществление международ­ной аэронавигации.

Центральное такое соглашение, участниками которого являются практически все заинтересованные государства (более 160 госу­дарств) — Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., учредившая ИКАО. Интегральной частью Конвенции являются при­ложения к ней, конкретизирующие и развивающие соответствующие ее положения. Ныне число таких Приложений достигло 17. Приведем заглавия некоторых из них:

Приложение 1. Требование к личному составу гражданской авиа­ции при выдаче свидетельств;

Приложение 2. Правила полетов;

Приложение 3. Метеорология;

Приложение 6. Производство полетов;

Приложение 8. Летная годность воздушных судов;

Приложение 10. Радионавигация и радиосвязь;

Приложение 11. Служба управления воздушным движением;

Приложение 14. Аэродромы.

Помимо ИКАО существенную роль в деле становления и развития МВП играют международные региональные авиационные организа­ции и органы, которых насчитывается ныне около четырех десятков. К наиболее важным таким организациям относятся, в частности: Ев­ропейская конференция гражданской авиации, созданная в 1954 г.; Ев­ропейская организация по обеспечению безопасности навигации — Евроконтроль, образованная в 1960 г.; Африканская комиссия граждан­ской авиации, возникшая в 1969 г.; Агентство по обеспечению безопас­ности аэронавигации в Африке и Мадагаскаре, учрежденное в 1959 г.; Центральноамериканская организация по обслуживанию аэронавига­ции, учрежденная в 1960 г.; Латиноамериканская комиссия граждан­ской авиации, образованная в 1973 г.; Совет гражданской авиации арабских государств, учрежденный в 1967 г.

Существует, кроме того, значительное число международных не­правительственных организаций, призванных оказывать содействие сотрудничеству государств в деле обеспечения эффективной и безопас­ной международной аэронавигации. В числе научных таких организа­ций международного характера — Ассоциация международного права и Институт международного права, не однажды рассматривавшие со­ответствующие международно-правовые проблемы на своих регуляр­ных сессиях.

Глава XIX

МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

§ 1. Общие положения

Международное космическое право — отрасль современного меж­дународного права, регулирующая деятельность государств по иссле­дованию и использованию космического пространства, устанавливаю­щая его правовой режим.

Потребность международного правового регулирования космичес­кой деятельности порождена научно-техническим прогрессом, привед­шим к запуску Советским Союзом 4 октября 1957 г. первого искусст­венного спутника Земли, ознаменовавшему начало освоения человече­ством космического пространства.

Космической деятельностью занимается ныне весьма ограничен­ное число высокоразвитых и обладающих соответствующими возмож­ностями государств. Но в результате такой деятельности и в ее между­народно-правовом регулировании заинтересованы все государства мира, человечество в целом. Поэтому правовое регулирование косми­ческой деятельности с самого начала стало осуществляться путем за­ключения главным образом универсальных международных соглаше­ний, открытых для участия всех государств.

Основная роль в деле разработки таких договоров принадлежит Организации Объединенных Наций в лице Генеральной Ассамблеи, ее вспомогательного органа — Комитета по использованию космического пространства в мирных целях и его подкомитета по правовым вопро­сам.

Как отмечалось ранее (гл. XII), космическое пространство — это негосударственная (международная) территория, юридический статус и правовой режим которой определяется международным правом.

Космическое пространство, имеющее такой юридический статус, простирается за пределы земного пространства в бесконечность, но практически речь идет о его исследовании и использовании в пределах Солнечной системы.

§ 2. Источники международного космического права

В основе правового режима космического пространства лежат вы­работанные в рамках ООН или под ее эгидой международные универ­сальные договоры. В их числе: Договор о принципах деятельности го­сударств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.; Конвенция о реги­страции объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. Такими договорами являются также: Соглашение о спа­сениикосмонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объек­тов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космически­ми объектами, 1972 г.

Исходя из положений универсальных международных соглаше­ний, многие государства заключили соглашения о научно-техничес­ком сотрудничестве в сфере космической деятельности, число кото­рых превышает десятки, если не сотни, и продолжает непрерывно расти.

К числу источников международного космического права универ­сального характера относятся также договоры, частично регулирую­щие и космическую деятельность. Это, например, Договор о запреще­нии испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом про­странстве и под водой 1963 г.; Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на при­родную среду 1977 г.