Смекни!
smekni.com

Международное право3 (стр. 59 из 71)

Разрешается также использование минеральных и других веществ Луны и иных небесных тел для поддержания жизнедеятельности экс­педиций.

Соглашение требует от государств принимать меры по предотвра­щению внесения неблагоприятных изменений в окружающую природ­ную среду Земли как вследствие доставки внеземного вещества, так и каким-либо иным путем.

Этой же цели служат положения Конвенции о запрещении воен­ного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., запрещающие применение любых на­учно-технических средств, в том числе и космических, для воздействия .на погоду и климат Земли, если такие средства могут вызвать долго­срочные разрушительные или губительные для природы последствия.

Согласно Договору о принципах 1967 г., государство, в регистр кото­рого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраня­ет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Это означает, в частности, что юрисдикция государства запуска распространяется на экипаж запущенного объекта, независимо от гражданской принадлежности его членов.

Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г. предусматривает обязанность каждой его стороны, которая по­лучает сведения или обнаруживает, что экипаж космического корабля потерпел аварию, или находится в состоянии бедствия, или совершает вынужденную или непреднамеренную посадку на территории, находя­щейся под ее юрисдикцией, в открытом море или в любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, немедлен­но сообщает власти, осуществившей запуск, или немедленно сообщает об этом для всеобщего сведения, а также информирует об этом Гене­рального секретаря ООН для тех же целей.

Если экипаж космического корабля приземлился на территории данной стороны Соглашения, она незамедлительно примет все возмож­ные меры для его спасения и оказания ему всей необходимой помощи. Экипаж корабля должен быть также в безопасности и незамедлительно возвращен представителям властей, осуществивших запуск.

Если каждая сторона Соглашения, которая получает сведения или обнаруживает, что космический объект или его составные части воз­вратились на Землю на территории, находящейся под ее юрисдикцией, или в открытом море, или в любом другом месте, она информирует об этом власти, осуществившие запуск, и Генерального секретаря ООН. Каждая сторона, в пределах юрисдикции которой обнаружен косми­ческий объект или его составные части, по просьбе властей, осущест­вивших запуск, и с их помощью, если их попросят, принимает такие меры, которые она сочтет практически осуществимыми для спасения этого объекта или его составных частей.

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинен­ный космическими объектами, 1972г. устанавливает, что запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенса­ции за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.

Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства, то последнее несет ответ­ственность только в том случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.

Термин «ущерб» означает лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья либо уничтожение или повреждение имущества государств либо физических или юридических лиц или имущества международных межправительственных организаций.

Термин «космический объект» охватывает составные части косми­ческого объекта, средства его доставки, а также его части.

Разумеется, выше приведены лишь некоторые существенные поло­жения соответствующих общих международных договоров, регулиру­ющих космическую деятельность, без их детализации и возможных исключений.

По-прежнему острой и не решенной является проблема договорно­го установления границы между воздушным и космическим простран­ствами.

Существенные разногласия существуют между государствами по поводу условий непосредственного телевизионного вещания через спутники для населения государств, которых это касается, в частности об условиях ограждения их народов от попыток использовать такое вещание в целях вмешательства во внутренние дела государств, обо­стрения взаимоотношений между ними.

Весьма существенные проблемы остаются не до конца решенными применительно к правовым принципам дистанционного зондирования Земли из космоса, одобренным Генеральной Ассамблеей ООН в 1986 г., когда речь идет о таком зондировании территории иностранных государств. Эти принципы полностью не решают проблем заинтересо­ванных иностранных государств, касающихся неиспользования дан­ных об их природных ресурсах вопреки их законным правам и интере­сам.

В 1975—1976 гг. возникла весьма острая проблема, касающаяся правового регулирования условий использования геостационарной ор­биты, в связи с тем, что группа государств заявила о своих особых правах, вплоть до осуществления своего суверенитета, в отношении участков геостационарной орбиты, расположенных над их территория­ми. Указанные претензии экваториальных стран были отвергнуты дру­гими государствами, но в договорном порядке вопрос о геостационар­ной орбите не урегулирован.

Выше обозначены лишь некоторые проблемы, требующие сущест­венных усилий и сотрудничества всех государств в целях их урегули­рования на справедливой и взаимоприемлемой основе. Однако это лишь малая часть таких проблем. Возникнут, очевидно, и новые, ибо развитие научно-технических возможностей требует адекватного им международно-правового регулирования космической деятельности.

Глава XX

ПРАВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

§ 1. Общие положения

В последние десятилетия перед международным сообществом го­сударств во весь рост встала одна из глобальных проблем современнос­ти — проблема охраны и рационального использования окружающей человека природной среды.

По своему значению она является, видимо, сопоставимой с про­блемой поддержания и укрепления международного мира и безопас­ности. Однако если последняя проблема, сводящаяся в своей основе к регулированию использования силы (вооруженных сил) в межго­сударственных взаимоотношениях, вполне разрешима в рамках меж­дународно-правового регулирования и достаточно урегулирована со­ответствующими положениями Устава ООН, то проблема охраны ок­ружающей среды является не столько юридической, сколько научно-технической.

Действительно, необходимо было осознать взаимосвязанность природных явлений на Земле, организовать непрерывное наблюдение за такими явлениями и их аномалиями, выявить те явления, которые, будучи связаны с деятельностью человечества по воспроизводству его жизни, наносят ущерб земной флоре и фауне, и предложить средства и методы устранения таких вредных последствий для природной среды или их минимизации.

Только на такой основе возможно заключение межгосударствен­ных соглашений об охране и рациональном использовании окружаю­щей среды. И соответствующие соглашения заключались и заключа­ются в зависимости от случая на двусторонней, многосторонней или универсального характера основе. Ныне их насчитывается несколько сотен.

Однако меры охраны окружающей среды в пределах государствен­ной территории упираются в проблему отсутствия или ограниченности денежных или технических средств для их претворения в жизнь у боль­шинства государств мира, именуемых ныне развивающимися или сла­боразвитыми странами. И разрыв между развитыми и развивающими­ся государствами не только не сокращается, но усиливается в резуль­тате эксплуатации последних транснациональными капиталистичес­кими монополиями. Иными словами, развивающиеся страны, как пра­вило, не готовы заключать соглашения об охране и рациональном ис­пользовании своей природной среды.

Развитые страны осуществляли на своей территории меры преоб­разования природной среды, например меры по регулированию своих водотоков с помощью дамб, плотин и прочих сооружений, по осушению болот, применению разного рода химических средств для борьбы с вредными насекомыми, меры химической мелиорации почв и т.п., не осознавая существенно вредных последствий такой деятельности для природной среды. Овладение ядерной энергией привело к строитель­ству многочисленных атомных электростанций и т.д. Чернобыльская катастрофа показала грозную опасность подобных мероприятий для окружающей среды.

Короче говоря, научно-технический прогресс не только породил все более существенные возможности охраны окружающей среды, но и выявил наличие иррационального ее использования или преобразо­вания в ходе человеческой деятельности.

Проблема охраны окружающей среды в 80-х годах текущего столе­тия была наконец осознана как глобальная проблема современности, от решения которой зависит дальнейшее существование человечества.

Научному исследованию этой проблемы с тех пор было посвящено множество международных конференций и совещаний, в том числе на всеобщем уровне. Они выработали в этом отношении многочисленные рекомендации.

Были предприняты также меры по выделению и формированию права окружающей среды как в плане внутригосударственного, так и в плане международного права. Право окружающей среды стало интен­сивно формироваться как одна из отраслей современного международ­ного права. Этому вопросу посвящены ныне многие труды юристов-международников.

Однако мало осознать и предложить меры интенсивного форми­рования и развития международного права окружающей среды. Не­обходимо еще изыскать денежные и иные средства воплощения в жизнь соответствующих международных обязательств, которых не имеют большинство бывших колониальных и зависимых стран, ока­завшихся ныне в тисках неоколониализма и все более отстающих в своем экономическом развитии от развитых стран. Ныне это глобаль­ная проблема установления нового экономического порядка с учетом справедливых требований развивающихся стран, их интересов и по­требностей.