Смекни!
smekni.com

Правящая партия в тоталитарном государстве (стр. 1 из 9)

Федеральное агентство высшего специального образования Российской Федерации

Башкирский государственный университет

Институт права

Кафедра теории и истории государства и права.

Курсовая работа по теории государства и права:

Правящая партия в тоталитарном государстве.

Выполнила: студентка 1 курса СФО ; группа №4

Байтерякова Эльза Закиевна

Проверил: кандидат юридическких наук

Файзуллин Г. Г.

У Ф А – 2 0 0 7

Правящая партия в тоталитарном государстве.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ стр. 3

ГЛАВА 1. Сущность тоталитаризма и причины его возникновения стр 8

ГЛАВА 2. Политическая партия в тоталитарном государстве:

государство – партия - вождь. стр. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. стр. 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 39

Введение.

Сегодня, когда человечество в процессе глобализации становиться единым, но его так и не оставляют катастрофические потрясения, когда оно, по всей видимости, вновь стоит на пороге масштабных перемен, мы обращаемся к теме тоталитарных обществ, остающейся по-прежнему актуальной.

Завершившийся ХХ век войдет в летопись истории как век, одной из особенностей которого являются борьба демократии и тоталитаризма, крушение тоталитарных порядков, как фашистского типа, так и коммунистических цветов.[1]

В данной курсовой работе рассматриваюется вопрос о месте партии в тоталитарном государстве, о слиянии партийной власти с государственной, ведь одним из характерных признаков политической системы тоталитарного общества является слияние, даже растворение власти государственной с властью монопольно правящей партии. Политическая власть поглощает все общество и конкретного человека, при этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты.

Тоталитарные режимы чаще всего возникают в чрезвычайных условиях нарастающей нестабильности, глубокого экономического и политического кризиса в обществе, необходимости быстрого решения стратегических задач. Именно с экстремальными условиями связаны базовые черты тоталитаризма – мессианская моноидеология (социальная, национальная или религиозная), утверждение в стране правящей партии, отстаивающей эту «спасительную» идеологию, появление хоризматического лидера («отца нации», «спасителя народа», великого вождя).[2]

Различают три формы тоталитарного режима: итальянский фашизм, немецкий национал-социализм и советский коммунизм. Они отличаются по происхождению, по истокам и природе массовых движений, лежащих в фундаменте их формирования, по идеологии и целям этих движений, но и для тоталитаритазма фашистского типа, и для коммунистического тоталитаризма характерна власть партийно-государственного тандема, возглавляемого хоризматическим лидером. Целью исследования данной работы и будут являться отношения партия – вождь – государство.

Но чтобы лучше понять и осмыслить место партии в тоталитарном государстве, равно как и лидера партии, нужно обратиться к истокам тоталитаризма, понять, что это за зло, почему данный политический режим является антидемократическим, антигуманным, ушел ли он в прошлое вместе с крушением однопартийной системы в главных тоталитарных государствах и не грозит ли человечеству возрождение этого «дракона» уже в новом обличии?

Сегодня мы живем в эпоху провозглашенного плюрализма, многообразия мнений, мировоззрений. Свобода совести, гласность и демократия стали идеалами нашего времени. Однако не все так просто. Вместе с этими, несомненно достойными ценностями, пришло поклонение многому тому, созидательность чего весьма сомнительна. Западные ценности, западный менталитет давно и стремительно распространяются по всему миру, меняя облики стран и континентов. Внося положительные достижения цивилизации, успехи в построении материальной стороны жизни, блеска и комфорта, они несут далеко неоднозначные ценности для внутреннего мира человека, а значит, и для самого общества. Ибо весь опыт человечества доказывает ту банальную истину, что из несовершенных людей нельзя создать совершенное общество.

Многочисленные попытки «механических» построений не дали положительного результата. Провозглашенные идеи о правовом государстве, разделении властей, и прочие попытки построения на основе формальной, внешней законности, не явились панацеей от катастрофических потрясений. Можно сказать, что они, собственно говоря, и не заявляли себя таковыми, не претендовали на решение всех проблем. Однако это будет не всей правдой. На построение нового рая, несомненно, выдвигали притязания западные ценности, в которые идеи либерализма и демократии входят как фетиши.

В нашу эпоху мы можем констатировать действительно катастрофическое положение человечества.

Мир потрясают один за другим чудовищные теракты, взрывы бомб, разрушительные войны на Востоке, и даже казнь лидера тоталитарного режима Ирака Саддама Хусейна нельзя оценить однозначно. Мы вошли в новую стадию нестабильности, столкнулись с выросшей в глубинах человечества «неизвестной» грозной силой, имеющей свои истоки, причины возникновения, которые необходимо понять, так как эта сила стала угрозой существованию человечества. Но она в то же время является одной из граней человеческой природы, порождением всего человечества, а не только кучки «неуравновешенных» фанатиков. Не осознав сущности этих причин, невозможно будет по настоящему бороться с последствиями их разрушительных проявлений, искоренить, или хотя бы поставить оные в приемлемые рамки.

Исследовать тему тоталитаризма трудно, так как эта сфера является сплошь идеологизированной, находящейся в центре современной мировой политической борьбы. А на этом фронте не брезгуют использовать всякие утонченные виды лжи, такие, как односторонняя правда, демагогия, голословные, не доказываемые утверждения, преувеличения, подмены и смешения смыслов.

Тоталитаризм как политический режим и определенное общественное устройcrвo изучается с 20-х годов ХХ столетия. Как известно, Карл Поппер занялся специальным изучением «закрытого» и «oткpытoго» общества уже в 1938 году, сразу же после захвата Австрии гитлеровской Германией. «Решение написать эту книгу, - писал Карл Поппер в 1992 году о книге «Oткрытое общество и его враги» в своем письме к русским читателям, - я принял в тот день, когда узнал о вторжении Гитлера в мою родную Австрию, а окончил работу над ней ровно пятьдесят лет назад. После того, как несколько издательств отвергли мою книгу, она была отпечатана в Лондоне под обстрелом гитлеровского «сeкpeтнoгo оружия» Фау-1 (управляемых беспилотных бомбардировщиков) и Фау-2 (чрезвычайно мощных для того времени ракет). Опубликована она была в 1945 году, когда война в Европе уже окончилась, но работу над ней я считал своим вкладом в победу».1

Уже вскоре появились многие другие исследования тоталитарных порядков: такие «классические» работы, как книга Фридриха Хайека «Дopoгa к рабству»(1944), исследование Ханны Арендт «Происхождение тоталитаризма» (1951), труд К.Фридриха и З.Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956), лекции Раймона Арона, прочитанные в Сорбоне в 1957-1958 годах, статьи К.Маннгейма, Р.Михельса, Х.Ортеги-иГассета, А Улама, Э.Фромма, М.Хоркхаймера, а также работы отечественных социологов, историков и политологов: Н.Бердяева, А.Галкина, М.Гефтера, А.Зиновьева, И.Клямкина, Р.Кочесокова, Б.Лопухова, Л.Мельникова, Л.Проектора, Л.Троцкого, А.Ципко и других.

Как видно, к тому времени, когда Карл Поппер писал свою книгу «Oткpытoe общество и его враги» (1938- 1942), инициированную, по его признанию, слабым анализом тоталитаризма, основные «классические» работы, посвященные тоталитаризму, еще только начинали выходить (чуть раньше, в 1944 году, вышла рабага Ф.Хайека «Дорога К рабству»). И только значительно позже - в обстановке «холодной войны» - окончательно сложилась западная концепция тоталитаризма, раскрывающая сущностные черты тоталитарных порядков и специфику его основных типов; правого (фашистского) и левого (коммунистического). Кстати, это разграничение уже четко проводит и Карл Поппер. Считая, что в основе тоталитаризма как определенного общественного устройства всегда лежит определенный вид историцизма - по его мнению, ложной концепции, утверждающей, что история управляется определенными законами, что исключает свободу выбора личности, человека, индивида, К.Поппер писал, что основные характеристики этого пагу6ного подхода «присущи двум наиболее важным современным версиям историцизма, анализу которых посвящена большая часть этой книги (<<Открытое общество и его враги»). «Я имею в виду расистскую или фашистскую философию истории, с одной (правой) стороны, и марксистскую философию истории, с другой (левой) стороны».1

Но на протяжении всей «.холодной войны», т.е. вплоть до второй половины 80-х годов в Советском Союзе и в других странах «реального социализма» считалось, что изображать реальный социализм в качестве коммунистического тоталитаризма - значит повторять «буржуазную клевету» на социализм. Только позже и постепенно, по мере разоблачения несостоятельности официального сталинского «марксизма-ленинизма», господствовавшего в странах «реального социализма», в меру осознания того, что здесь социализм так и не бьт построен, в этот пробуждающийся к свободе мир проникает, с одной стороны, признание того, что социализм здесь так и не был построен, а с другой, то, что существовавшие здесь порядки были порядками тоталитарными.· Однако этот поворот казался нелегким и не всеобщим. Почему? Принять такое понимание, значило согласиться с тем, о чем уже давно писала западная политология.

Следует отмenrrь, что Лев Троцкий, борясь против Сталина и его фальсификаций взглядов Маркса, Энгельса, Ленина, уже в 1936 году называл порядки в СССР «тоталитарными», угверждал, что советский «режим получил «тоталитарный» характер за несколько лет до того, как из Германии пришло это слово».1