Смекни!
smekni.com

Договор возмездного оказания услуг 3 (стр. 1 из 6)

Факультет: Юридический

Специальность: Юриспруденция

Курсовая работа

Тема: «Договор возмездного оказания услуг»
(тема работы)
Выполнил студент

4 курса заочного отделения (6 лет)

Куклева Ирина Андреевна

(курс, группа, фамилия, имя, отчество)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг. 5

1.1.Услуги как гражданско-правовая категория. 5

1.2.Виды возмездного оказания услуг. 10

1.3.Оплата услуг……………………………….........................................18

Глава 2. Особенности договора возмездного оказания услуг в гражданском праве России20

2.1. Понятие и условия договора возмездного оказания услуг. 20

2.2. Содержание договора возмездного оказания услуг. 24

Заключение. 31

Список использованной литературы.. 33

Тема курсовой работы «Договоры на возмездное оказание услуг» выбрана мной не случайно. Ежедневно множество раз, нам участникам гражданских правоотношений, осознано и не осознано для себя приходится вступать в договорные правоотношения, основная доля которых, договоры возмездного оказания услуг. Этот вид договорных правоотношений развивается вместе с эволюцией общественно-политических отношений, с древних времён, постоянно изменяясь и приобретая новые правила необходимые для регулирования разных видов услуг.

Стремительный рост сферы услуг в настоящее время является одной из главных закономерностей развивающейся экономики и охватывает широкий круг видов деятельности, направленных на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребностей общества в целом: от торговли, транспорта и финансирования до страхования, посредничества консультирования и удовлетворения культурных запросов потребителей. Именно поэтому проблема регулирования договора возмездного оказания услуг имеет важнейшее значение для отечественного гражданского права.

В соответствии со ст. 128 ГК услуги как разновидность действий представляют собой особый вид объектов гражданских прав. Роль таких действий и деятельности существенно возрастает в условиях современной рыночной экономики.

Первостепенное значение в плане расширения и укрепления сферы услуг и совершенствования ее правового регулирования имеет факт включения рассматриваемой категории в Конституцию РФ. Основополагающими в данном случае признаются нормы, содержащиеся в ст. ст. 8 и 74 Конституции РФ, согласно которым наряду с единством экономического пространства в России гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Другие нормы не допускают на территории страны установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Итак, все выше указанные мной обстоятельства обосновывают актуальность данной работы.

Предметом настоящего исследования являются нормативные правовые акты, монографические источники, материалы судебной практики и периодических изданий.

Объектом исследования, является правовой институт договора возмездного оказания услуг.

Целью данной работы является комплексное изучение института договора возмездного оказания услуг, его особенностей, места и значения в гражданском обороте. Соответственно, к задачам данного исследования можно отнести:

- анализ понятия услуг в гражданском праве России;

- исследование вопросов правового регулирования возмездного оказания услуг;

- изучение содержания договора возмездного оказания услуг;

- изучение особенностей исполнения договора возмездного оказания

услуг.

Задачи исследования определяют его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

При написании данной работы были использованы учебные и справочные издания, монографии, статьи из периодических изданий, материалы судебной практики.

Глава 1. Правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг

1.1. Услуги как гражданско-правовая категория

Несмотря на то, что дискуссии о сущности услуг, их месте в нормативном регулировании велись в цивилистической доктрине еще с 70-х годов ХХ века, до сих пор отсутствует как легальное, так и единое доктринальное понятие «услуги». До принятия ГК РФ мнения цивилистов по вопросу о гражданско-правовой сущности услуг существенно разнились. Большинство из них (Н. А. Баринов, А. Ю. Кабалкин, В. П. Мозолин, Э. Л. Плоом, А. Е. Шерстобитов)[1] преимущественно рассматривали услуги как деятельность по удовлетворению потребностей граждан.

Другие (Ю. Х. Калмыков, Е. Н. Романова)[2], в целом разделяя эту позицию, указывали на то, что понятием «услуги» охватываются имущественные отношения не только с участием граждан, но и с участием социалистических организаций. Принципиально иную позицию заняли О. С. Иоффе[3] и Е. Д. Шешенин[4], которые рассматривали услуги как предмет обязательств об оказании услуг.

Наиболее широко определял услугу Ю. Х. Калмыков: «деятельность, направленная на создание удобств или предоставление льгот контрагенту по обязательственному правоотношению»[5]. Соответственно, к обязательствам по оказанию услуг он относил любые по своей правовой природе договоры, которые совершаются на льготных условиях, либо с целью создания удобств для управомоченного лица: договоры бытового подряда и проката, розничной купли-продажи в кредит и т. д. Очевидно, что при подобном подходе понятием «обязательства по оказанию услуг» охватывается слишком широкий круг обязательств, что размывает само это понятие.

Довольно широко распространено мнение об услугах как результате деятельности. Так, С. С. Алексеев отмечал, что услуги – это «не сама по себе деятельность, а определенный результат»[6]. М. В. Кротов определял услугу как «деятельность гражданина или организации, потребляемая в процессе ее осуществления, продукт которой не имеет овеществленного выражения»[7]. Из приведенных определений видно, что рассмотрение услуг как результата деятельности в отрыве от самой деятельности непродуктивно, так как в конечном итоге все эти авторы определяли услуги через деятельность.

Наибольшую поддержку в литературе получило определение услуги как деятельности, не имеющей овеществленного результата. О. С. Иоффе указывал на то, что в договоре услуг идет речь «о деятельности таких видов, которые не получают или не обязательно должны получить воплощение в материализованном, а тем более в овеществленном результате»[8]. Е. Д. Шешенин выделял следующие признаки услуги: «а) это деятельность лица (юридического или физического), оказывающего услугу; б) оказание услуги не оставляет вещественного результата; в) полезный эффект услуги (деятельности) потребляется в процессе предоставления услуги, а потребительная стоимость услуги исчезает»[9].

Отсутствие овеществленного результата как основной признак услуг использовался и для их отграничения от работы. В связи с этим проблема соотношения работ и услуг, а, следовательно, и соотношения договора подряда и договора по оказанию услуг, приобрела самостоятельное значение в дискуссии о понятии услуг.

Отсутствие в функционировавшем в то время гражданском законодательстве дифференциации правового регулирования отношений по выполнению работ и оказанию услуг позволяло рассматривать услуги как разновидность работы. Так, И. Л. Брауде утверждал, что «работа может состоять в изготовлении какой-либо вещи или в оказании услуг»[10].

Е. Д. Шешенин же, обосновывая необходимость законодательного закрепления договора по оказанию услуг, настаивал на необходимости разграничения работ и услуг. Признавая единство экономической сущности услуг, он, тем не менее, подчеркивал деление услуг по результату деятельности, которые либо воплощаются в вещах, либо не существуют отдельно от исполнителей. Соответственно, по его мнению, «услуги первого рода являются предметом подрядных обязательств, а услуги второго рода – предметами договоров, порождающих обязательства по оказанию услуг»[11].

В дореволюционном русском гражданском праве разграничение работ и услуг практически отсутствовало. Д. И. Мейер давал следующее определение подряду: «договор, по которому одно лицо обязывается за известное вознаграждение, в течение известного времени, оказать другому лицу какую-либо услугу»[12].

В современном законодательстве материальное выражение результата деятельности положено в основу разграничения работ и услуг как объектов налогообложения. В ст. 38 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ)[13] работы определяются как деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей юридических и (или) физических лиц, а услуги – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

В ст. 779 ГК РФ словосочетание «оказание услуг» раскрывается как совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. Кроме того, в п. 2 данной статьи содержится открытый перечень услуг, подпадающих под действие гл. 39 ГК РФ: услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию.