Смекни!
smekni.com

Экономика и право 2 (стр. 1 из 2)

Министерство Образования РФ

Таганрогский Институт Управления и Экономики

ДОКЛАД

ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ

Тема: Экономика и право.

Выполнила студентка 2 курса

группы Ф-26

Педошенко А. В.

Приняла Зуева Ю.А.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Проблема правового воздействия на экономические отношения всегда была актуальна для отечественной науки. В советский период и постперестроечные годы данной теме были посвящены моногра­фии, статьи, многочисленные исследования. Очевидные неудачи эко­номического реформирования в настоящее время придали особую значимость такого рода работам. Проблема экономического рефор­мирования не может быть изолирована и решаться «сама по себе», без преобразования всех сфер общества, в том числе и области юриди­ческого регулирования.

В вопросе соотношения права и экономики важно определить исходные общетеоретические и методологические положения. Тер­мин «экономика» в переводе с греческого означает «искусство веде­ния домашнего хозяйства». В настоящее время под этим термином чаще всего понимают определенную систему хозяйственных отноше­ний.

Традиционно считается, что основоположники марксизма абсолютизировали зависимость права от экономики, от господству­ющих в обществе производственных отношений, что, несомненно, привело к обеднению понимания и значения права в жизни обще­ства. В то же время Маркс и Энгельс не рассматривали определяю­щее значение экономики по отношению к праву прямолинейно, не упрощали его: учитывалось влияние на право иных факторов, напри­мер, таких как: обычаи, традиции, культурные устои, в связи с чем подчеркивалось, что базис оказывает влияние на право лишь, в конеч­ном счете. В теории марксизма отмечается относительная самостоя­тельность права по отношению к базису, которая проявляется преж­де всего в возможности обратного воздействия права на экономику.

Вообще, теоретические модели соотношения права и экономики исторически формировались в поисках оптимального соотношения между экономической свободой и экономическим равенством людей. В рамках западных учений экономическую и личную свободу инди­вида считали основополагающей, хотя и понимали, что она в конечном счете порождает фактическое неравенство. Напротив, Ж.-Ж. Руссо отстаивал приоритет равенства перед индивидуальной свободой, свободой выбора, свободой экономической деятельности. В этом смысле концепция Руссо не совместима с либеральными со­циально-экономическим взглядами и в силу своей утопичности бо­лее всего тяготеет к социалистическим учениям.

Концепцию невмешательства государства и права в экономику обосновывают сторонники либеральной школы. «Как только государство берет на себя задачу планирования всей экономической жизни, главным политическим вопросом становится вопрос о надлежащем положении различных индивидов и общественных групп. И поскольку вопрос, кому что причитается, решается государственным аппаратом монопольно, то государственная власть — власть чиновников — становится един­ственной формой власти, к которой может стремиться в таком обще­стве человек. Не будет ни одного экономического или социального вопроса, который не приобретет здесь политической окраски...».

В самом общем виде можно сформулировать ряд положений ли­беральной концепции:

— следует опираться на спонтанные силы общества и как можно меньше прибегать к принуждению;

— не может свобода личная и политическая существовать без сво­боды экономической;

— невозможна замена конкуренции координацией сверху. Это всегда приведет к насильственному вмешательству и индивид будет лишен прав принимать самостоятельные экономические решения;

— планирование возможно лишь тогда, когда оно способствует конкуренции, а не действует против нее;

— система, основанная на конкуренции, нуждается в разумном правовом механизме

Представители теории институционализма в частности, Дж. Коммонс, утверждали, что в экономических отношениях решающую роль играют правовые отношения. Например, величину стоимости он свя­зывал не с процессом производства, а с юридической процедурой: стоимость его трактовки определяется соглашением сторон. Изучая судебную практику по экономическим спорам, Коммонс сде­лал вывод, что независимое правосудие, которое сформировалось в западной политико-правовой традиции в XIX — XX вв. с помощью решений по конкретным делам, может осуществлять контроль за эко­номикой. Такой подход можно было бы так же оценить как либеральный, если бы не основная идея концепции Коммонса го­сударство должно осуществлять контроль и регулирование рыночной экономики, и именно законодательная деятельность государства, ра­бота различных правительственных комиссий способна уладить воз­никающие экономические противоречия. Ряд идей институционалистов были воплощены в жизнь, например, «Новый курс» Ф. Рузвельта в целом соответствовал подобным взглядам.

Ограничение экономической свободы граждан приводит к огра­ничению всех свобод и сосредоточению огромной власти в руках новоявленной бюрократии.

Именно бюрократия становится реаль­ным собственником средств производства. Такова логика огосудар­ствления собственности на средства производства при одновремен­ном сокращении экономической свободы граждан. Действительное экономическое движение и экономическая инициатива, образно го­воря, загоняются в подполье, появляется так называемая «теневая экономика». Она становится основой коррупции государственных служащих.

Сосредоточение всей основной массы объектов собственности в руках государства привело к тому, что государство как политическая организация, управляющая обществом, одновременно стало самым крупным монопольно хозяйствующим субъектом. Такое противоес­тественное состояние могло поддерживаться только активным вме­шательством государства в экономику, тоталитарным переустрой­ством экономической жизни. Но плановое хозяйство отнюдь не всегда направлялось на удовлетворение потребностей граждан, и не всегда действительно обеспечивалось гармоничное и пропорциональ­ное развитие всех отраслей хозяйства.

Планы развития народного хозяйства объявлялись законом. Но «законы» эти корректировались в ходе выполнения. К тому же они предписывали очень часто то, что никак не диктовалось экономическими потребностями. Соотношение права и экономики, как оно интерпретировалось сторонниками экономического детерминизма, сводившими право к проявлению политики, определяемой экономической структурой общества, на практике привело к обеднению (в понимании и значе­нии) права в жизни общества. Ограниченность этой схемы в том, что она была именно схемой и не учитывала другие реалии человеческо­го существования.

Основные моменты соотношения права и эко­номики в рамках административно-командной системы:

· безраздельное господство государственной собственности;

· отсутствие самостоятельно хозяйствующих субъектов;

· прямое государственно-правовое вмешательство в экономичес­кие процессы;

· объявление плана законом;

· нормативные акты не допускают эксплуатацию человека чело­веком, но фактически устанавливают эксплуатацию чело­века государством.

Либералы считают, что мир плохо устроен, но «плохой мир луч­ше, чем хороший процесс». Поэтому либеральная точка зрения ори­ентирует не на революцию в общественных отношениях, а на эволю­цию, которая медленно и постепенно улучшает положение человека. Западными экономистами уже давно разработана модель либерали­зации и свободы в экономике. Самое главное, она означает весьма сдержанное правовое регулирование экономических отношений, сдержанное от чрезмерных вмешательств государства в стихию ры­ночных отношений, связанных с производством товаров и услуг. За­падная модель экономической свободы в ее соотношении с правовым регулированием состоит в следующем:

· коллективный разум не достиг высот, которые могли бы позво­лить обществу произвести замену саморегулирующихся эконо­мических процессов сознательным руководством; индивидуаль­ные усилия миллионов отдельных личностей формируют такую структуру человеческой деятельности;

· противоположные результаты конкурирующих экспериментов, продемон­стрировали превосходство системы, базирующейся на институ­те частной собственности, где высшей ценностью является сво­бода личности;

· стройная систе­ма аргументов в пользу экономической свободы явилась ре­зультатом свободного развития экономической деятельности как непременного и непредусмотренного побочного продукта свободы политической;

· главный принцип либерализма сводится к использованию сти­хийных сил общества по возможности без принуждения;

· для сторонников системы «плановой экономики» наиболее це­лесообразным представляется централизованное руководство всей экономикой по единому плану. Либеральная модель — это достаточность существования рациональной и стабильной пра­вовой структуры, в рамках которой люди занимались бы любой деятельностью по личным планам.

Государство, в чьем распо­ряжении находится аппарат принуждения, должно создавать условия, способствующие максимальному развитию индивиду­альных способностей, инициативы и самостоятельности, про­гнозирования и планирования деятельности граждан;

· закон должен преследовать всякие попытки ограничить свободу беспрепятственного доступа в разные отрасли на равных осно­ваниях. Планирование и конкуренция совместимы только при условии, если первое будет способствовать конкуренции, а не действовать против нее;

· государству следует ограничиться установлением общих правил, применимых к широкому многообразию ситуаций, предоставив индивиду свободу во всем, что зависит от локальных обстоя­тельств.