Смекни!
smekni.com

Пути и способы предупреждения конфликтов (стр. 2 из 7)

Союз (большая семья) представлена в природе крысами. В таком союзе имеет место борьба одного сообщества с другим при полном отсутствии агрессии внутри стаи.

Следует сделать вывод, что общественная организация, основанная на узах личной дружбы и любви – это то сообщество, где основополагающим принципом существования является агрессия. Обратите внимание: вышеупомянутая закономерность в данном типе организации, к которой относится и человек, проявляет себя в полной мере. Где дружба и любовь, там и агрессия, причем внутривидовая агрессия.

1.2. Внутривидовая агрессия

Внутривидовая агрессия представлена в виде следующих элементов:

1. Равномерное распределение особей данного вида по его жизненному пространству, для чего существует маркировка в виде либо цвета, либо запаха, либо звука, либо символа (у человека).

2. Половой отбор, который осуществляется в поединках, когда отбираются наиболее перспективные с точки зрения потомства самцы.

3. Защита «семьи», охрана потомства. В тех сообществах, где о потомстве заботится один пол, он как раз и наиболее агрессивен.

4. Поддержание рангового порядка, когда каждый из совместно живущих знает, кто сильнее его, а кто слабее, так что каждый может без борьбы отступить перед более сильным. Благодаря этой функции появляются элементы научения, приобретает ценность индивидуальный опыт, а значит и особи преклонного возраста.

Важно отметить: внутривидовая агрессия у животных не преследует цели уничтожения собрата по виду, а существует исключительно для сохранения и укрепления вида.

Инстинкт агрессии полезен и необходим, но одновременно и опасен. Механизм торможения как раз и служит для того, чтобы свести на нет эту опасность. Причем, чем действеннее естественное оружие, которым располагает вид, тем действеннее, надежнее механизм защиты. Аналогичным образом формируется и механизм торможения агрессии в культурно-историческом развитии народов. К механизмам торможения относятся все табу, законы на скрижалях Моисеевых у иудеев, трубка мира у североамериканских индейцев. Когда мы входим в комнату, то вежливым взглядом или жестами даем понять, что приняли к сведению других, т. е. выполняем некий ритуал, предотвращающий возможную враждебность.

Однако, природа, изобретя такой механизм, не может позволить в целях сохранения вида снизить накал агрессии, посему использует эту энергию. Везде, где наблюдается ритуал умиротворения, выявляется связь с индивидуальностью партнера, возникают различия между «своим» и «чужим», появляется дружба и любовь.

Необходимо отметить, что наблюдаемое сходство поведения человека и животного может быть лишь функциональным, формальным, но, отнюдь не сущностным. У человека ритуалы и символы не коренятся в наследственности, а передаются традицией. Каждое новое поколение, каждый индивид должен их освоить заново путем обучения. Вот почему у человека такой длинный период первичной социализации. В этом смысле у животных нет символов, а научение ограничивается самыми простыми вещами.

Эти особенности Homo sapiens, предопределили особенности человеческой агрессии. У человека отсутствует достаточно сильное оружие, принадлежащее телу, с помощью которого он мог бы убивать крупных животных. В силу этого у него нет и тех механизмов торможения, которые удерживают “хищников” от применения естественного оружия против собратьев по виду. “Естественную беспомощность” человек компенсирует разумом, с помощью которого изобретается и производится искусственное оружие. Тогда нарушается равновесие между сравнительно слабыми запретами и сравнительно слабыми возможностями. Восстановить утраченное равновесие призвана мораль как система представлений о должном поведении. Но она, увы, консервативна по сути своей. Разум же продолжает неустанно с нарастающей скоростью изобретать все более «дьявольские» способы убийства своих соплеменников.

В действительности человеком в этом случае владеет внутривидовая агрессия в ее древнейшей несублимированной форме. Недаром при воодушевлении по спине пробегает «священный трепет», осанка становится напряженной, голова гордо поднимается, а подбородок вытягивается вперед, куда-то исчезают разум и мораль. И тогда человек готов калечить и убивать своих собратьев по разуму. Правда, его действия могут быть оправданы, он даже может стать национальным героем, получать награды, оставить о себе память, оказаться образцом для подражания.

1.3. Подходы к определению агрессии

Агре́ссия (лат. aggressio - нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.Существует различные подходы к определению данного феномена. Обозначим лишь некоторые из них:

Нормативный подход, означает, что в дефинициях агрессии особый акцент делается на её противоправности, «противоречивости» общественным нормам. О. Мартынова определяет агрессию как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе». Термин «криминальная агрессия» также определяется в рамках нормативного подхода и обозначает «поведение, нацеленное на умышленное причинение физического и морального вреда другому живому существу, в силу чего действия агрессора вступают в противоречие с нормами уголовного права, хотя сам он не всегда становится объектом уголовно-правового воздействия» Поведение может называться агрессивным при наличии двух обязательных условий:

а) когда имеют место губительные для жертвы последствия;

б) когда нарушены нормы поведения.

Глубинно-психологические подходы утверждает инстинктивную природу агрессии. В данном случае, агрессия представляется врожденным и неотъемлемым свойством любого человека. Наиболее яркими представителями данного подхода являются психоаналитическая и этологическая школы (К.Юнг, З.Фрейд, Г.Гартман, Е. Крис, К. Лоренц, Ардри, Моррис).

Представители психоанализа связывают агрессию с проявлением «инстинкта смерти» у человека (Танатос, Тень).

К.Лоренц считает, что «агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных». Кроме того, в своей работе «Агрессия» он отмечает, что у некоторых животных «агрессивное» поведение по своим проявлениям практически не отличается от сексуального.

Целевые подходы заключают в себе определения агрессии с точки зрения её функциональности. Так, агрессия рассматривается как инструмент успешной эволюции, самоутверждения, доминирования, адаптации или присвоения жизненноважных ресурсов. Шваб, Коэроглоу видят в агрессии «специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма» (Shwab, Couroglou). Х. Кауфма] утверждает, что «агрессия — это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех в естественном отборе». Э. Фромм рассматривает злокачественную агрессию как инструмент доминирования, выражающегося в стремлении «человека к абсолютному господству над другим живым существом». Иногда агрессию рассматривают как неотъемлемую часть гомеостаза человека. Гомеостаз — это нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе и агрессия, в данном случае, представляет собой инструмент психической саморегуляции.

Подходы акцентирующие внимание на последствиях агрессии описывают её результаты. Уилсон обозначает агрессию как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи». Мацумото пишет, что «агрессию можно определить как любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психически». А. Басс, в рамках указанного подхода, предлагает несколько определений агрессии. «Агрессия — реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы». «Агрессия — это не свойство, а явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии — угроза, либо нанесение ущерба другим» (Buss). Зильман предлагает похожее определение. Он считает, что «агрессия — это нанесение или попытка нанесения телесных или физических повреждений».

Подходы основанные на оценке намерений агрессора (Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н). В данном случае агрессия понимается как «вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому» (Л. Берковиц) или как «форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» (Р. Бэрон, Д.Ричардсон). В 9-м издании словаря Вебстера под агрессией понимается «активное действие или решительные меры, в особенности с намерением силой добиться господства или завладеть чем-либо».

Эмоциональные подходы уделяют особое внимание чувственной составляющей акта агрессии. Поэтому, агрессия понимается как «проявление в чувствах и действиях индивида (социальной группы) враждебности — антагонизма, недружелюбия, неприязненного отношения, ненависти…» (Трифонов Е. В.) Ю.Щербина понимает речевую агрессию как «обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений».

Многоаспектные подходы включают в себя все перечисленные выше подходы или их комбинацию, наиболее целесообразную с точки зрения отдельного автора. Приведем ряд примеров. Агрессия — это целенаправленное разрушительное, наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психический дискомфорт, отрицательные переживания состояния страха, напряженности, подавленности .