Смекни!
smekni.com

Организованная преступная группа и преступное сообщество 2 (стр. 4 из 5)

Участие в преступном сообществе имеет свои особенности: действия виновного должны отражать преступный характер сообщества и объединения, а так же должны быть причинно связанны с преступными планами и целями деятельности сообщества. Кроме того, действия участников должны вписываться в русло общей направленности функционирования сообщества или объединения.

Преступление, предусмотренное статьей 210 УК РФ, считается оконченным с момента любой из названных альтернативных форм, не зависимо от того, успело ли сообщество совершить хотя бы одно преступление. Это разъясняет Верховный Суд РФ: «Уголовная ответственность за участие в преступном сообществе (преступной организации) либо в объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп наступает с момента вступления лица в члены этого преступного сообщества (преступной организации) или в объединение организованных групп, принятия на себя определенных обязательств и функциональных обязанностей (подыскание жертв преступлений, установление контактов с должностными лицами государственных органов, разработка планов и создание условий совершения преступлений и т.п.) либо с момента фактического участия в совещании организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в тех же целях». Теперь об этих действиях прямо говорится в части 1 стати 210 УК РФ.[16]

Субъективная сторона данного преступления характеризуется только умышленной виной в виде прямого умысла. Согласно части 2 статьи 25 УК РФ «Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Как уже упоминалось ранее, обязательным условием ответственности является наличие специальной цели – совершение тяжких и особо тяжких преступлений или разработка планов и условий совершения таких преступлений. Мотивы для квалификации в данном составе значения не имеют.

Субъект данного преступления – общий, лицо, достигшее 16 лет. Однако, исходя из части 3 статьи 210 УК РФ и Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2008 г. №8 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации)» возможно наличие специального субъекта. Согласно Пункту 16 вышеуказанного постановления этими специальными субъектами могут быть как должностные лица, так и государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, не относящихся к числу должностных лиц, а также лиц, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности или в некоммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным учреждением

2.2 Предложения в изменении законодательства о преступном сообществе

По данным МВД России, общее число расследованных преступлений, совершенных членами организованных групп или преступных сообществ, в 2007 году составляло 27,715 тысячи, в 2008 году – 34,62 тысячи, в 2009 году – 36,601 тысячи. Число тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных участниками организованных групп или преступных сообществ, уголовные дела и материалы о которых окончены расследованием либо разрешены в 2009 году (независимо от времени совершения и регистрации), возросло на 1,888 тысячи (+9,7%) и составило 34,939 тысячи.

Федеральным Законом от 3 ноября 2009 года №245 были внесены поправки в УК РФ, ужесточившие ответственность за создание преступного сообщества (преступной организации), особенно усилив ответственность за совершение деяний, предусмотренных частью 1 статьи 210 лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии. Данные изменения можно считать справедливыми, и достаточно адекватными касательно нерядовых членов преступного сообщества. Однако была поднята минимальная планка ответственности за участие в преступном сообществе. Так как автор данной работы придерживается мнения, что организованная преступность в большей степени имеет социальные корни, нельзя не оспорить это решение.

Как видно из духа уголовного закона, устанавливающего ответственность за создание и участие в преступном сообществе, руководящие кадры вышеназванных сообществ чаще всего имеют широкий спектр связей в криминальной среде, чего не может иметь обыватель, либо преступник, совершивший преступления небольшой степени тяжести. Чаще всего такие связи приобретаются в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации.

В качестве примера, можно привести так называемых «воров в законе».[17] Так как для любого преступного сообществе нужны рядовые члены, есть немалый шанс попадания в преступное сообщество людей, обладающих слабой силой воли, в тяжелых условиях, склоняющихся к совершению преступлений. Возможно, будь пенитенциарная система нашего государства более совершенной, а социальная обстановка более благополучной данные меры были бы более эффективны, однако люди, принявшие участие в хорошо организованном преступном сообществе и получившим за это немалый срок вряд ли встанут на путь исправления и по окончании тюремного заключения и вернутся к своей прежней деятельности.

Не стоит забывать, что выполняя «черную работу» в преступном сообществе эти люди, скорее всего, получат немалые сроки даже не за само участие, как за другие деяния, выполняемые ими в преступном сообществе.

В связи с этим аспектом, предлагаю оставить нижнюю планки ответственности за участие в преступном сообществе на уровне, предусмотренной прежней редакцией УК РФ, а именно 3 года лишения свободы. Верхнюю же планку можно оставить без изменения.

Так же хотелось бы отметить, что в связи с высоким уровнем коррупции в правоохранительных органах ужесточения законодательства, увы приведет к увеличению размеров взяток, так что, скорее всего, данные поправки в уголовный Кодекс были приняты не совсем своевременно.[18] Однако усиление разграничения ответственности между членами и внесение в законодательство более четких и точных формулировок можно только приветствовать.


Заключение

Итак, преступления, совершаемые группой преступников, всегда представляли большую общественную опасность, нежели аналогичные деяния, совершаемые отдельными индивидами. В первом случае в преступную деятельность одновременно вовлекается несколько (иногда значительное число) лиц, что вносит определенную специфику в механизм и иные составляющие криминальной деятельности, а главное, влечет за собой, как правило, наступление более тяжких последствий. И это вполне закономерно.

Любая преступная группа как одна из разновидностей малых социальных групп людей не является простым (механическим) сложением некоего числа индивидов, совместно совершающих преступления. Каждая преступная группа, с точки зрения психологии и социологической теории «малых групп», объединяя на основе совместного осуществления общественно опасной деятельности нескольких человек с явным стремлением к достижению преступной цели, с той или иной степенью организованности, фактически превращается в единый субъект криминальной деятельности. В таком коллективном субъекте преступления появляются новые, не свойственные отдельному преступному индивиду свойства, цели, возможности и пр.

В преступном действии, совершаемом группой лиц, происходит объединение индивидуальных способностей, общих и специальных знаний, умений, профессиональных навыков (особенно преступных), и др. Весьма существенно, что со временем происходит разделение преступного труда (с учетом состава группы это разделение может быть и профессиональным).

В этой связи нельзя не согласится с мнением о том, что даже в простейшем виде групповое действие нельзя рассматривать как простое механическое сложение действии отдельных субъектов. Соответственно, независимо от особенностей отдельных видов групповых преступлений (кража, грабежи, разбойные нападения, мошенничество, угоны автомобилей и др.) членами таких групп (в условиях разделения преступного труда) используются более продуманные, подготовленные и опасные способы совершения и сокрытия совместных преступных акций, коллективно выбирается или готовится соответствующая благоприятная для преступной деятельности обстановка. Вследствие чего создаются условия для оптимального достижения конечных криминальных целей, часто недоступных одному индивиду. Особенно тщательно продумываются, совершаются и скрываются групповые преступления в сфере экономики.

Современная организованная преступность зародилась в результате социально-экономической политики, проводившейся в СССР и приведшей к дестабилизации и перекосам в экономике страны, росту преступлении, связанных с хозяйственной деятельностью, крупным хищениям и взяточничеству. Организованная преступность не только и не столько уголовно-правовое понятие, сколько сложное социальное явление. Профессиональная же преступность - чисто уголовно-правовое явление, не обладающее политическими свойствами.