Смекни!
smekni.com

Международный договор в системе источников международного частного (стр. 2 из 3)

Вместе с этим нельзя считать соответствующим требованиям Конвенции объединение Ведомства вместе с другими государственными органами в одно ведомство, которое становится многофункциональным государственным органом по вопросам образования и науки и по названию даже не имеет отношения к интеллектуальной собственности. Тот факт, что по Конвенции должен быть создан специальный орган по вопросам промышленной собственности, указывает на то, что должен быть специальный орган, обособленный по своим функциям от функций других государственных органов. Поэтому объединение вопросов защиты интеллектуальной собственности с вопросами развития и функционирования научной и образовательной сферы нельзя считать целесообразным и наиболее способствующим развитию государственной системы охраны интеллектуальной собственности.

1.3 ТРАНСФОРМАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ В НОРМЫ

НАЦИОНАЛЬНОГО ОЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ

В сфере международного частного права положения международных договоров применяются к юридическим и физическим лицам государств-участников не прямо, а опосредовано – с помощью предоставления действия тому или другому международному договору на территории соответствующего государства, используя для этого определенный установленный законодательством прием. Представим, что упомянутые уже Правила ИНКОТЕРМС-90 являются правительственным документом. Все иное остается реальным. Администрация Президента эти Правила не создавала и даже не переформулировала на украинском языке. Был только выполнен перевод, и они утверждены президентским Указом. Международный документ молниеносно стал национальным нормативно-правовым актом.

Очевидно, в большинстве нормы национального законодательства, которые касаются иностранного элемента, формулируются на основе соответствующих международных договоров. Рассмотрим, как это исполняется в Украине.

В следующем примере под понятием «Союз» следует иметь в виду Парижский союз, к которому принадлежат страны – участницы Парижской конвенции об охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.

В ст. 5-3 этой Конвенции зафиксировано:

«В любой стране Союза не рассматривается как нарушение правил патентособственника следующее:

1. Использование на борту кораблей других стран Союза приспособлений, которые являются предметом его патента, в корпусе корабля, машинах, передачах и других устройствах, когда такие корабли временно или случайно входят в воды названной страны, при условии, что такие устройства используются исключительно для нужд такого корабля.

2. Использование приспособлений, которые составляют предмет патента в конструкции или действии самолета или сухопутных транспортных средств других стран Союза, или средств, когда эти самолет или средства временно или случайно входят в названную страну».

Теперь приведем выписку из п. 2 ст. 25 « Действия, которые не признаются нарушением патента» Закона Украины «Об охране прав на изобретения (полезные модели)» от 15 декабря 1993 г.:

«Не признается нарушением прав, которые предоставляются патентом, использование запатентованного изобретения (полезной модели):

в конструкции или при эксплуатации транспортного средства иностранного государства, которое временно или случайно находится в водах, воздушном пространстве или на территории Украины, при условии, что изобретение (полезная модель) используется исключительно для нужд указанного средства…»

Как видим, наш законодатель содержание ст. 5-3 Конвенции передал полностью и выполнит это несколько сжатее. Сравним аналогичные положения международной конвенции и национального закона относительно авторского права.

В п. 1 ст. 7 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. установлено: «Срок охраны, предоставленный Конвенцией, составляет жизнь автора и пятьдесят лет после его смерти».

В п. 1 ст. 24 «Срок охраны прав авторов» Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23 декабря 1993 г. зафиксировано: «Охрана, которая предоставляется этим Законом, действует на протяжении всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных этой статьей».

Относительно произведений искусства и рукописей Бернская конвенция предусматривает «право следования» (droitdesuite). В п. 1 ст. 14 Конвенции это право сформулировано так: «Автор или после его смерти лица или учреждения, уполномоченные национальным законодательством, относительно оригинальных произведений искусства и оригинальных рукописей писателей и композиторов пользуются неотчуждаемым правом на проценты за каждую перепродажу этого произведения, которая происходит после первой передачи автором его произведения».

В ст. 23 «Право следования» Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» было установлено: «Автор на протяжении жизни, а после его смерти наследники в установленной ст. 24 этого Закона срок относительно переданных автором оригинальных произведений изобразительного искусства пользуются неотчуждаемым правом на получение пяти процентов от цены каждой продажи произведения через аукцион, галерею, салон, магазин и т.д., которая идет за первой его уступкой, осуществленной автором произведения (право следования)…»

Как видим срок действия авторского права сформулирован аналогично как в Конвенции, так и в украинском законе. Однако наш законодатель назвал конкретный размер процентов (в Бернской конвенции это не указано). В украинском законе более детально, чем в Конвенции, изложено, где именно могут происходить следующие перепродажи произведения. Правда наш законодатель не упоминает о рукописях, а ведет речь лишь о произведениях изобразительного искусства.

Приведем один пример, как национальный закон отклоняется от положения международного договора.

В ст. 6-6 Парижской конвенции об охране промышленной собственности указано: «Страны Союза принимают обязательства охранять знаки обслуживания. От них не будет требоваться предоставление регистрации таким знакам».

Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 15 декабря 1993 г. установил обязательную регистрацию не только товарных знаков, а и знаков обслуживания, если физические и юридические лица хотят обеспечить их правовую охрану в Украине.

1.4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОСПОСОБНОСТИ И ДЕЕСПОСОБНОСТИ ИНОСТРАНЦЕВ В УКРАИНЕ

В ст. 1 «Предоставление правовой помощи» Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., заключенной в Минске, указано:

«1. Граждане каждой из Договорных Сторон, а также лица, которые проживают на ее территории, пользуются на территориях всех других Договорных Сторон относительно своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане Договорной Стороны.

2. Граждане каждой из Договорных Сторон, а также другие лица, которые проживают на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуры и другие учреждения других Договорных Сторон, к компетенции которых принадлежат гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, подавать иски и осуществлять другие процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной Договорной Стороны.

3. Положения этой Конвенции применяются также к юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством Договорных Сторон».

Этой темы касается и ст. 23 указанной Конвенции:

«1. Дееспособность физического лица определяется законодательством Договорной Стороны, гражданином которой является это лицо.

3. Дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой оно имеет постоянное место проживания».

Приведем также две статьи из проекта Гражданского кодекса Украины от 25 августа 1996 г., которые касаются этой темы:

«Статья 1563. Личный закон физического лица

1. Личным законом физического лица считается право страны, гражданином которого она является.

2. При наличии у лица двух и более гражданств ее личным законом считается право страны, с которой лицо имеет наиболее тесную связь.

3. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место проживания, а при его отсутствии – обычное место проживания.

4. Личным законом беженца считается право страны, в которой это лицо имеет обычное место пребывание.

5. Для целей Книги восьмой этого Кодекса физическое лицо имеет:

1) свое место проживания в стране, в которой оно живет с намерением постоянного проживания в этой стране;

2) свое обычное место пребывания в стране, в которой оно живет определенное время, даже если с самого начала это время было ограничено.

Статья 1564. Правоспособность и дееспособность физического лица

1. Возникновение и прекращение правоспособности и дееспособности физического лица определяется по его личному закону. Однако, если другое не предусмотрено законом, дееспособность физическое лицо относительно правовых действий и обязательств, которые возникают вследствие причинения вреда, может определяться также по праву страны места совершения правовых действий или возникновения обязательств в связи с причинением вреда.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Украине правоспособностью наравне с гражданами Украины, кроме случаев, предусмотренных законом или международными договорами Украины.