Смекни!
smekni.com

по Праву 8 (стр. 1 из 2)

1 вопрос. Особенности теоретической монархии Арабского халифата

Мусульманская держава некоторое время после Мухаммеда оставалась теократией в смысле признания ее истинным владением Бога (государственное имущество именовалось Божьим) и в смысле стремления управлять государством по заповедям Бога и примеру его Посланника (пророк именовался также расулом, т.е. посланником).

Первое окружение пророка-правителя составлялось из муджахиров (изгнанников, бежавших вместе с пророком из Мекки) и ансаров (помощников).

После смерти Мухаммеда главой государства в звании заместителя (халифа) сделался муджахир, богатый купец и друг пророка абу Бакр, управлявший поначалу без визира (верховного чиновника из ансаров). Муджахир Омар принял в свое ведение суд. Другой муджахир, абу Убейда, стал ведать финансами.

Этому образцу обособленного ведения административных, судебных и финансовых дел стали подражать в последующем. Омар, уже будучи халифом, принял титул эмира (военачальника) правоверных. При нем же было введено летоисчисление от хиджры (переселение в Медину, датированное 622 г.).

При Омане была осуществлена канонизация (составлена официальная редакция) текста Корана.

По завету пророка Коран кроме богослужебных целей имел предназначение в качестве руководства при отправлении правосудия. Однако при Омане право по наложению наказаний (худуж) было отнято у судей (кадиев) и передано султану - самодержавному чиновнику, наместнику халифа. Этот шаг объясняется тем, что карательное (наказательное) право в Коране представлено только незначительным числом указаний и требований (всего около 80), и это было чревато обвинением халифа или судьи по стиху Корана о «судящих не по книге Божией» (Суры ,48 и 5,51) и даже возможным восстанием под лозунгом джихада (войны за веру).

Через 30 лет после смерти пророка ислам разделился на три большие секты, или течения, -

· на суннитов (опиравшихся в богословских и правосудных вопросах на Сунну - сборник преданий о словах и поступках пророка),

· шиитов (считали себя более точными последователями и выразителями взглядов пророка,

· а также более точными исполнителями предписаний Корана) и

· хариджитов (взявших за образец политику и практику двух первых халифов - абу Бакра и Омара).

С расширением границ державы исламские богословские и законоведческие построения подвергались влиянию более образованных инородцев и иноверцев. Это сказалось на толкованиях Сунны и тесно связанного с ним фикха (законоведения).

По мнению В.В. Бартольда, примером пророка, извлекаемого из Сунны, стали оправдывать такие положения, которые на самом деле заимствовались из других религий или римского правоведения.

«Правила о числе (пять) и времени обязательных ежедневных молитв были заимствованы у домусульманской Персии; из римского права были заимствованы правила о дележе добычи, по которым всадник получал втрое больше пехотинца и полководец имел право выбирать себе лучшую часть; таким же образом мусульманское законоведение по примеру римского права проводит аналогию между военной добычей, с одной стороны, и произведениями моря, находимыми в земле кладами и добываемыми из рудников минералами - с другой; во всех этих случаях в пользу правительства шла 1/5 дохода. Чтобы связать эти законоположения с исламом, придумывались рассказы из жизни пророка, будто бы совершавшего молитву в установленное время, применявшего указанные правила при делении добычи и т.д

В Омейядском халифате, имевшем соприкосновение с римским культурным наследием и произведениями греческих авторов, образовалась прослойка людей, которые стали интересоваться вопросами богословия и законоведения самостоятельно и вне связи с правящим классом и его аппаратом.

Правоведы столь широкого профиля могли быть судьями на службе у отдельных правителей, но могли быть и весьма критически настроенными служителями, считая и доказывая, что правители отходят от требований «богооткровенного права».

Аббасиды тоже старались считаться с мнениями правоведов. Решения законоведов не вводились в практику сразу и непосредственно, а лишь постольку, поскольку правители сами избирали их в качестве доктринальной основы для своих политических или судебно-карательных действий. На практике законоведы обсуждали и обобщали гораздо больше, чем практические законоведческие вопросы в современном смысле: они интересовались и признавались авторитетными советчиками в области ритуалов и обрядов, этикета и моральных заповедей. Богооткровенное право простиралось, таким образом, на весь уклад жизни и становилось в силу этого «богооткровенным образом жизни».

При Аббасидах и их наместниках мечети из средоточия государственной жизни, в том числе правосудной деятельности, превращались в богослужебные заведения. При таких заведениях возникали начальные школы обучения азбуке и Корану. Знавший наизусть стихи Корана считался закончившим свое обучение.

Государственное устройство арабского халифата

В VII веке у арабских племен, расселенных по Аравийскому полуострову, начинается разложение родоплеменного строя, усиливается имущественная и социальная дифференциация.

Главы племен (шейхи), племенные старейшины (сайды) захватывают оазисы (лучшие земли), в городах появляются богатые купцы-ростовщики. Усиливаются розни между племенами.

В этой обстановке социального кризиса появляется и распространяется по Аравии новое религиозное учение - ислам, провозглашавшее необходимость установления нового порядка путем проведения религиозной войны (хаджа).

Ислам получил значительную поддержку среди простых людей, а вскоре и среди представителей родоплеменных и торговых родов, понявших, что новое учение вовсе не противоречит их интересам.

К середине VII века под знаменем новой религии произошло объединение Аравии. Путем захвата новых земель у более слабых соседей (Византии, Ирана, Сирии, Египта), покорения Северной Африки, юга Испании, Ср. Азии образуется огромная держава - Арабский халифат с центром в Багдаде.

Возникновение государственности у арабов сопровождалось становле­нием новой религии – ислама, - связанной с именем Мухаммеда (умер в 632 г.).

Ядром Арабского Халифата была созданная Мухаммедом в начале VII в. в Западной Аравии мусульманская община (умма).

Ее организационное оформление было завершено к 20-м - 30-м гг. VII в. В 630 - 631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значительную часть других районов Аравии.

В результате арабских завоеваний Халифат превратился в огромное теократическое мусульманское государство, включавшее Тунис, Марокко, Египет, Иран, Ирак и многие другие районы Аравии, в котором господствовали феодальные отношения при сохранении сильных рабовладельческого и патриархального укладов.

Историю этого государства принято подразделять на следующие периоды:

= период правления династии Омейядов (дамасский) - с 661 по 750 гг.;

= период правления династии Аббасидов (багдадский) - с 750 по 1258 гг.

Проповедь Мухаммеда была реакцией на охвативший арабское общество кризис, вызванный начавшимся складыванием раннефеодальных отношений, разложением родоплеменной общины, подрывом соответствующих ей религиозных представлений.

Все арабы были призваны составить единую народность вне зависимости от племенного происхождения.

Мусульманскую общину, являвшуюся одновременно политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи.

1.1 Основные черты общественного и государственного строя

Общественный строй в мусульманской империи отличался следующими характерными чертами:

› доминирующее положение государственной собственности на землю;

› широкое использование рабского труда в государственном хозяйстве;

› государственная эксплуатация крестьян посредством ренты - налога в пользу правящей верхушки;

› религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни;

› отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у го­родов, каких-либо свобод и привилегий.

Мусульмане имели более высокий правовой статус, чем зиммии (немусульмане).

Хотя первоначально жители завоеванных стран сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды, однако со временем их гражданские права были существенно ограничены: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать поземельную и подушную подать (харадж).

Первоначально главой нового исламского государства стал Мухаммед, совместивший в своем лице функции религиозного и политического лидера:

· светским и духовным главой уммы,

· проповедником,

· законодателем,

· верховным главнокомандующим.

Источником власти Мухаммеда была не племенная традиция, a тa абсолютная религиозная прерогатива, которой его наделил Бог (Аллах) как своего пророка - посланника.

После смерти Мухаммеда (632 г.) из среды его ближайших родственников и сподвижников, которые к тому времени консолидировались в привилегированную группу, стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов. Халифы считались заместителями Мухаммеда, а начиная с Омейядов - заместителями самого Аллаха на земле. Им принадлежала высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират), неделимая и неограниченная. Государство приобрело форму централизованной теократической монархии.

Главным советником и высшим должностным лицом при халифе был везир (визирь). В раннем Халифате везиры имели ограниченные полно­мочия и только исполняли приказания халифа, важными сановниками они стали позже, при Омейядах.

Центральными органами государственного управления в мусульманской империи были специальные ведомства. При Омейядах и Аббасидах они стали называться диванами (при первом преемнике Мухаммеда Омаре, правившем в 634 - 644 гг., слово "диван" означало список распределения доходов государствами, а также место хранения этих списков).