Правовое регулирование охраны культурного наследия (стр. 1 из 2)

Правовое регулирование охраны культурного наследия

Сиволап Т.Е.
В последнее время чрезвычайно остро стоят вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. Отношение к культур­ному наследию приобретает все более идеологический, общественно-политический характер. Острота постановки проблемы обусловлена тем, что развитие культуры рассматривается в контексте тех измене­ний, которые происходят в политической жизни государства. На сего­дняшний день накоплен существенный опыт по возрождению и сохра­нению культурно-исторического наследия, расширен диапазон работ различных учреждений и организаций по выявлению, восстановлению и использованию памятников истории и культуры. Все большее значе­ние приобретает включение в эту деятельность широких слоев населе­ния.

Памятники - ориентиры формирования нашей исторической па­мяти. Особенно велика их роль в формировании и сохранении наших ценностных представлений о прошлом. Память - основа не только культуры, но и мировосприятия. Сбереженная социальная память обеспечивает культурную преемственность поколений. Исторический опыт всегда интегрирует в современность, в современную живую культуру, как составная сфера ее, обусловливающая общие представ­ления о связи времен, настоящего с прошлым и будущим. Отношение к реликтам прошлого всегда показатель уровня современной культуры. Каково общество, таковы и его памятники, т.е. то, что признается дос­тойным сохранения в памяти, а также зашиты и охраны государством.

Отношение к памятникам как к культурному наследию предопре­деляется, прежде всего, характером исторических представлений: что знают о прошлом? Как оценивают те или иные явления прошлого - и в области культуры, и деятельность отдельных лиц или сообществ? Что считают важным сохранить или, напротив, видоизменить?

Понятие о культурном наследии, о памятниках - категория исто­рическая, ценностная шкала ее подвижна. Лишь в сравнительно недав­нее время стали акцентировать внимание и на научной ценности па­мятников, т.е. значении их для развития научных исследований и рас­пространения научных знании. Это существенно расширило само представление о круге памятников и об охранительных функциях об­щества и государства. Памятники воспринимаются и как исторические источники, т.е. источающие информацию исторического характера, нужную для познания прошлого.

Большинство же источников информации о прошлом, как отмеча­ет С.О.Шмидт1 , возникло в силу необходимости естественною функ­ционирования общества и развития личностных отношений в условиях повседневной жизни. О возможности сохранения их надолго, для удов­летворения познавательных, в том числе научных, потребностей, никто не думал. Они стали восприниматься как исторические источники и памятники, подлежащие охране, по мере развития научных, историче­ских, искусствоведческих знаний, усложнения структуры «информа­ционного поля» науки, повышения информационной отдачи историче­ских источников.

С осознанием того, что происходящее все с большей быстротой перед нашими глазами завтра тоже станет историей, оформляются и новые критерии оценки культурного наследия: ценным кажется уже не только созданное в более или менее далеком прошлом, но и следы со­всем недавней жизни.

Представления о том, что достойно сохранять в памяти и следует сберечь для потомков, о памятниках как источниках исторической ин­формации, или эстетического воздействия, не оставались неизменны­ми. С углублением исторических, социологических, искусствоведче­ских, филологических знаний, совершенствованием исследовательской методики изменялись и представления об источниковой базе и воз­можностях науки, об объектах их изучения, о порядке выявления и хранения источников, способах их использования.

Сохраненные памятники обеспечивают культурную преемствен­ность, дают возможность, опираясь на непреходящие ценности про­шлого, их творческое освоение, лучше понять современность. В пере­ломные моменты обостряется не только интерес к культурно-историческому наследию, но и переживание за те ошибки, которые привели к невосполнимым потерям национальных ценностей.

Сегодняшнее отношение людей к вопросам сохранения нацио­нальных ценностей есть признак обновления общественного сознания, глубоких изменений, происходящих во всей социокультурной ситуа­ции. В то же время следует отметить, что процесс формирования цен­ностного отношения к памятникам истории и культуры нельзя считать завершенным; предпринимаемые усилия далеко не в полной мере со­ответствуют масштабам существующих в этой сфере разрушительных тенденций. Как писал Д.С.Лихачев: «Преднамеренное уничтожение памятников, их физическое разрушение из-за отсутствия элементарно­го ухода или вследствие недопустимого использования, и деградация, и утрата веками складывавшегося своеобразия исторических городов, селений в результате современной градостроительной и хозяйственной деятельности - знаки явного неблагополучия в этой области, ставшего общенациональной болью, до сих пор не отошли в прошлое»2 . Во мно­гом причина такого положения зависела от характера применения законодательства. Юридическая безнаказанность виновников разруше­ния культурного наследия приводит к безнравственности, к потере ис­торической памяти, к забвению традиций, культуры. Сохраняется так­же принципиальное несоответствие масштабам проблемы тех средств и рычагов воздействия, которые имеются в распоряжении организаций и учреждений, занимающихся вопросами охраны и реставрации па­мятников истории и культуры.

Памятники истории и культуры подвержены многим опасностям, и самые долговечные из них те, которые труднее изменить или унич­тожить - разговорная речь, обычаи, традиции народного искусства. Большинство же памятников сравнительно недолговечно; многие под­новляются, т.е. претерпевают более или менее существенные измене­ния по сравнению с первоначальным их образом. Прогресс науки не только в открытии, включении в научный обиход новых памятников, но не в меньшей мере и в том, что постепенно приобретаются навыки более глубокого прочтения и ранее уже известных источников и уме­ния по фрагментам восстанавливать образ целого.

Культурному наследию угрожают силы природы и поведение че­ловека. Бедствие для памятников - пожары. Они - спутники разруши­тельных войн и народных волнений, но возникают и в обычных усло­виях жизни. Гибель многим памятникам несут войны.

Памятники утрачиваются и искажаются по воле людей и при, ка­залось бы, обычном течении жизни. При этом следует иметь в виду и особенности подхода к ценностной категории «памятник». Зачастую статус «памятника», интересного и ценного для историка, или истори­ка культуры, то или иное явление обретает тогда, когда утрачиваются его первоначальные утилитарные функции. Постоянно заменяются предметы бытового обихода; памятники архитектурной старины унич­тожаются ради нового строительства; некоторые здания, фрески и ико­ны, миниатюры рукописей поновляются, первоначальный облик их существенно меняется, даже искажается.

Вредной для памятников оказывается и неквалифицированная реставрация.

Неизбежно приходится исходить из того непреложного факта, что ничто, ни один предмет не может существовать вечно. Поэтому часть культурных ценностей постепенно исчезает в силу разных причин: в силу естественного срока их существования: по причине очень плохих материалов и способов изготовления: из-за неблагоприятных условий хранения и пользования; разрушения в аварийных ситуациях; из-за непригодных или неправильно примененных способов консервации.

В настоящее время остро ощущается потребность определения правового статуса реставратора и консерватора.

Особенно много памятников истории и культуры погибает из-за пренебрежения официальных представителей власти, не уделяющих должного внимания их охране и воспитанию у населения уважения к культурному наследию, а также вследствие невежества и непонимания их ценности и места в нашей жизни.

Постепенно в обществе вызревает уважительное отношение к культурному наследию, потребность сохранения и реставрации, ис­пользования в современных условиях памятников прошлого. Утвер­ждается представление о том, что памятник - объект, охраняемый за­коном. Д.С.Лихачев отмечал: «Любой памятник - архитектуры, живо­писи, литературы, прикладного искусства, садово-паркового и т.д. - есть памятник культуры прежде всего»3 .

Памятником считается всякий остаток прошлого, все, что напоминает о прошлом, по научной терминологии - всякий источник истори­ческого происхождения (памятники материальной и духовной культу­ры), в правовом аспекте - это те культурные ценности, которые при­знаны достойными государственной охраны, т.е. хранения в государст­венных хранилищах или учета государственными органами охраны памятников. Степень понимания того, какое место занимает культура в нашем бытии, а культурное наследие в нашей современной жизни, яв­ляется показателем развития общественного сознания в целом.

Правовое регулирование отношений в области сохранения, ис­пользования, популяризации и государственной охраны объектов куль­турного наследия (памятников истории и культуры) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского ко­декса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Фе­дерации о культуре4 и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»5 и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними, в пределах компетенции субъектов Рос­сийской Федерации, законами субъектов РФ в области государствен­ной охраны объектов культурного наследия.

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памят­никах истории и культуры) народов Российской Федерации» регулиру­ет отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и куль­турного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников инфор­мации о зарождении и развитии культуры.


похожие статьи

Copyright © MirZnanii.com 2015-2018. All rigths reserved.