Смекни!
smekni.com

Предупреждение групповых преступлений совершаемых осужденными в уч (стр. 3 из 16)

3) умышленный характер этой деятельности;

4) преступное поведение участников преступления аккумулируется и выступает как особая форма группового поведения.

Данные признаки являются общими и в то же время необходимыми для любой разновидности совместной преступной деятельности виновных. Криминология пользуется ими при определении понятия любого группового образования.

Теория предупреждения преступности – это совокупность знаний о деятельности по совершенствованию общественных отношений в целях: выявления и нейтрализации причин преступности и условий, ей способствующих; выявления и нейтрализации явлений и процессов, обусловливающих совершение, рост и распространение отдельных форм и видов преступлений, факторов, влияющих на формирование антиобществен-ных черт у определенных категорий лиц, влияния на условия их жизни и воспитания, устранения конкретных условий, обусловливающих совершение преступлений отдельными лицами, определение форм и методов контроля за преступностью. Следует отметить, что наименее разработанными в теоретическом плане является проблема предупреждения преступности осужденных в местах лишения свободы, а групповых преступлений в особенности.

Наказание в виде лишения свободы является одним из существенных антикриминогенных факторов и призвано обеспечить достижение четырех основных целей:

1) исправление осужденных;

2) предупреждение совершения новых преступлений самими осужденными (частное или специальное предупреждение);

3) предупреждение совершения новых преступлений иными лицами (общее предупреждение);

4) воспрепятствование продолжению преступной деятельности.

Достижению каждой из названных целей служат свои особые средства. Так, уголовно-исполнительным законодательством предусмотрены основные средства исправления осужденных. Они определены ст. 7 УИК. Учитывая, что предупреждение преступности в местах лишения свободы не может быть достигнуто без специального процесса, включающего в себя ряд дополнительных видов деятельности администрации УИН, направленных на непосредственное достижение цели специального предупреждения, можно предположить: такие средства существуют. В этом нас убеждает анализ некоторых норм уголовно-исполнительного законодательства, а также практика УИН. И здесь, в первую очередь, необходимо обратиться к ч.2 ст.62 УИК, регламентирующей основные требования режима в местах лишения свободы. В Комментарии к УИК к этой статье говориться о том, что постоянный надзор за осужденными, как одно из основных требований режима, служит средством обеспечения режима отбывания наказания, он устанавливается в целях исключения возможности совершения осужденными новых преступлений или других противоправных проступков.

Таким образом, законодатель подчеркивает, что, с одной стороны, режим в местах лишения свободы является средством достижения цели исправления осужденных, а с другой – режим должен быть организован так, чтобы исключалась возможность совершения осужденными преступлений и других правонарушений, то есть режим выступает как средство достижения цели специального предупреждения преступлений среди осужденных.

Кроме того практика УИН показывает, что в них осуществляется ряд направлений деятельности, которые наряду с достижением других целей исполнения наказания служат достижению цели специального предупреждения преступлений. Это, прежде всего, деятельность по надзору и охране осужденных, а также проведение оперативно-розыскной работы, одной из задач которой является недопущение совершения преступлений осужденными на стадии формирования умысла и дальнейшего развития начавшейся преступной деятельности.

На наш взгляд, к средствам достижения цели специального предупреждения можно отнести предусмотренные ст.ст.102, 105 УИК меры поощрения и взыскания, а также проведение с осужденными воспитательной работы (ст.ст.97 – 99 УИК), иных действий (см. ст.ст.69 – 73), и привлечение к уголовной ответственности за совершение преступлений во время отбывания наказания.

Вместе с тем, как показывают криминологические исследования, искоренение преступности осужденных во многом зависит и от иного вида деятельности администрации КИН. Изучая состояние, тенденции и закономерности преступности среди осужденных, обстоятельства, обуславливающие ее существование и совершение отдельных наиболее распространенных преступлений, личность осужденных, их совершающих, она своевременно и предметно разрабатывает пути и средства борьбы с преступностью в КИН. Этот вид деятельности администрации КИН, по нашему мнению, также является средством достижения цели специального предупреждения преступлений среди осужденных.

Совокупность вышеназванных видов деятельности администрации образует единый процесс, который можно определить как специально-криминологический, направленный на борьбу с преступностью в местах лишения свободы.

Уяснение понятий позволит, с одной стороны, выделить объективно существующие уровни и типы проводимых соответствующих мероприятий, а также определить субъекты, их реализующие, а с другой – будет способствовать обозначению мероприятий в соответствии со смыслом определенных употребляемых терминов.

Несмотря на то, что в научной литературе вопросам предупреждения преступности уделяется значительное место, пока еще не достигнуто единства мнений о содержании процесса «предупреждение преступности и преступлений», «профилактики преступлений», «предотвращение преступлений».

По мнению И.В. Каретникова: “Предупреждение преступности представляет собой определенный вид специальной деятельности, направленной на достижение конечной целиискоренения преступности, имеющей свои причины и обстоятельства, способствующие сохранению как самой преступности, так и отдельных ее видов и групп преступлений. Эта деятельность предполагает, прежде всего, выявление причин и обстоятельств, а затем активное воздействие на них, а также воспрепятствование их появлению”[6].

На наш взгляд мысль о полном искоренении преступности выглядит, по меньшей мере, утопической. В этом смысле мы полностью придерживаемся позиции французского криминолога Э. Дюркгейма, который утверждал, что “преступность – неизбежный спутник социального развития и социального прогресса. Она существует во все эпохи, во всех видах цивилизации и является необходимым элементом любого общественного устройства. Без преступности невозможно развитие и изменение общественной жизни”[7]. Следовательно, как нам представляется, основной целью предупреждения преступлений является недопущение совершения конкретного преступления, а не искоренения преступности вообще как социального явления в целом.

Следует отметить, что в настоящее время понимание предупреждения преступности как определенного вида социальной деятельности находит все большее распространение среди ученых-криминологов. Так, Ю.М. Антонян полагает: “Предупреждение преступности есть вся осуществляемая с помощью экономических, политических, идеологических, воспитательных, правовых и иных мер деятельность по выявлению и устранению причин преступности, отдельных видов и групп преступлений, исправлению и перевоспитанию преступников”[8].

Мы полагаем, что рассмотрение понятия “предупреждение преступности” как особого вида социальной деятельности является наиболее правильным, позволяющим исследовать этот процесс в динамике, соотнести и вычленить его из других видов деятельности, касающихся борьбы с преступностью, в том числе и преступностью в КИН, разложить его на составляющие этапы.

Как известно, составляющими преступности как социального явления, в том числе и преступности в колониях по исполнению наказания, являются отдельные виды и группы преступлений, а также конкретные преступления. Они имеют свои причины и условия, определенный генезис развития, в силу чего характер и содержание мер, направленных на борьбу с преступностью среди осужденных, отличаются своей спецификой, обусловленной задачами, стоящими перед предупредительной деятельностью администрации КИН на разных этапах их антиобщественного поведения, и должны обозначаться определенным термином. Так, в целях исключения возможности совершения осужденными преступлений, необходимо проводить систематическую работу по выявлению и устранению причин преступлений и условий, им способствующих, выявлению осужденных, от которых можно ожидать совершение преступлений. Этот вид деятельности администрации колоний во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел, конвойными частями караульных войск, самодеятельными формированиями осужденных является, по нашему мнению, основополагающим во всей предупредительной деятельности КИН и тесно связан с общими целями уголовного наказания и задачами уголовно-исполнительного законодательства. Исполняя наказание в виде лишения свободы, администрация КИН должна так воздействовать на осужденных, чтобы исключить возможность совершения ими новых преступлений.

Несомненно, назначение судом уголовного наказания оказывает общепревентивное воздействие на граждан и частнопредупредительное воздействие на конкретное лицо, совершившее преступление.

Наказание в виде лишения свободы способно выполнять свою роль лишь в том случае, когда эффективно предупреждает совершение новых преступлений, как самим осужденным, так и другими лицами. Вместе с тем, как свидетельствует опыт, при назначении судом наказания в виде лишения свободы такое частнопредупредительное воздействие не всегда достигает цели, так как отдельные осужденные и в момент отбывания наказания не поддаются исправительному воздействию, нарушают требования режима, а порой совершают уголовно наказуемые деяния. В данном случае мы сталкиваемся с недостаточно высокой действенностью назначенного наказания.