Смекни!
smekni.com

Предупреждение групповых преступлений совершаемых осужденными в уч (стр. 9 из 16)

«Для групповых преступлений, как и для профессиональной и рецидивной преступности, характерны концентрированная корыстная мотивация, постоянная направленность на насилие и получение доходов…Групповые преступления так или иначе подчинены корыстным целям…Во многих случаях они организованы»[24]. Члены отрицательных малых групп осужденных, преследуя корыстные и насильственные цели, постоянно: 1) нарушают режим отбывания наказания; 2) противодействуют администрации; 3) не участвуют в работе самодеятельных организаций; 4) стремятся занять самое высокое положение в микросреде КИН, чтобы жить за счет других; 5) отказываются работать; 6) занимаются сексуальными извращениями и насилием и т. п. Эти цели и действия могут проявляться как в открытой, так и скрытой форме. Участники малых групп молодежного возраста, например, не стараются скрывать своих интересов и мнений.

На определенном этапе развития преступной группы в ее внутренней структуре появляется фигура лидера, который обычно выступает в роли организатора и руководителя группы. Можно заметить, что некоторые осужденные пользуются большим влиянием по сравнению с другими. Они как бы организуют и ведут группу за собой. Такие осужденные называются лидерами групп. С появлением лидера группа становится организованной и сплоченной, ее деятельность активизируется, получает целенаправленный характер и приобретает все более общественно опасный характер. В группе всегда имеется лидер, остальные члены занимают положение в зависимости от «авторитета» в иерархической пирамиде. Малые группы, объединившись вокруг лидера, существуют длительное время. Изменение структуры группы обычно происходит в форме жесткой конкурентной борьбы.

Лидер возлагает всю черновую работу на членов группы, являясь организатором группы, «верховным судьей, толкователем и пропагандистом воровских традиций». Как правило, малая группа по отношению к «чужим» отличается сплоченностью.

Отрицательные группы пытаются получить информацию обо всех событиях в среде осужденных. Вся информация стекается к лидерам. Членам отрицательных групп присущи определенные нормы общения друг с другом и «чужими». Они всячески стараются сделать так, чтобы эти нормы поведения выглядели в глазах основной массы осужденных справедливыми, хотя на самом деле таковыми не являются.

Малые отрицательные группы «разбирают» конфликты среди осужденных. Кроме того, в случае ошибок администрации КИН они открыто идут с ней на конфликт, тем самым, приобретая определенное влияние на осужденных. При разборе конфликтов между «своими» и «чужими» они нередко признают виновным члена своей группы, что также поднимает их авторитет в среде осужденных. Малые отрицательные группы совершают поборы среди осужденных в виде создания так называемого «общака».

Анализ практики показывает, что очень большое количество групповых эксцессов связано с наличием в КИН отрицательных или преступных группировок, почти в 30% случаев между этими группами велась открытая борьба за лидерство.

Например, на основе землячества и сходства антиобщественных интересов в одной из колоний образовалась отрицательная группа из пяти человек («путевые»). Они вовлекали в свою группу вновь прибывших осужденных. Над теми, кто не желал примкнуть к ним, они учиняли расправу, всячески унижали их: заставляли работать на них, отбирали готовую продукцию и присваивали себе, отбирали у новичков продукты питания, предупреждая, что если кто-нибудь пожалуется, то над ним учинят расправу.

Эти действия привели к объединению положительно настроенных малых групп. Между ними и «путевыми» происходили стычки, нередко заканчивавшиеся драками. Отрицательная группа («путевые»), во что бы то ни стало, решила занять лидирующее положение. Для этого она объединилась с другими малыми группами и учинила расправу с активистами и теми осужденными, которые не примкнули к ним. Со стороны других малых групп были предприняты ответные меры. Последствия этой истории весьма негативны.

Лидерство близко к понятию руководства, но на самом деле это разные явления. Руководство – это строго регламентированный процесс управления деятельностью официально организованного коллектива. Лидер – неофициальное лицо.

Члены отрицательных групп осужденных предъявляют к своим вожакам такие требования: смелость в общении с другими, ориентация на достижение материальных благ в пользу группы, устойчивая приверженность антиобщественным нормам и правилам поведения и т.д.

Функции лидера разнообразны: а) исполнительная; б) функция контроля и маскировки внутренних связей; в) поощрения и наказания; г) функция арбитра и посредника. Эти функции осуществляются различными способами: одобрением, неодобрением, угрозами.

Одновременно с внутренней психологической структурой создается и функциональная структура преступной группы. Каждое новое преступление все более четко определяет роли участников группы, одни непосредственно исполняют преступления, другие подыскивают объекты преступлений, третьи обеспечивают сбыт похищенного и т.д. Функциональная структура определяется личным составом преступной группы, видом совершаемого преступления, объектом преступного посягательства и другими факторами.

Закономерностью развития преступной группы является тенденция к постепенной замене эмоциональных отношений между участниками преступной группы на чисто деловые, функциональные, основанные исключительно на совместной преступной деятельности. Деловые отношения в организованной преступной группе приобретают решающий характер, значение эмоциональных, личных постепенно утрачивается, а в ряде случаев они могут и полностью отсутствовать. Та же самая тенденция наблюдается и в группах, участники которых связаны родственными отношениями. «Эмоциональные отношения, зиждущиеся на взаимных симпатиях и антипатиях, эволюционируют в отношения сугубо функциональные. Упрочение функциональных связей обусловливает консолидацию группы, согласованность действий ее членов»[25].

Последняя закономерность формирования и функционирования преступных групп – постоянное действие в ней двух противоборствующих сил одна из них направлена на дальнейшую интеграцию и сплочение членов преступной группы, а другая – на их разобщение. Однако в период успешной деятельности преступная группа представляет собой психологически спаянное формирование. Пока группа удачно совершает преступления, остается не разоблаченной, тенденция к интеграции и сплочению ее членов преобладает. Если же преступная группа потерпела какую-либо неудачу и возникла опасность разоблачения и привлечения ее членов к ответственности, то усиливается тенденция к разъединению группы, проявляются скрытые конфликты, противоречия, возрастает напряженность в отношениях между ее участниками. Некоторые ученые в групповом характере деяний видят нечто «положительное», что способствует распаду групп. Указывая на то, что распаду преступных групп способствует своевременное предотвращение замышляемых и подготавливаемых, пресечение начатых преступлений, эти ученые, на наш взгляд, верно пишут, что решающую роль в этом играют оперативно-розыскные аппараты. «Сама природа группового преступного поведения создает во многих случаях благоприятные условия для использования в предупредительных целях оперативно-розыскных средств и методов»[26]. Конечно, такая «положительность» существует, однако она относительна. Многое зависит от того, какова сама преступная группа[27]. То есть ее структура, количественный и качественный состав группы, уровень сплоченности и организованности ее членов, характер преступной деятельности, внутренняя иерархия и т.д.

Таким образом, процессу формирования и функционирования преступных групп в КИН присущи общие социально-психологические закономерности. Вместе с тем у отдельных преступных групп процесс формирования и функционирования имеет особенности, связанные со спецификой личного состава и сферой преступной деятельности.

В процессе перерастания антиобщественных групп в преступные в них происходят важные изменения: увеличивается количество участников, возрастает доля лиц с более отрицательной социально-нравственной характеристикой (злостные нарушители режима КИН, рецидивисты и т.д.), состав группы становится более разнородным, из числа лиц с особо отрицательной направленностью выдвигается лидер, который все чаще использует авторитарные методы управления преступной группой. В результате преступная группа осужденных становится спаянной и сплоченной и, превратившись в организованное объединение, переходит к совершению опасных преступлений.

Несколько иначе формируются преступные группы, состоящие из лиц ранее неоднократно судимых. Процесс образования данных преступных групп отличается рядом особенностей. Во-первых, они сразу формируется как преступные, т.е. сориентированы на совершение преступлений. Во-вторых, группы рецидивистов могут образоваться как организованные, минуя низшие типы, поскольку уже на начальном этапе образования в них зачастую имеется лидер, который одновременно является и организатором преступной группы. В-третьих, лица, входящие в такие группы, имеют преступный опыт, знакомы с методами и приемами следствия и оперативно розыскной деятельности органов внутренних дел. Поэтому они могут использовать наиболее изощренные способы совершения групповых преступлений, а также принимать специальные меры для своей маскировки, тщательной конспирации преступной деятельности и связей внутри группы.

Обладая определенным преступным опытом, участники таких преступных групп совершают преступления более квалифицированно, чаще применяют технические средства, тщательнее скрывают следы преступлений и предметы, добытые преступным путем, нередко заранее договариваются о том, как вести себя в случаях обнаружения их преступных действий.