Смекни!
smekni.com

Французская буржуазная революция 3 (стр. 3 из 6)

В этот период происходит размежевание третьего сословия, в процессе которого сложились 3 основные группировки буржуазии в составе Законодательного собрания. 1 группа - крупная торговая и финансовая буржуазия - фейяны - сторонники конституционной монархии; 2 группа -средняя буржуазия, преимущественно её торгово-промышленные круги, была представлена жирондистами1; 3 группа - партия мелкой буржуазии, смыкающаяся с народом - якобинцы2 (вожди якобинцев - М. Робеспьер, Ж.П. Марат, Дантон, Сен-Жюст).

Летом 1792 г. против революционной Франции были двинуты объединённые силы европейских государств. В это же время в самой Франции готовились контрреволюционные заговоры дворян-контрреволюционеров во главе с королевским двором Людовика XVI.

В этой сложной внешней и внутренней обстановке, когда революции угрожали силы феодальной реакции, а правительство бездействовало, народ под руководством якобинцев поднялся на восстание против монархии. Руководство восстанием народных масс взяла на себя Парижская коммуна (революционный орган самоуправления столицы).

II период – Первая республика во Франции (10 августа 1792 г – 2 июня 1793 г.). 10 августа 1792 г. власть в Париже полностью перешла в руки Парижской коммуны. Людовик XVI был арестован по обвинению в контрреволюционном заговоре. Конституция 1791 г. прекратила своё действие.

Коммуна заставила Учредительное собрание издать ряд декретов. Так, декретами от 10 и 11 августа король был отстранён от обязанностей главы исполнительной власти. Был создан временный орган высшей власти - Национальный Учредительный конвент, избранный на основе всеобщего (для мужчин) избирательного права, гораздо более демократичного, нежели по Конституции 1791 г.

Руководящие позиции в Конвенте заняли жирондисты и, таким образом, у власти встала средняя буржуазия в лице этой партии. Они не имели большинства мест, но их поддержало “болото” – значительная часть депутатов занимающая промежуточное положение между жирондистами и якобинцами. Исполнительная власть была передана временному правительству, называемому Исполнительным комитетом конвента.

Королю Людовик XVI в декабре 1792 г. Конвент, под влиянием политических эмоций, вынес смертный приговор.

Декретом от 21-22 сентября 1792 г.Франция объявлялась республикой. Революция в своём движении по восходящей линии шагнула на новую ступень. В конце сентября был принят декрет Конвента о введении во Франции нового революционного летосчисления, берущего свое начало с установлением Французской республики.

Жирондисты уже в первые месяцы августовского восстания получили от революции всё, чего они добивались и не хотели дальнейшего углубления революции. Подобно тому, как это было с фельянами, жирондисты уже к 1793 г. превращаются в контрреволюционную силу. Не случайно к еще зиме 1792 г., когда в Париже вновь усилились противоречия в революционном лагере, жирондисты были исключены из Якобинского клуба который являлся политическим центром революционного Парижа. Здесь укрепилось влияние монтаньяров, “истинных” якобинцев (Дантон, Робеспьер, Марат), пользовавшихся поддержкой низов Парижа.

В связи с опасностью иностранной интервенции и монархических мятежей, угрожающих самому существованию республики, жирондистский Конвент, под напором Якобинцев, декретами учреждал: комитет общественной безопасности (2 октября 1792 г.), чрезвычайный уголовный трибунал в Париже (10 марта 1793 г.), комитет общественного спасения (6 апреля 1793 г.).

Между тем, антифеодальная революция была ещё далека от завершения. Не были ещё окончательно ликвидированы феодальные отношения в деревне. Декретом от 25 августа 1792 г. “Об уничтожении остатков феодализма” крестьянские землевладения освобождались почти от всех лежащих на нём феодальных повинностей. Предусматривались и другие меры. Но все они носили половинчатый характер. Независимо от политической позиции правящей партии жирондистов, народные массы продолжали борьбу за радикальное, демократическое разрешение аграрного вопроса, за окончательное уничтожение феодальных отношений в деревне. Революционная ситуацияприобрела особую остроту в связи с недостатком продовольствия и начавшимся в Париже голодом. По всей стране вспыхивали восстания крестьянства и городской бедноты. Назревали контрреволюционные заговоры в столице. Вспыхнул роялистский мятеж в Вандее (приверженцы династии Бурбонов). На юге страны жирондисты, вступив в союз с роялистами, подняли мятеж в Тулоне и Марселе.

III этап – Якобинская диктатура (2 июня 1793 г. – 27 июля 1794 г.) Возмущение народа политикой жирондистов вылилось в вооружённое восстание 31 мая - 2 июня 1793 г. против них, во главе которого стоял повстанческий комитет Парижской коммуны. Власть перешла в руки якобинцев, находившихся в то время в союзе с народом. Так закончился второй и начался третий этап революции, высший и последний период - якобинской диктатуры.

Они возглавили правительство в момент, когда революция, казалось, была на краю гибели. Название органа, ставшего в ходе событий высшим оперативным центром революционного правительства - Комитет общественного спасения, - в этом смысле весьма точно передавало его главное назначение.

Переход власти к якобинцам означал, что народ сделал ещё одно усилие, чтобы добиться осуществления своих требований, и что революция поднялась на более высокую ступень в своём развитии. За якобинцами стоял широкий блок революционно-демократических сил (мелкая буржуазия, крестьянство, деревенская и особенно городская беднота). Ведущую роль в этом блоке играли т.н. монтаньяры (Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон, Марат и др.), речи и действия которых отражали прежде всего господствовавшие бунтарские настроения масс. Якобинцы не проявляли большой щепетильности в выборе средств борьбы со своими политическими противниками. Наиболее показательным примером являлось их аграрное законодательство. Сразу же по приходу к власти с целью закрепить свой политический союз с народными массами якобинцы издали ряд декретов, которые предоставляли крестьянам в пользование землю и ликвидировали все феодальные права. Это декрет от 3 июня 1793 г. «О разделе национальных владений в общинах, не имеющих общинных земель» и от 17 июля «Об окончательном упразднении феодальных прав». Для закрепления принципов нового гражданского общества Конвент декретом от 7 сентября 1793 г. постановил, ни один француз не может пользоваться феодальными правами в какой бы то ни было области под страхом лишения всех прав гражданства.

Связь якобинцев с городскими низами неоднократно вынуждала их отступать от принципа свободы торговли и неприкосновенности частной собственности. В июле 1793 г. Конвент ввел смертную казнь за спекуляцию предметами первой необходимости, в сентябре 1793 г. декретом о максимуме устанавливались твердые цены на продовольствие.

За время правления якобинцев были изданы два важнейших документа «Декларация прав человека и гражданина 1793 г.» и «Конституция 1793 г.»

«Декларация» 1793 г. в отличие от «Декларации» 1789 г. была более демократична и революционна. Своей теоретической основой она имела учение Ж. Ж.Руссо о суверенитете народа. Отражая республиканские устремления её авторов, Декларация запрещала монархию под страхом смертной казни. «Каждый, кто присвоит себе принадлежащий народу суверенитет, да будет немедленно предан смерти свободными гражданами», - говорилось в ней.

Только народу предоставлялось право пересмотра и изменения конституции. Декларация закрепила право народа на восстание в случае, если правительство нарушает права народа. Это право народа на революцию характеризует революционный характер якобинской демократии.

В этом документе декларировался также широкий круг демократических прав и свобод, обязанность общества обеспечивать средствами существование лиц, неспособных к труду, и другие обязанности общества.

Вместе с тем, Декларация провозглашала незыблемость частной собственности на средства производства, что отражало её классовую ограниченность.

«Декларация прав человека и гражданина» легла в основу якобинской Конституции того же года, в соответствии с которой, Франция объявлялась республикой. Конституция отвергла принцип разделения властей, как противоречащий, по мнению Ж. Ж. Руссо, идее суверенитета народа, выступающего как единое целое.

Верховным органом законодательной власти объявляется Законодательный корпус(Национальное собрание) избираемый на 1 год мог лишь предлагать законы. Законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если в течении 40 дней после рассылки его в департаменты в большинстве из них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект.

Исполнительная власть была в руках исполнительного Совета состоящего из 24 членов, избираемых Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских собраний. Совет нес ответственность перед Национальным собранием. Все органы, от центральных до местных, становились выборными.

Избирательное право носило несравненно более демократический характер, чем по Конституции 1791г. (упразднено деление граждан на активных и пассивных, снижен возрастной ценз с 25 лет до 21г., снижен ценз оседлости, имущественный ценз и т.п.).

Значительно расширился в конституции раздел о гражданских правах и свободах (по ст. 122 каждому французу гарантировалось всеобщее образование, государственное обеспечение, неограниченная свобода печати, право петиций, право объединения в народные общества и др.).

Резкое ухудшение внешней и внутренней обстановки вынудило Конвент отсрочить введение в действие Конституции 1793г., а контрреволюционный переворот 1794г. привел к тому, что она осталась лишь памятником права, никогда не действовавшим.