Смекни!
smekni.com

Правовое положение несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях (стр. 3 из 5)

Значение этого права состоит в том, что законодатель не только раскрывает его, но и устанавливает реализацию этого права осужденным – они имеют право на личную безопасность при возникновении угрозы их личной безопасности со стороны других осужденных или иных лиц.

Специфичность этого права обусловлена как спецификой уголовно-исполнительной системы, так и особенностями форм обеспечения права данными осужденными на безопасность, которые отличаются разнообразием и находят закрепление в нормах уголовно-исполнительного права.

Заключение.

Рассматривается опыт работы с несовершеннолетними, начиная со времен царствования Екатерины II, изучение которого способствует совершенствованию воспитательной работы в современных условиях.

Исторический опыт как ничто иное имеет не только огромное познавательное, но и практическое значение. Изучение и правильное использование накопленного за последние столетия опыта работы с несовершеннолетними осужденными, в частности к реальному лишению свободы, поможет выработать конкретные рекомендации по совершенствованию воспитательной работы в современных условиях.

В российской уголовно-исполнительной практике тенденции использования возможностей воспитания несовершеннолетних осужденных отмечаются уже достаточно давно. Наиболее ярко они проявляются во временные промежутки, характеризующиеся радикальными изменениями в правоохранительной политике государства. Впервые во времена Екатерины II светская власть обратила внимание на вопросы нравственного исправления осужденных. Малолетних преступников пытались не только спасать от нужды и порока, но и целенаправленно воспитывать, создавать из них совершенно «новую породу людей», свободных от грехов граждан, готовых служить Отечеству «делами рук своих в различных искусствах и ремеслах».

В царской России деятельность воспитательно-исправительных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей имела сравнительно небольшую историю. Правительство не только изолировало несовершеннолетних преступников в специально созданные учреждения, но и ставило задачу их исправления и ресоциализации. Правовым основанием к учреждению приютов и колоний для несовершеннолетних преступников стало издание Закона от 5 декабря 1866 г. «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников». Исправительные приюты по этому закону представляли собой или «земледельческо-ремесленные колонии», или городские приюты. Названный закон был издан при отсутствии в России собственной практики принудительного воспитания несовершеннолетних преступников. Законом от 5 декабря 1866 г. впервые были установлены учреждения, предназначенные для исправительно-предупредительного воспитания. По отношению к ним в возрасте от 10 до 17 лет такое воспитание признавалось законом единственно целесообразной мерой.

В 1878 г. II Стокгольмский тюремный конгресс в отношении устройства учреждений для несовершеннолетних правонарушителей сформулировал рекомендацию на расширение подобных учреждений. В решениях этого конгресса было констатировано, что для несовершеннолетних правонарушителей требуется не наказание, а воспитание, имеющее целью дать возможность зарабатывать средства к жизни честным путем и быть полезными, а не вредными членами общества. Воспитание же правонарушителей законом признавалось единственной целесообразной мерой.

19 апреля 1909 г. Тюремным ведомством было издано «Постановление для исправительно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних». Этим правовым документом был осуществлен значительный шаг вперед в деле постановки воспитания несовершеннолетних правонарушителей и значительно восполнены пробелы Закона от 5 декабря 1866 г. В названном Постановлении было четко сказано, что воспитательно-исправительные заведения создаются для нравственного исправления помещенных в них несовершеннолетних и подготовки их к честной и трудовой жизни. В этих видах обозначенных заведений, заботясь о религиозно-нравственном, умственном и физическом развитии своих воспитанников, дают им первоначальное общее образование, а также практические познания, которые предоставили бы им возможность снискать себе средства существовании.

Познавательный и научный интерес представляет контингент, содержащийся в воспитательно-исправительном заведении для несовершеннолетних, по Положению 1909 г. Помимо признанных виновными в совершении преступного деяния по определениям и приговорам суда в данные заведения могли направляться нищенствующие, бродяжествующие и вообще бесприютные и беспризорные, а также отдаваемые на исправление родителями по соглашению с учреждениями. Уже тогда, практически сто лет тому назад, при хорошем поведении в исправительно-воспитательном учреждении несовершеннолетним правонарушителям разрешалось предоставление отпусков к благонадежным лицам. Предусматривалось и наблюдение за поведением освобожденных из такого учреждения. Вышедшие из заведения несовершеннолетние правонарушители в течение трех лет после освобождения состояли под покровительством выпустившего их заведения, которое оказывало им возможную помощь и содействие в обустройстве на свободе.

Начало 20-х гг. XX в. характеризуется ломкой старых семейных отношений, вызванной разрушительной революцией 1917 г. и гражданской войной. Тысячи детей лишились нормальных средств и условий существования. В этих условиях обострилась проблема безнадзорности и преступности несовершеннолетних. Нужно было неотложно решать вопросы борьбы с преступностью несовершеннолетних. С этой целью Декретом СНК РСФСР от 14 ноября 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» создаются комиссии по делам несовершеннолетних, которые действовали как органы, контролирующие и оказывающие содействие в работе исправительных учреждений для несовершеннолетних.

В Руководящих началах по уголовному праву РСФСР, которые были утверждены НКЮ от 12 декабря 1919 г., в ст. 13 указывалось, что несовершеннолетние до 14 лет не подлежат суду и наказанию, к ним применяются лишь воспитательные меры. Такие меры применялись в отношении несовершеннолетних переходного возраста от 14 до 18 лет, которые действовали без разумения.

По УК 1922 г. ст. 18 к малолетним до 14 лет, а также ко всем несовершеннолетним от 14 до 16 лет, в отношении которых комиссия по делам несовершеннолетних считала возможным ограничиться мерами медико-педагогического характера, уголовное наказание не применялось.

В Основных началах УК СССР и союзных республик 1924 г. возраст уголовной ответственности не определялся.

В УК РСФСР от 1926 г. ст. 12 к несовершеннолетним до 14 лет меры судебно-исправительного характера не применялись. Не применялись они и к несовершеннолетним от 14 до 16 лет, если комиссия по делам несовершеннолетних считала возможным ограничиться мерами медико-педагогического характера. Уголовная ответственность наступала с 14 лет.

В 1933 г. был принят УК РСФСР. В статьях 28 и 39 указывалось, что для несовершеннолетних организуются школы фабрично-заводского ученичества особого типа. В школы направлялись несовершеннолетние от 15 до 18 лет по решению суда.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних» определялось, с какого возраста устанавливалась уголовная ответственность: «Начиная с 12-летнего возраста уличенных в совершении краж, причинении насилия, телесных повреждении, увечий и убийств или в попытках к убийству привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания».

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» комиссии по делам несовершеннолетних правонарушителей при отделах народного образования ликвидировались.

В годы Великой Отечественной войны возникли те же проблемы, что и в 20-30-х гг. Однако меры, принятые обществом, позволили предотвратить рост преступности и массовой беспризорности. К работе с несовершеннолетними осужденными привлекалась общественность. Народным комиссариатом просвещения РСФСР специально для этой цели была организована общественная инспекция по охране детства. Общественными инспекторами становились учителя, медики, комсомольцы, женщины-активистки и др.

В 1956 г. для оказания помощи лицам, освобождаемым из колонии, была законодательно урегулирована работа попечительских советов при воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних. Их плюс в огромном воспитательном значении общественного воздействия, исходящего от них в процессе исправления несовершеннолетних осужденных. Принятие ИТК 1990 г. существенно расширило возможности реализации общественного воздействия на осужденных, законодательно оформило основные формы участия общественности в деятельности учреждений УИС. Шефы, члены совета воспитателей оказывали содействие в организации трудового соревнования, художественной самодеятельности, в выпуске стенгазет.

С принятием в 1997 г. УИК РФ «завершился» процесс становления общественного воздействия как средства исправления осужденных.

Изучение практики работы правоохранительных органов свидетельствует о том, что значительная роль в исправлении несовершеннолетних осужденных и предупреждении совершения ими новых преступлений принадлежит воспитательным колониям. Воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными направлена на их исправление, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 октября 2006 г. «Об утверждении правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» введены и действуют новые правила внутреннего распорядка воспитательных колоний.