Смекни!
smekni.com

Соотношение права граждан РФ на участие в управлении делами государства и права граждан РФ на МС (стр. 3 из 7)

Суть проблемы соотношения административного и трудового права во многом сводится к методу, который должен быть использован для регламентации труда государственных служащих. В данном случае труд понимается в широком смысле, т.е. как вся совокупность отношений на государственной службе, возникающих, изменяющихся и прекращающихся при отправлении государственным служащим должностных полномочий.
Ю.А.Тихомиров, анализируя современное состояние публично-правового регулирования, верно заметил тенденцию, суть которой состоит в том, что и в прошлом, и сегодня происходит "обмен" сферами и методами между публичным и частным правом. По мнению ученого, переход в область публично-правового регулирования обусловлен возникновением новых публичных интересов или явлений и процессов. Думается, что именно это явление с середины 90-х годов XX в. наблюдается в сфере правового регулирования государственной службы. Поэтому глубоко прав С.Д. Князев, когда говорит, что "именно в методе административного права должны найти отражение изменяющиеся потребности управленческих отношений в правовом регулировании, адекватном тем радикальным политическим и экономическим переменам, которые вызваны осуществлением в России современной конституционной реформы". Данное утверждение ученого как нельзя более подходит к отношениям на государственной службе в связи с «необходимостью их юридической адаптации к современным социально-экономическим и политическим реалиям». Именно эту задачу предполагается решить в рамках нового этапа реформы государственной службы, который начался в России после утверждения 15 августа 2001 г. Президентом РФ Концепции реформирования системы государственной службы РФ. Одним из путей достижения целей, предусмотренных в данной концепции, вполне могла бы стать корректировка метода регулирования отношений на государственной службе. В условиях переходной экономики такая корректировка представляется вполне оправданным, более того - неизбежным шагом. Очевидно, что для дальнейшего продвижения реформ нужна мобилизация всех ресурсов страны. Одним из них, бесспорно, является государственный аппарат. В переходный период от него требуются четкие и слаженные действия. Вот почему вполне логичным и объективно обусловленным будет усиление административного начала в деятельности государственного аппарата. Имеется в виду расширение применения императивного, в данном случае административного, метода регулирования труда государственных служащих за счет последовательного сокращения или даже полного отказа от использования диспозитивного метода при регулировании государственной службы. Последний в наибольшей степени присущ трудовому праву. Конечно, при таком подходе почти наверняка права государственных служащих будут еще более ограничены. Однако такие ограничения, во-первых, диктуются высшими общественными интересами, во-вторых, осуществляются на прочной правовой основе, в-третьих, предусматривается судебная защита для государственного служащего, в-четвертых, ограничения компенсируются дополнительными социальными гарантиями (установление сравнительно высокой пенсии за выслугу лет, более продолжительные оплачиваемые отпуска и др.).
Особенности используемого метода правового регулирования государственно-служебных отношений зависят также от типа правовой системы. Действительно, в пользу расширения применения в современной России императивного метода регулирования отношений на государственной службе можно привести еще и тот аргумент, что наша страна традиционно тяготеет к странам романо-германской правовой семьи, где государственная служба организована как публично-правовой институт (например, Германия и Франция). Такой же она была и в дореволюционной России.
Конечно, изменение метода правового регулирования труда государственных служащих с диспозитивного на императивный само по себе не самоцель. Оно продиктовано объективной необходимостью дополнительно стимулировать экономические реформы путем укрепления исполнительской дисциплины в государственном аппарате и повышения ответственности должностных лиц, всех государственных служащих за принимаемые и исполняемые решения. Вполне уместно предположить, что после стабилизации экономики и реального построения основ гражданского общества, когда в полном объеме заработают процессы саморегуляции, присущие правовым демократическим государствам с развитой рыночной экономикой, начнется обратный процесс: диспозитивный метод станет, вытеснив императивный, основным при регулировании труда государственных служащих. Такого рода прогноз представляется вполне закономерным, учитывая подвижность сферы публично-правового регулирования, которая, по справедливому замечанию Ю.А. Тихомирова, является "постоянно действующим фактором". Однако при современном состоянии отечественной экономики, незавершенности изменений в политической системе говорить об обратном процессе не просто преждевременно, но даже безответственно. Говоря о необходимости изменения режима регулирования отношений на государственной службе, важно упомянуть еще об одном факторе. Учитывая то обстоятельство, что административное право и трудовое право являются смежными отраслями права, где предмет и метод правового регулирования, как отмечалось выше, имеют определенное сходство, важное значение применительно к ним имеет также автономия субъекта права, неодинаковая мера "связанности" государственными велениями, различные сферы применения актов, специфические нормы и способы регулирования поведения людей. На государственной службе такая связанность исключительно велика. Вся система государственных должностей строго иерархична. Среди обязанностей государственного служащего значится обязанность исполнять распоряжения вышестоящих руководителей, отданные в рамках их компетенции, за исключением незаконных.