Смекни!
smekni.com

Допрос подозреваемого и обвиняемого (стр. 10 из 15)

в) изменить ранее данные ложные показания на другие, тоже лож-

ные.

Изменения могут касаться не полностью всех показаний, а отдельных их элементов или деталей. Как в первоначальных показаниях, так и в из­мененных могут сочетаться элементы достоверности и лжи.

Каждое из данных обвиняемым показаний имеет самостоятельное зна­чение по делу. Окончательная оценка определяется в зависимости от сте­пени их достоверности. Следователь должен правильно уяснить себе, что в показаниях (первоначальных и измененных) является достоверным и что ложным. Прежде чем сделать определенные выводы из факта изменения по­казаний, их следует проверить и оценить. Достоверность новых показаний проверяется путем их сопоставления с прежними показаниями, с новыми доказательствами, собранными по делу, и, наконец, путем проведения следственных действий, выполнение которых может подтвердить или опро­вергнуть правдивость обвиняемого. При этом необходимо иметь в виду, что нередко изменение каких-то деталей в показаниях может явиться ре­зультатом запамятования и допрашиваемому следует помочь вспомнить все эти детали, в то же время буквальное повторение ранее данных показаний может быть результатом заучивания заранее подготовленного объяснения.

В тех случаях, когда обвиняемый отказывается от ранее данных по­казаний, правдивость которых не вызывает сомнения, нередко бывает очень трудно вернуть его к первоначальным показаниям. Вместе с тем та­кая попытка должна быть сделана. Отказ одного обвиняемого от ранее данных им правдивых показаний может повлечь за собой изменение показа­ний его соучастников, что существенно осложняет расследование по делу. Прежде всего следует выяснить причины, побудившие обвиняемого изменить показания, и принять возможные меры к их устранению.

Очевидно, что эти причины необходимо выяснять как в том случае, когда правдивые показания обвиняемый меняет на ложные, так и при заяв­лении обвиняемого о решении дать правдивые показания.

Причины изменения правдивых показаний на ложные бывают весьма разнообразны: уговоры и угрозы со стороны соучастников преступления или других заинтересованных лиц, страх перед ответственностью за прес­тупление, тяжелое психическое состояние обвиняемого и т.д. Но чаще всего - это результат какого-то просчета следователя. Неточная фикса­ция показаний, недостаточная конкретизация и детализация показаний при первом допросе, неумение следователя утвердить обвиняемого в его реше­нии говорить правду, осведомленность допрашиваемого о пробелах в дока­зательствах, наконец, нарушение установленного психологического кон-

такта - все это нередко приводит к отказу от ранее данных правдивых

показаний и к выдвижению обвиняемым новой, ложной версии. В связи с

этим основная задача следователя - убедить обвиняемого в том, что из­менение им показаний не повлияет на результат расследования, поскольку уже собранны иные объективные доказательства, позволяющие установить истину по делу,

При этом необходимо попытаться восстановить нарушенный психологи­ческий контакт, что во многом зависит от умения следователя владеть собой. Отказ от правдивых показаний, полученных часто в результате упорных усилий, естественно, вызывает у следователя возмущение, доса­ду, неприязнь к допрашиваемому.

Однако если дать волю чувствам, возможность перехода от ложных показаний к правдивым станет еще более проблематичной. Напротив, спо­койствие и выдержка следователя обычно облегчают допрашиваемому пере­ход от лжи к правде.

У обвиняемого, отказавшегося от ранее данных им показаний, необ­ходимо прежде всего выяснить, что именно в своих прежних показаниях он изменяет, что уточняет, а что подтверждает.

Поэтому нужно получить объяснения от обвиняемого как по поводу вновь собранных доказательств, так и в отношении доказательств, уже ранее предъявлявшихся обвиняемому.

Полученные показания следует с максимальной подробностью зафикси­ровать, отразив в протоколе мотивы, побудившие обвиняемого изменить ранее данные им показания.

Тут же целесообразно обратить внимание допрашиваемого на обстоя­тельства в его прежних показаниях, соответствие которых действитель­ности уже установленно.

Особенно эффективно предъявление обвиняемому тех доказательств, которые были получены лишь благодаря тому, что он сообщил о них в по­казаниях, от которых теперь отказался.

Допрос обвиняемого, изменившего свои показания, в ряде случаев успешно сочетается с проведение таких следственных действий, как очная ставка, предъявление для опознания, следственный эксперимент, для чего допрос прерывается, о чем делается отметка в протоколе. Продолжая прерванный допрос, следователь использует данные, полученные в резуль­тате проведенных в перерыве следственных действий.

Если обвиняемых по делу несколько, то те обстоятельства, в отно­шении которых один из них изменил показания, могут быть подтверждены

или опровергнуты, в частности, допросом его соучастников. При это нуж­но тщательно следить, чтобы другие соучастники преступления не догада­лись об отказе от прежних показаний одного из обвиняемых.

Новые показания обвиняемого должны быть тщательно проверенны. По результатам проверки обвиняемый должен быть вновь допрошен.

Убедившись в том, что все его показания тщательно проверяются, а ложные опровергаются, допрашиваемый нередко возвращается к ранее дан­ным правдивым показаниям. Проверка какого-либо ложного заявления почти всегда приводит к получению доказательства, подтверждающего иной, по­ложительный факт.

Так, если обвиняемый на вопрос следователя утверждает, что он не мог находиться на месте преступления, поскольку находился в ином мес­те, опровержение его утверждения вооружает следователя доказательст­вом, подтверждающим, что обвиняемый не был в указанном им месте и умышленно искажает факты.

Категорический ответ обвиняемого о том, что ему не известен предъявляемый предмет, в то время как принадлежность его обвиняемому бесспорно доказана ( о чем обвиняемый пока не знает ), является веской уликой против него.

Нередки отказы от прежних правдивых показаний в тех случаях, ког­да дело переходит к новому следователю.

Считая, что новый следователь еще не успел разобраться в деле, обвиняемый не редко ищет возможности избежать ответственности за соде­янное путем отказа от прежних показаний.

В этих случаях неправильно начинать допрос обвиняемого непосредс­твенно с вопроса: " Подтверждаете ли Вы ранее данные показания? ". Вначале следует поговорить с обвиняемым, выяснить его особенности и позицию, которую он намерен занять. При этом рекомендуется продемонс­трировать свою осведомленность об обстоятельствах дела в малейших де­талях. После того, как обвиняемый убедился в том, что следователь хо­рошо изучил дело и стремится установить истину, можно перейти к уточ­нению его прежних показаний.

В тех случаях, когда обвиняемый, отказываясь от прежних показа­ний, заявляет, что они были даны в результате неправильного ведения допроса и применения незаконных мер, расследование этого заявления должно быть произведено прокурором.

Глава 5.

Т А К Т И К А Д О П Р О С А П О Д О З Р Е В А Е М О Г О

И О Б В И Н Я Е М О Г О Н А О Ч Н О Й С Т А В К Е.

1. Процессуальные правила производства очной ставки.

Являясь разновидностью допроса, очная ставка вместе с тем имеет свои особенности.

Цель очной ставки в уголовно-процессуальном законе прямо не опре­деленна. Однако поскольку необходимым условием для производства очной ставки является наличие в показаниях ее участников существенных проти­воречий, очевидно, что она проводится для устранения этих противоре­чий. Цель очной ставки заключается не в простом устранении противоре­чий, а в установлении истины по спорным обстоятельствам.

Допрос на очной ставке производится не по всем обстоятельствам дела, а только по тем, которые вызвали существенные противоречия в по­казаниях. Характер существенных противоречий, требующих производства очной ставки не определен законодателем. Вопрос о том, какие противо­речия по делу являются существенными и требуют обязательного разреше­ния, в том числе и путем производства очных ставок, решает сам следо­ватель. К противоречиям могут быть отнесены обстоятельства касающи­еся времени, места, способа и других обстоятельств совершения прес­тупления; виновности обвиняемого в совершении преступления; обстоя­тельств, влияющих на степень и характер ответственности, характера и размеров ущерба, причиненного преступлением и т.д.

Однако при всей важности устранения путем проведения очной ставки противоречий, относящихся к предмету доказывания по делу, было бы серьезной ошибкой ограничивать очную ставку выяснением только этих обстоятельств.

В ряде случаев существенное значение по делу приобретают противо­речия, которые опосредствованно связаны с предметом доказывания. Так, важное значение для правильного разрешения жалобы потерпевшей по делу об изнасиловании могут иметь данные, относящиеся к ее поведению в пе­риод, предшествующий расследуемому событию. Предметом очной ставки мо­гут быть также такие факты, которые помогают правильной оценки собран­ных по делу доказательств. В частности, очные ставки могут проводиться

для выяснения данных о личности потерпевших, свидетелей и т.д.

Психологическое воздействие очной ставки может быть использовано и в тактическом плане.Так,"..разоблачая ложь по второстепенным фактам или по тем обстоятельствам, которые не являются предметом доказывания, а только связаны с ним, нередко удается побудить допрашиваемого к правдивому изложению важных обстоятельств преступления." ( 4 ).

Особенностью очной ставки является и то, что на ней допрашиваются два лица. Причем закон предусматривает активное участи допрашиваемых в следственном действии. Отвечая на вопросы следователя, допрашиваемый на очной ставке высказывает свое мнение по поводу показаний другого участника, может привести доказательства их ошибочности или ложности. Кроме того, с разрешения следователя, допрашиваемые могут задавать вопросы друг другу.