Смекни!
smekni.com

Допрос подозреваемого и обвиняемого (стр. 12 из 15)

В этой связи необходимо иметь в виду, что воздействие очной став­ки на недобросовестное лицо зависит не только от содержания показаний правдивого участника, хотя это обстоятельство имеет решающее значение. При решении вопроса об очередности очных ставок необходимо также учи­тывать особенности личности участников следственного действия, харак­тер их взаимоотношений, оценку недобросовестным лицом значения показа­ний второго участника очной ставки и т.д. В отдельных случаях большое психологическое воздействие оказывают не те показания, которые содер­жат больше доказательств виновности подозреваемого или обвиняемого, а показания данные авторитетными для них лицами.

По групповым делам при получении правдивых показаний от одного из соучастников встает вопрос о наиболее целесообразном использовании этих показаний на очной ставке. Нельзя не отметить, что очные ставки между подозреваемыми и обвиняемыми чреваты отказом от правдивых пока­заний и поэтому их проведение требует более тщательной подготовки. По­лучив правдивые показания одного из соучастников преступления, прове-

рив и закрепив их путем производства ряда следственных действий, сле­дует перейти к рассмотрению вопроса о возможности использования этих показаний на очной ставке.

Необходимо изучить причины, побудившие допрашиваемого к даче правдивых показаний. Если признание вины было вызвано вескими причина­ми ( раскаянием или твердым стремлением прекратить в дальнейшем прес­тупную деятельность ), то в этих случаях отсутствует субъективная при­чина отказа от правдивых показаний. До проведения очной ставки необхо­димо также исключить ( или свести к минимуму ) возможность отказа от правдивых показаний под влиянием соучастников.

Также необходимо выявить из числа непризнавшихся соучастников ли­цо, на которое правдивые показания могут оказать наиболее сильное воз­действие. Следует иметь в виду, что скорее встанет на путь признания вины лицо, ранее не судимое и менее виновное в преступлении, а также те из соучастников, которые испытывают чувство раскаяния, легко подда­ются влиянию, в чьих глазах правдивое поведение соучастника имеет оп­ределенную моральную ценность.

В отдельных случаях, когда необходимо сопоставить показания по­дозреваемого и обвиняемого с показаниями других лиц по какому-то одно­му конкретному обстоятельству, можно провести очную ставку непосредс­твенно в ходе допроса, направленного на изобличение подозреваемого или обвиняемого в преступлении. Для этого допрос прерывается в нужном мес­те, проводится очная ставка, которая оформляется самостоятельным про­токолом, после чего продолжается допрос. В протоколе допроса указыва­ется, что он был прерван для проведения очной ставки. Такой прием име­ет то преимущество, что показания, полученные на очной ставке, тут же включаются в тему допроса и используются следователем в качестве средства для изобличения ложных показаний.

В совокупности с другими доказательствами результаты очной ставки создают стройную систему доказательств, в то время как самостоятельное их проведение, изолированно от допроса, вряд ли побудило бы недобросо­вестное лицо к даче правдивых показаний.

2.2. Предъявление доказательств.

Иногда следователь имеет возможность провести только одну очную ставку. В подобных случаях для усиления ее воздействия в ходе очной ставки в ряде случаев целесообразно предъявлять доказательства, изоб-

личающие подозреваемого (обвиняемого) в даче ложных показаний. Следо­ватель не ограничен законом в предъявлении доказательств. На очной ставке, как и на допросе, он может предъявить вещественные доказатель­ства, документы, протоколы следственных действий, акты ревизий, заклю­чения экспертиз.

Отсюда вытекает необходимость решения вопроса, в каких случаях доказательства предпочтительнее предъявить на очной ставке и когда это лучше сделать на допросе. Представляется, что при решении этого воп-

роса необходимо прежде всего учитывать психологическое воздействие

правдивого лица на недобросовестного участника и наличие совокупности

доказательств, опровергающих показания последнего. Если присутствие

правдивого участника оказывает сильное воздействие на недобросовестное

лицо и предрасполагает последнего к даче правдивых показаний, обычно

не возникает необходимости предъявлять доказательства в ходе очной

ставки. Чтобы не осложнять ее проведение, доказательства, подкрепляю­щие достигнутый на очной ставке результат, целесообразнее предъявлять после нее, в ходе самостоятельного допроса. И, напротив, если мнение правдивого участника не окажет существенного влияния на подозреваемого (обвиняемого), в подобной ситуации предъявление доказательств в ходе очной ставки может оказать сильное психологическое воздействие на не­добросовестное лицо и подкрепить показания участника, дающего правди­вые показания. Так же как и при любом допросе, на очной ставке пред­почтительнее предъявлять не отдельные доказательства, а их совокуп­ность. Необходимо, чтобы на очной ставке основные положения показаний одного из допрашиваемых подтверждались предъявляемыми в ходе следс­твенного действия доказательствами.

К числу тактических приемов, используемых на очной ставке для ра­зоблачения ложных показаний подозреваемых и обвиняемых, относится де­ление темы следственного действия, а также повторные очные ставки и использование на них показаний признавшихся организаторов и наиболее активных участников преступления.

2.3. Деление темы очной ставки.

Указанный тактический прием используется с целью выявления проти­воречий в показаниях обвиняемых и подозреваемых, которые обычно стано­вятся очевидными при более тщательном выяснении спорных обстоятельств. В этой связи тема очной ставки подразделяется на несколько спорных

вопросов, которые следователь последовательно выясняет в ходе очной

ставки. Например, следователь намерен установить на очной ставке при­частность подозреваемого к совершению преступления. Он может поставить перед свидетелем вопрос в общей форме: какое преступление, когда и где было совершенно подозреваемым ? Хотя этот вопрос касается существа противоречий в показаниях участников очной ставки и имеет решающее значение, в большинстве случаев его выяснение будет недостаточным. На обобщающий вопрос обычно можно получить и ответ только в обобщающей форме. Естественно, что в таком случае недобросовестному лицу будет значительно легче отстаивать свою позицию.

Иное дело, если следователь будет разрешать противоречия в пока­заниях подозреваемого и свидетеля путем последовательного выяснения нескольких вопросов. Так, могут быть поставлены вопросы: когда подоз­реваемый пришел на место происшествия и что он там делал, какие дейс­твия потерпевшего и подозреваемого непосредственно предшествовали преступлению, как было совершенно преступление, что делал подозревае­мый после совершения преступления и т.д. Такого рода деление темы оч­ной ставки позволит вскрыть внутренние противоречия в показаниях по-

В то же время при детализации показа-

ний появляется возможность получить более развернутые и аргументиро­ванные данные от добросовестного лица. Очевидность противоречий по це­лому ряду вопросов может привести подозреваемого к отказу от лжи.

2.4. Повторные очные ставки.

Повторные очные ставки между одними и теми же лицами, как и любые повторные следственные действия, ведут к дополнительным затратам вре­мени и поэтому обычно являются нежелательными. Однако специфика работы следователя, связанная с неполным познанием и вероятностной оценкой полученных данных на большинстве этапов расследования, не всегда поз­воляет одним следственным действием разрешить интересующие его спорные обстоятельства дела.

Кроме того, последовательное выяснение спорных обстоятельств не сразу, а путем проведения нескольких очных ставок обычно бывает вынуж­денным и зависит от того, что в большинстве случаев следователь полу­чает доказательства постепенно, в несколько приемов. Поэтому он в ряде случаев выносит на очную ставку не все спорные вопросы, возникающие в показаниях двух лиц, а только ту их часть, которая уже достаточно исс-

ледована. Успех очной ставки во многом зависит от умения следователя

провести ее в заранее определенных рамках и не допустить общения доп­рашиваемых по не вынесенным на очную ставку вопросам. Приступая к оч­ной ставке, следователь должен быть уверен в том, что один из ее участников будет вести себя правдиво, не выйдет за пределы заранее на­меченных вопросов и не попадет под влияние недобросовестного лица, за­интересованного в сокрытии истины. Это неминуемо ограничивает круг вопросов, подлежащих исследованию в ходе очной ставки.

Повторные очные ставки могут быть проведены как по вновь возник­шим, так и по ранее выяснявшимся вопросам. Обычно в последнем случае проведение повторных очных ставок возможно лишь при изменении одним из участников своей прежней позиции или при получении следователем новых данных, подтверждающих или опровергающих показания одного из участни­ков. В противном случае очная ставка будет беспредметной.

2.5. Использование на очных ставках показаний признавшегося организатора или наиболее активного участника преступ­ления.

Иногда удается получить первым признание от организатора или от наиболее активного участника преступления. Использование этих показа­ний в ходе очной ставки имеет определенные особенности. Влияние орга­низаторов или наиболее активных участников преступления на других соу­частников одновременно и облегчает, и усложняет задачу следователя. С одной стороны, указанные лица скорее могут побудить соучастников к да­че правдивых показаний, с другой,- в большинстве случаев следователь заранее должен быть готов к тому, что остальные допрашиваемые дадут правдивые показания в пределах признания организатора преступления.