Смекни!
smekni.com

Допрос подозреваемого и обвиняемого (стр. 14 из 15)

Если в показаниях встречаются местные, необщепринятые выражения и наименования, их следует пояснить в протоколе, с тем чтобы в дальней­шем было понятно, о чем идет речь.

2. Сочетание допроса и фиксации его результатов.

Запись показаний может производится по окончании устного допроса в целом или по отдельным эпизодам, а так же одновременно с допросом.

Последний метод применяется в тех случаях, когда в ходе допроса предъявляются доказательства или когда допрос направлен на изобличение допрашиваемого в даче им ранее ложных показаний, в связи с чем он фик­сируется в виде вопросов и ответов. В иных случаях такой метод менее целесообразен, поскольку протоколирование показаний одновременно с допросом, как правило, отвлекает и пугает допрашиваемого, мешает ему сосредоточится. Здесь нарушается контакт между следователем и обвиняе­мым или подозреваемым, который получает время на обдумывание приемов следователя и способов уклонения от их воздействия.

Обычно рекомендуется вначале допрос проводить в устной форме, а после того как допрашиваемый дал показания, можно перейти к их прото­колированию.

Это позволяет не прерывать допроса и более эффективно использо­вать тактические приемы. Однако здесь требуется от следователя макси­мальное напряжение и мобилизация памяти. Поскольку даже при наличии необходимых профессиональных навыков можно что-то упустить при занесе­нии показаний в протокол, рекомендуется по ходу допроса делать краткие черновые записи.

Если допрос сложный и есть опасения, что на дальнейших этапах допроса может последовать отказ от уже данных показаний, записав

часть показаний, целесообразно дать допрашиваемому подписать их, выяс­нив, правильно ли его поняли. Такая запись по частям гарантирует от ошибок при протоколировании и не дает допрашиваемому отвлечься от доп­роса или изменить свои показания уже в ходе протоколирования, которое может занять много времени.

Если дело многоэпизодное, целесообразно запись проводить по эпи­зодам. Записав показания по одному эпизоду, можно переходить к выслу­шиванию показаний и их фиксации по второму и т.д. В некоторых случаях, при наличии большого количества эпизодов и соучастников, целесообразно записывать показания по каждому эпизоду на отдельном бланке протокола допроса. Известно, что многотомные дела чаще всего подшиваются по эпи­зодам, а не в хронологическом порядке. Такой порядок облегчает даль­нейшее расположение материала и ознакомление с ним других лиц. прото­колирование показаний на отдельных бланках в последующем избавляет следователя от необходимости изготавливать копии протоколов для их брошюровки в самостоятельных томах.

3. Протоколирование вопросов.

После записи свободного рассказа допрашиваемого ему задаются воп­росы и фиксируются ответы на них.

Закон не обязывает следователя заносить в протокол каждый из за­данных ему вопросов, указывая, что фиксация может иметь место лишь в случае необходимости. Такая необходимость возникает в тех случаях, когда формулировка вопроса помогает дать правильную оценку последующе­го ответа. Кроме того, характер и последовательность вопросов иногда помогают проследить поведение допрашиваемого в ходе допроса, что также важно для оценки достоверности полученных показаний. Поэтому в тех случаях, когда важно подчеркнуть значение отдельных моментов в ответах или когда в них содержатся противоречия, формулировка вопроса вносится

в протокол.

Вопросы фиксируются и тогда, когда в ходе допроса предъявляются доказательства или когда допрос направлен к изобличению допрашиваемого в ложности данных им ранее показаний.

Если обвиняемого или подозреваемого знакомят с показаниями друго­го лица, следует в протоколе точно указать, кому принадлежат эти пока­зания, от какого числа протокол и, по возможности листы дела. Если ог­лашается выдержка из показаний, в протоколе желательно привести ее дословно или во всяком случае отразить основное содержание зачитывае­мых показаний.

4. Собственноручная запись показаний.

После дачи устных показаний обвиняемому или подозреваемому в слу­чае его о том просьбы должна быть предоставлена возможность написать свои показания собственноручно ( ст.164 УПК КазССР). При этом соблюда­ются следующие правила:

- собственноручная запись производится только после устного допроса;

- следователь прочитывает показания, записанные собственноруч­но, после чего задает вопросы,выясняет все непонятное и дополняет про­токол. Дополнения вносятся допрашиваемым или следователем, что отмеча­ется в протоколе.

5. Оформление законченного протокола.

Независимо от того, записаны показания допоршенным или следовате­лем, он подписывается ими обоими, причем допрошенный подписывает каж­дую его страницу. Помимо следователя и допрошенного лица, правильность произведенной записи подтверждается также всеми лицами, принимавшими участие в допросе ( защитником, педагогом, переводчиком и др.). Причем переводчик подписывает каждую страницу протокола и протокол в целом, а допрошенный в таких случаях своей подписью в конце протокола подтверж­дает, что сделанный ему в устной форме перевод соответствует данным им показаниям. Если протокол допроса был переведен на другой язык в пись­менном виде, то перевод в целом и каждая его страница в отдельности должны быть подписаны переводчиком и обвиняемым или подозреваемым.

В конце протокола отмечается, прочитан ли он допрошенному или же

последний ознакомился с протоколом самостоятельно. Обвиняемому или по­дозреваемому во всех случаях должна быть предоставлена возможность лично прочитать протокол. Следователь зачитывает его по просьбе допро­шенного. До подписи им протокола отмечается подтверждение правильности изложенного.

Обвиняемый и подозреваемый имеют право требовать дополнения про­токола и внесения в него поправок согласно данным ими показаниям (ст.

164 УПК КазССР). Поправки и дополнения могут быть внесены в связи с тем, что допрошенный желает чем-либо дополнить запись своих показаний или считает, что его показания сформулированы неправильно. Иногда об­виняемый или подозреваемый, прочитав протокол, убеждается в том, что дал показания, которые его изобличают, и в связи с этим пытается изме­нить ту или иную часть протокола, требуя внести поправки, меняющие смысл его показаний. Следователь не может отказать в этом. В подобных случаях нужно в конце протокола записать уточняющие показания. В конце протокола до подписи обвиняемого или подозреваемого перечисляются поп­равки и дополнения, внесенные в протокол по его ходатайству. Если в результате внесенных поправок часть текста протокола исключается, то в конце протокола отмечается, какой именно текст зачеркнут. Подчистки в тексте не допускаются. Свободные места в протоколе прочеркиваются.

Отказ подписать протокол не исключает последующего использования зафиксированных в нем надлежащим образом показаний в качестве средства доказывания при условии, что их достоверность не вызывает сомнения. Закон указывает лишь, что в подобных случаях отказ допрошенного подпи­сать протокол отмечается в нем лицом, производившим следственное дейс­твие. Однако для того , чтобы определить , не послужила ли поводом к отказу от подписи неправильная запись показаний, отказавшемуся подпи­сать протокол должна быть предоставлена возможность дать объяснения о причинах отказа, которые следователь обязан зафиксировать (ст. 1О8 УПК КазССР).

Если обвиняемый отказался подписать постановление о привлечении в качестве обвиняемого, ознакомление с которым предшествует допросу, это должно быть зафиксировано следователем с указанием мотивов отказа и немедленно сообщено об этом прокурору (ст.159 УПК КазССР).

В тех случаях, когда допрошенный вследствие физического недостат­ка или иных причин лишен возможности лично подписать протокол, следо­ватель приглашает постороннее лицо, которое с согласия допрошенного удостоверяет своей подписью правильность записи показаний (ст.1О8 УПК

КазССР).

6. Протоколирование очной ставки.

Протоколирование очной ставки имеет некоторые особенности.

Описательная часть протокола начинается с ответа на вопрос о том, знают ли допрашиваемые друг друга и в каких отношениях находятся между собой.

Запись ответа о знакомстве и взаимоотношениях участников очной ставки допустимо производить общим ответом только в тех случаях, когда между участниками нет расхождений по этим вопросам. В случаях, когда допрашиваемые дают различные ответы на рассматриваемый вопрос, целесо­образно зафиксировать их ответы раздельно. Каждый из участников очной ставки подписывает только свои показания.

После этого в протоколе фиксируются показания участников очной ставки по вынесенным на ее разрешение спорным обстоятельствам дела. В соответствии со ст.153 УПК КазССР в протоколе очной ставки показания допрашиваемых лиц записываются в той очередности, в какой они давались.

Даже самый подробный протокол не может полностью отразить полу­ченные от участников очной ставки данные. В этом и нет необходимости, поскольку допрашиваемые обычно сообщают следователю множество второс­тепенных, а иногда попросту ненужных данных. В то же время при прото­колировании очной ставки перед следователем стоит задача не упустить важные для дела факты. Поэтому нельзя согласиться с распространенной тенденцией максимально сокращать протокол очной ставки путем фиксации в нем показаний одного из участников, которые в самых общих чертах подтверждаются или опровергаются вторым участником.

Существует ряд обстоятельств, фиксация которых необходима в каж­дом протоколе очной ставки. К ним относятся показания по существу пос­тавленного следователем вопроса, аргументация этих показаний, обосно­вание возражений против утверждений второго участника. Целесообразно также фиксировать все сообщенные допрашиваемыми сведения, которые пря­мо не относятся к предмету очной ставки, но представляют большой инте­рес для следствия ( например, новые данные о расследуемом преступле­нии). Обязательно также занесение в протокол тех данных, которые про­сят отразить в нем участники следственного действия.