Смекни!
smekni.com

Формы адвокатских образований 2 (стр. 2 из 6)

Адвокатские образования и органы самоуправления адвокатуры не должны вмешиваться в производство по конкретному уголовному делу, гражданскому делу, делу об административном правонарушении. Они не вправе давать советы без просьбы самого адвоката. Даже если такая просьба поступила, совет имеет неофициальный, сугубо рекомендательный характер и не служит обязательной программой действий.

Самоуправление как принцип организации и деятельности адвокатуры представляет собой совокупность правил, которые обеспечивают самостоятельное регулирование отношений, возникающих в адвокатских сообществах. Поскольку адвокатура представляет собой сообщество адвокатов, не входящее в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, самоуправление является органически необходимым составным элементом механизма функционирования адвокатуры. Самоуправление находит свое выражение в том, что деятельность адвокатских образований осуществляется на основании решений органов адвокатской палаты, которые были созданы в установленном законом порядке. Все решения собрания (конференции) адвокатов принимаются простым большинством голосов адвокатов, участвующих в собрании (делегатов конференции). Решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты. Однако все исполнительные органы адвокатской палаты подотчетны и подконтрольны общему собранию (конференции) адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

Корпоративность — это принцип, в соответствии с которым адвокатура организована и осуществляет свою деятельность в качестве добровольного союза лиц, объединенных общими интересами и целью обеспечить надлежащую защиту доверителей и их доступ к правосудию. Корпорация (от лат. corporatio — «объединение, сообщество») — общество, союз, группа лиц, объединяемая общностью профессиональных или сословных интересов. Корпоративный (производное от корпорации) — узкогрупповой, обособленный (например, корпоративные интересы). Применительно к адвокатуре эти положения приобретают особый, специфический смысл. Лица, наделенные статусом адвоката, действуют на определенной территории, будучи объединенными в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации. Единство в рамках палаты обеспечивает особый характер взаимоотношений между адвокатами. Они должны строиться на основе уважения исходя из приоритета общих ценностей и интересов. Каждый адвокат при взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления должен не только оказывать помощь своему доверителю, но и выступать в качестве структурной ячейки адвокатского сообщества, действовать в его интересах.

Все вопросы, коллегиально обсуждаемые в рамках адвокатских образований, а также в адвокатской палате субъекта Российской Федерации и Федеральной адвокатской палате, должны разрешаться исходя из их целесообразности для адвокатского сообщества в целом, с максимальной пользой для адвокатского образования того или иного вида, уровня. Органы адвокатского сообщества, действующие в период между собраниями (конференциями), принимают решения, направленные на усиление роли адвокатуры в гражданском обществе, осуществляют контроль за соблюдением корпоративных правил адвокатского сообщества. Одним из проявлений принципа корпоративности является возможность самого адвокатского сообщества разрешать вопросы, связанные с дисциплинарной ответственностью адвокатов. Квалификационная комиссия, большинство членов которой являются адвокатами, наряду с осуществлением иных полномочий вправе давать заключение о наличии или отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм Кодекса профессиональной этики адвоката.

Равноправие — это принцип деятельности адвокатов, в соответствии с которым лицо, получившее в установленном законом порядке соответствующий статус, становится полноправным членом адвокатского сообщества. На адвоката в полной мере распространяется положение ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, в соответствии с которым государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Объем предоставляемых адвокату прав не зависит от стажа его работы по юридической специальности, продолжительности его адвокатской практики. Каждый адвокат имеет право на единообразное применение к нему действующего законодательства. Это положение относится как к применению закона в рамках осуществления адвокатом своей профессиональной деятельности, так и в иных случаях. Адвокат вправе самостоятельно выбирать форму адвокатского образования, в рамках которой он будет осуществлять свою профессиональную деятельность.

Адвокат вправе свободно выражать свое мнение относительно всех вопросов, которые ставятся на обсуждение собрания (конференции) адвокатов, Всероссийского съезда адвокатов. Решения на собраниях, конференциях, съездах принимаются простым большинством голосов. Никто из членов адвокатского сообщества не имеет права привилегированного (кратного) голоса. Права всех адвокатов гарантируются равным образом.

Адвокатура, будучи независимой от органов государственной власти и органов местного самоуправления, постоянно и обширно взаимодействует с ними. Такие отношения базируются на признании за адвокатурой статуса самостоятельного и самоуправляемого профессионального сообщества.

В п. 25 Основных принципов, касающихся роли юристов (приняты Восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа — 7 сентября 1990 г., Гавана), указано, что ассоциации юристов сотрудничают с правительством с целью обеспечить, чтобы все лица имели реальный и равный доступ к юридическому обслуживанию и чтобы юристы имели возможность без неправомерного вмешательства консультировать и оказывать помощь клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими нормами.

Содействие органов государственной власти заключается в обеспечении гарантий независимости адвокатуры, финансировании деятельности адвокатов, которые оказывают юридическую помощь бесплатно, а также в выделении адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» данный государственный орган осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Среди прочих полномочий Судебный департамент наделен возможностью взаимодействовать с адвокатурой по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов (п. 20 ст. 6 данного акта). Такое взаимодействие заключается в обмене информацией о реально необходимом количестве адвокатов для обеспечения нормальной работы судов, а также о пожеланиях относительно качественного состава адвокатского корпуса. При этом ни одна из сторон взаимодействия не вправе диктовать другой стороне свои условия, директивными методами разрешать вопросы, находящиеся в совместном ведении.

В п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» проведено принципиально важное отграничение адвокатской деятельности от предпринимательской. Данное правило обусловлено спецификой помощи, оказываемой адвокатами, а также коренными отличиями в механизме регулирования отношений, возникающих в рамках адвокатской и предпринимательской деятельности. Адвокатская помощь представляет собой комплексное воздействие на правоотношение с целью достижения результата, наиболее благоприятного для доверителя. Целью адвокатской деятельности является реализация предусмотренного ст. 48 Конституции РФ права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи. В законе прямо установлены случаи, когда такая помощь обязательна. При отсутствии средств на ее оплату она может быть оказана на безвозмездной основе или оплачена за счет государства. В результате оказания такой помощи адвокат не извлекает прибыли. Данные положения полностью распространяются на коллегии адвокатов и иные адвокатские образования (адвокатские кабинеты, адвокатские бюро и юридические консультации). Цель же предпринимательской деятельности состоит именно в извлечении прибыли средствами и способами, не запрещенными законом. К предпринимательской, по содержанию максимально приближенной к адвокатской, относится деятельность по оказанию платных юридических услуг. Порядок осуществления предпринимательства регламентируется иными по сравнению с регламентирующими адвокатскую деятельность законами (ГК РФ, Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и др.). Ввиду вышеперечисленных различий государство обеспечивает адвокатам особый порядок приобретения соответствующего статуса, гарантии их независимости, а также отличный от имеющегося у предпринимателей порядок уплаты налогов (ст. 226 НК РФ).

Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

· работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;