Смекни!
smekni.com

Договор хранения хранение на складе (стр. 2 из 9)

В свою очередь в новых гражданских кодексах Нидерландов, Квебека (принят в 1991 г., вступил в действие в 1994 г.) и Луизианы (последняя редакция — 1993 г.) более полно проявляется предпринимательское направление соответствующих отношений по хранению [30, с. 225].

В нашей стране по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (ст. 776 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Договор хранения широко применяется в гражданском обороте. Договор хранения широко распространен в торговой деятельности, производственно–хозяйственной сфере, а также в иных сферах человеческой деятельности.

Роль договора хранения и его правовое регулирование в различных областях человеческой деятельности имеет огромное значение. Создание и эффективное функционирование складской индустрии в Республике Беларусь имеет огромное значение для юридических и физических лиц как внутри государства так и при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Существование правоотношений по поводу хранения и их правовое регулирование позволяет решить целый комплекс проблем для физических лиц (например, любое физическое лицо нуждается в хранении своих вещей в период проживания в гостинице) и юридических лиц (например, отсутствие собственных площадей для хранения товаров вынуждает юридическое лицо обратиться к услугам иных лиц, имеющих возможность предоставить площадей для хранения).

Договору хранения в ГК 1964 г. была посвящена гл. 38, насчитывающая всего 11 статей. В ГК 1998 г. указанному договору посвящена гл. 47, включающая в себя уже 41 статью. Такое положение объясняется не только расширением сферы применения договоров хранения, появлением новых видов хранения, но и усложнением правил их регулирования, необходимостью более четкого определения основных элементов указанного договора, статуса сторон, их ответственности. Правомерность такого подхода особенно очевидна в связи с появлением профессионального хранения, осуществляемого хранителем, для которого хранение является видом предпринимательской деятельности.

Договор хранения является самостоятельным договором, но обязательства по хранению часто встречаются в виде составных частей иных соглашений – договоров купли–продажи, перевозки, экспедиции и др. В таких случаях взаимоотношения сторон по хранению регулируются нормами, относящимися к основному договору, поскольку хранение носит вспомогательный характер и призвано обеспечить исполнение основного обязательства.

Таможенным законодательством регулируются отношения по хранению товара на таможенных складах, под которыми в соответствии со ст. 23, 41 – 51 Таможенного кодекса понимается таможенный режим, обеспечивающий хранение под таможенным контролем ввезенных товаров, предназначенных для вывоза, а также по временному хранению под таким контролем товаров и транспортных средств на складах временного хранения (ст. 145 – 156 Таможенного кодекса).

В соответствии со ст. 776 ГК договор хранения представляет собой договор, в силу которого одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем) и возвратить эту вещь в сохранности.

Основная цель хранения заключается, таким образом, в обеспечении сохранности вещи, переданной на хранение, ее сбережении и последующем возврате поклажедателю.

Сторонами в договоре хранения являются поклажедатель и хранитель.

Термин "поклажедатель" берет свое начало еще со времен Древней Руси, в праве которой хранение именовалось поклажей.

В качестве поклажедателя по смыслу ГК могут выступать любые лица, как юридические, так и физические. Более того, исходя из общих положений ГК о субъектах права, следует сделать вывод, что поклажедателем могут быть в принципе даже частично и ограниченно дееспособные граждане, если отношения по хранению, в которые они вступают, отвечают требованиям ст. 25, 27, 30 ГК. Такие сделки не должны признаваться ничтожными, если они совершены к безвозмездному получению указанными гражданами выгод.

ГК не требует, чтобы поклажедателем выступал собственник имущества. На хранение могут передаваться вещи, находящиеся во владении или в пользовании поклажедателя.

В качестве хранителя по договору хранения может выступать как гражданин, так и юридическое лицо. При этом, поскольку законодательством не оговорено иное, и исходя из существа обязательства, профессиональными хранителями могут быть как коммерческие организации – юридические лица, так и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица [27, с. 321].

Для коммерческих организаций хранение может выступать как в качестве сопутствующей функции (например, гостиница), так и в качестве основного вида деятельности, ради которого они созданы (например, элеваторы, овощехранилища, товарные склады и т.п.). В роли профессионального хранителя может выступать также некоммерческая организация, осуществляющая хранение в качестве одной из целей своей профессиональной деятельности.

Рассмотрим признаки договора хранения:

1. Договор хранения – двусторонний договор.

2. Договор хранения – возмездный договор.

В соответствии со статьей 787 Гражданского кодекса Республики Беларусь, если иное не предусмотрено договором хранения, расходы хранителя на хранение вещи включаются в вознаграждение за хранение. При безвозмездном хранении поклажедатель обязан возместить хранителю произведенные им необходимые расходы на хранение вещи, если законодательством или договором не предусмотрено иное.

Договор хранения, по общему правилу, является реальным договором, так как договор считается заключенным с момента фактической передачи поклажедателем принадлежащего ему имущества хранителю.

Однако договор хранения может быт и консенсуальным договором. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 776 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в договоре хранения, в котором хранителем является коммерческая организация либо некоммерческая организация, осуществляющая хранение в качестве одной из целей своей профессиональной деятельности (профессиональный хранитель), может быть предусмотрена обязанность хранителя принять на хранение вещь от поклажедателя в предусмотренный договором срок (то есть, договор хранения в данном случае считается заключенным уже с момента достижения сторонами соглашения по всем его условиям, а фактическая передача имущества поклажедателем хранителю должна быть осуществлена в будущем).

Договор хранения имеет сходство с рядом других гражданско–правовых договоров, от которых его следует отличать. Особенно актуально это для специальных видов хранения, поскольку некоторые его разновидности содержат элементы других договоров, опосредующих передачу имущества [31, с. 278].

Много общего у договора хранения с договором безвозмездного пользования (ссуды). В обоих случаях одна сторона передает другой определенное имущество, которое по истечении срока действия договора должно быть возвращено в сохранности. Общим для этих договоров является то, что в обоих случаях поступившее имущество принимается лицом на учет, однако учитывается оно отдельно от имущества этого лица (на внебалансовых счетах), чем подчеркивается, что указанное имущество является для соответствующего лица чужим. В связи с тем что указанное имущество не является собственностью лица, у которого оно находится по рассмотренным выше основаниям (как при хранении, так и при ссуде), на это имущество не может быть обращено взыскание по долгам хранителя (ссудополучателя).

Однако эти договоры имеют различное правовое регулирование, что объясняется отличием целей их заключения. При заключении договора хранения его целью является обеспечение сохранности вещи, ее использование хранителем в период хранения, как правило, не допускается. Предмет ссуды, наоборот, передается именно с целью пользования им, пусть и безвозмездного.

Договор хранения имеет определенное сходство и с договором аренды, причем это сходство может носить двоякий характер. Если мы будем рассматривать хранение и аренду определенной вещи с точки зрения ее возможного использования, то к сравнительному анализу этих отношений можно будет справедливо отнести все сказанное выше о сравнении хранения и ссуды. То есть если при хранении вещь передается хранителю для обеспечения ее сохранности в интересах поклажедателя, то отношения по аренде устанавливаются в целях использования имущества арендатором.

Таким образом, главным в разграничении договора хранения с договорами аренды и ссуды является то, кто оказывает услугу. При аренде и ссуде это будет сторона, которой принадлежит вещь. При хранении же услугу оказывает сторона, принимающая вещь.

В то же время вопрос о соотношении хранения и аренды может быть рассмотрен и в иной плоскости. Когда одно лицо передает другому свое имущество для хранения в определенном изолированном помещении, можно говорить как о хранении этой вещи собственником помещения, так и об аренде помещения лицом, чье имущество в нем хранится. В данном случае квалификация отношений зависит от направленности воли сторон и, как следствие, оформления (правового закрепления) их фактических отношений. Так, если заключается договор хранения, объект (например, помещение, хранилище, сейф), в котором хранится имущество остается во владении и пользовании хранителя, ему же передается для хранения имущество. Если же лицо, которое мы выше именовали хранителем, передает свое помещение (сейф, хранилище) тому, чье имущество должно храниться, во временное владение и пользование либо пользование, эти отношения следует рассматривать как аренду. От того, являются ли соответствующие отношения хранением или арендой, зависят основания и объем ответственности лица, у которого фактически находится имущество.