Смекни!
smekni.com

Уголовно-проццесуальное право (стр. 2 из 13)

Значение процессуальной формы доказывания состоит в том, что она регламентирует все основные стороны доказывания. Закон определяет предмет доказывания, обстоятельства, подлежащие доказыванию по каждому уголовному делу (ст. 68 УПК). В законе названы средства, которые могут быть использованы в ходе уголовно-процессуального доказывания, в частности, источники фактических данных (ст. 69 УПК); следственные, судебные действия, направленные на установление истины (ст. 70 УПК и др.). Законом установлен круг лиц, осуществляющих доказывание и участвующих в нем; предусмотрены их права и обязанности, связанные с осуществлением доказывания. Некоторые лица (обвиняемый, потерпевший и др.) особо заинтересованы в результатах доназывания по уголовному делу, в связи с чем законом предусмотрены процессуальные гарантии защиты их прав и интересов в ходе доказывания. Регламентирован законом и сам процесс доказывания.

Соблюдение процессуальной формы доказывания — одна из сторон обеспечения социалистической законности в уголовном судопроизводстве.

Б юридической литературе высказаны различные суждения о сущности доказывания, в частности о том, является ли оно лишь практической деятельностью следователя, суда по собиранию доказательств яли лишь их .мыслительной деятельностью, или сущность доказывания как в той, так и в другой деятельности 12. В уголовном судопроизводстве истина устанавливается и посредством практической деятельности по собиранию доказательств и посредством логической, мыслительной деятельности, связанной с анализом доказательств. Поэтому уголовно-процессуальное доказывание необходимо рассматривать как практическую деятельность, заключающуюся в проведении следственных, судебных действий, направленных на обнаружение, закрепление, проверку доказательств, и как 'мыслительную деятельность, заключающуюся в оценке доказательств, обосновании результатов, выводов доказывания.

В (процессуальной теории была предпринята попытка обосновать, что «оценка доказательств — самостоятельная процессуальная категория, находящаяся вне границ понятия судебного доказывания»13. Основные аргументы заключались в том, что доказывание — это совокупность процессуальных действий, регламентированных законом, а мыслительный процесс не подлежит такому регулированию; а так же в том, что оценка доказательств как мыслительный процесс отличается от деятельности по собиранию и исследованию доказа-

тельств

14

Правовые нормы не подменяют законы мышления, но, несомненно, влияют на то, чтобы процесс мышления соответствовал этим законам. Примером таких норм могут быть нор-

12 См.: Теория доказательств в советском уголовном процессе, с. 293—296; Куры лев С. В. Указ. соч., с. 24—37; Арсеньев В. Д. Вопросы общей теории судебных доказательств. М, 1964, с. о—14.

13 К у р ы л е в С. В. Указ. соч., с. 29.

14 Там же, с. 26—37. Критику этих суждений С. В. Курылева см.: Теория доказательств в советском уголовном процессе, с. 294—296; Л у з-гин И. М. Указ. соч., с. 179.

203

мы, определяющие предмет мыслительного процесса (ст. 68 УПК), основные начала оценки доказательств (ст. 71 УПК), требования, связанные с обоснованием и мотивировкой процессуальных решений (ст. ст. 205, 301 УПК и др.).

Оценка, как один из элементов процесса доказывания, естественно, отличается от его других элементов: собирания, проверки доказательств, но оторвать ее от других элементов доказывания и вывести за его пределы невозможно. Это нарушит единство процесса доказывания; собирание и проверка доказательств в отрыве от их оценки существовать не могут. В ходе собирания и проверки доказательств следователи и судьи в определенной мере осуществляют и их оценку.

Характерной чертой познания в уголовном судопроизводстве является то, что оно состоит не только в выявлении фактических обстоятельств уголовного дела, а и в их удостоверении в 'порядке, предусмотренном законом. Удостоверительная сторона познавательной деятельности имеет особое значение в уголовном судопроизводстве. В ходе уголовно-процессуального доказывания важно не только получить сведения о фактах. Для полного познания обстоятельств, подлежащих доказыванию, важно эти сведения о фактах удостоверить в порядке и способом, ^предусмотренным законом. Удостоверительная сторона деятельности в познавательном процессе содействует проверке и оценке доказательств, формированию внутреннего убеждения у лиц, осуществляющих доказывание. Она позволяет активно участвовать в проверке доказательств всем другим субъектам уголовно-процессуального доказывания. Удостоверительная деятельность обеспечивает необходимые условия для обоснования и мотивировки ■выводов, которые содержатся в принимаемых решениях, а также для проверки законности и обоснованности этих решений. Удостоверительная деятельность содействует установлению объективной истины, достоверности полученных в ходе доказывания знаний.

В уголовно-процессуальной теории верно отмечается несовпадение понятий истинности и достоверности 15. Истина — это соответствие нашего знания объективной действительности, а достоверность — еще и обоснованность этого знания. Однако с точки зрения практики уголовно-процессуального-доказывания нельзя считать истину установленной, если она

15 См.: Теория доказательств в советском уголовном процессе, с. 287—288.

204

не обоснована. В этом смысле прав М. С. Строгович, утверждая, что в уголовном судопроизводстве понятие «истины совпадает с понятием достоверности» 16.

Удостоверительный характер процесса познания влияет на обоснованность и достоверность знаний в уголовном судопроизводстве.

Доказывание часто определяют как деятельность по собиранию, проверке и оценке фактических данных17. Но доказывание в уголовном судопроизводстве этим не ограничивается. Доказывание, связанное с выяснением фактических данных, «...продолжается до тех пор, пока исследование не приведет к определенному выводу (тезису, формуле), который воплощается в конкретном процессуальном решении. С этого момента исследование всей проблемы о преступлении и уголовной ответственности превращается в доказывание, обоснование уже достигнутого вывода, тезиса»18. Обоснование конкретного тезиса, вывода в одном случае рассматривают как иное значение понятия доказывания, в отличие от доказывания по собиранию, проверке и оценке фактических данных 19; в другом — как элемент единого процесса доказывания20. В. Д. Арсеньев предложил «...различать в общем понятии доказывания в уголовном процессе, предметом которого являются различные положения, особое понятие уголовно-процессуального доказывания как специфического уголовно-процессуального института, предметом которого являются только фактические обстоятельства дела»21.

Следует заметить, что доказывание в виде обоснования конкретного тезиса, вывода не всегда осуществляется лишь после того, как в уголовном судопроизводстве полностью закончится доказывание в виде собирания, проверки и оценки фактических данных. Обоснование тесно связано с исследованием фактических данных, с оценкой и проверкой доказательств.

С каких бы позиций не подходить к объяснению понятия

16 Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса, т. 1. М., 1968, с. 326.

17 См.: Теория доказательств в советском уголовном процессе, с. 298.

18 Савицкий В. М. Государственное обвинение в суде. М., 1971, с. 156.

19 См.: Строгович М. С. Указ. соч., с. 299; Савицкий В. М. Указ. соч., с. 156

20 См.: Фаткуллин Ф. Н. Указ. соч., с. 13.

21 Арсеньев В. Д. Указ. соч., с. 11.

205

доказывания в уголовном судопроизводстве, его следует рассматривать -как единое понятие, тождественное понятию процессуального доказывания, имея в виду вместе с этим два возможных его аспекта: доказывание-собирание, проверка и оценка фактических данных; доказывание-обоснование выводов, к которым приходят лица, осуществляющие уголовно-процессуальное доказывание.

Учитывая возможность разноаспектного толкования термина «доказывание», необходимо, как правильно заметил В. М. Савицкий, верно определять, 'какую смысловую нагрузку несет этот термин в каждом жонкретном случае, что важно для правильного понимания многих институтов доказательственного 'Права22.

Познание в уголовном судопроизводстве осуществляется с помощью уголовно-процессуального доказывания. Лишь на основе процессуального доказывания с соблюдением его процессуальной формы возможно установление объективной истины, выяснение обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Но из того, что уголовно-процессуальное доказывание — единственный путь обоснования истинности выводов в уголовном судопроизводстве, не следует, как иногда полагают, что познание в уголовном судопроизводстве возможно «не иначе, как путем процессуального доказывания»23. Познание не исчерпывается уголовно-цроцессуальным доказыванием, ему известны и иные формы познавательной деятельности 24. Они не являются решающими, не заменяют процессуальное доказывание, не могут служить обоснованием принимаемых решений, но своей вспомогательной ролью по отношению к процессуальному доказыванию содействуют познанию в уголовном судопроизводстве.

Познание — процесс сложный, не всегда оно начинается с процессуального доказывания, иногда ему предшествует деятельность, направленная на поиск носителей нужной информации, отбор этой информации для .последующей работы с ней путем процессуального доказывания. В ходе наблюдений, опроса граждан и -при проведении следственных действий (обыска, осмотра, допроса свидетелей и т. д.) следователю приходится иметь дело с большим объемом различной информации, сведениями о фактах, которые еще не стали дсжаза-