Смекни!
smekni.com

по Праву 14 (стр. 1 из 2)

Вариант № 3

Казус 1

Свободный франк Сигиберт назвал своего соседа Атаульфа уродом, а его жену – распутной бабой, при этом грубо схватив ее за руку. Будучи вызванным в суд рахинбургов, Сигиберт не явился на судебное заседание.

Каковы последствия его действий по LexSalica?

Какую ответственность несли рахинбурги за правильное отправление правосудия?

Кто исполнял вынесенные ими решения?

Решение:

Формирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Наиболее полное представление о раннефеодальном праве дают так называемые "варварские правды", в которых были записаны многообразные правовые обычаи, устоявшиеся образцы судебных решений германцев. Так появились "варварские правды": Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменская и др. Вестготская правда в первой, полной редакции появилась в VI—VII вв. В ее основе был свод законов короля вестготов Эриха (466—489 гг.), расширившего свои владения в Галлии и получившего независимость от римских императоров. Вслед за вестготами бургунды приступили к созданию собственного судебника. Создавая его, они вместе с практическими целями преследовали и цели политико-символические — закрепления своего господства над территориями, освобожденными от власти Рима. Аллеменская и Баварская правды появились в VIII в. Саксонская и Тюрингская правды известны в редакции конца VIII — начала IX в. Создавались "варварские правды" королями вместе со "знатнейшими" (епископами, герцогами, графами) и "собравшимся народом", как записано в Аллеменской правде, или "с князьями и всем народом христианским", как указано в Баварской правде. Господствовал при этом "национальный", а не территориальный принцип действия права.

«Салическая правда» («Lex Salica»), являясь сборником старинных судебных обычаев франков, сообщает нам важнейшие сведения об общественном строе франков. Составлен этот сборник, как полагают, в начале VI века (507 – 511 гг.), т.е. еще при жизни (а возможно, и по приказанию) первого франкского короля Хлодвига. Первоначальный текст Салической правды до настоящего времени не сохранился. Сохранились лишь рукописи времен Пипина Короткого и Карла Великого (VIII в.). В результате до нас дошло несколько вариантов Салической правды, из которых наиболее близкой к древнейшему первоначальному тексту памятника считается Парижская рукопись. Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается главным образом во внешних чертах: латинский язык, штрафы в римских денежных единицах.

О способе составления Салической Правды говорит полулегендарный пролог, передающий, что франки, после их крещения, на трех судебных собраниях (per tres mallos), в разных местах (чтобы высказалось по возможности большинство), после тщательного обсуждения установили нормы Салической Правды. «Салический закон был продиктован знатными этого народа, которые тогда были его правителями…… Эти люди собрались на три заседания, тщательно обсудили все поводы к тяжбе и вынесли о каждом из них отдельное решение, как следует ниже. Когда же, по благословению божию, король франков — стремительный и прекрасный Хлодвиг первый принял католическое крещение, все, что оказалось в этом уложении неудобным, было исправлено с большею ясностью преславными королями Хлодвигом, Хильдебертом и Хлотарем……»[1]

Источниками её послужили главным образом обычно-правовые нормы, господствовавшие в различных разветвлениях племени салических франков и уже сделавшиеся обязательными; название pactus (договор) указывает именно на ее объединяющий характер. Но так как она была вызвана к жизни определенным актом, то ее составители воспользовались случаем включить в нее постановления, незнакомые обычному праву. Некоторые были заимствованы из более древних племенных правд. Отчасти это был вновь созданный юридический материал (например: акты королей: эдикты, декреты, предписания, позднее капитулы и капитулярии).

Наиболее общая характеристика Салической Правды позволяет выделить, что она:

- представляет собой бессистемную запись обычаев Салических франков;

- характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий;

- отражает пережитки первобытнообщинного строя;

- раскрывает процесс разложения первобытнообщинной собственности и появление частной собственности;

- защищает интересы имущих и их частную собственность;

- отличает ее формализм, казуистичность, наличие символики и тесная связь с религиозными обычаями.

Салическая правда делится на титулы (главы). Основное содержание - нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе, развития права собственности на землю.

В уголовном праве удерживаются остатки обычая кровной мести. За большинство преступлений налагались высокие штрафы в пользу потерпевшего (1/3 которого поступала в пользу государства). В случае неуплаты штрафа виновный отдавался головой пострадавшему, допускалась кровная месть или в дело вмешивался суд, который назначал наказание. Штраф был высокий и, в ряде случаев, уплачивался родственниками преступника. И при получении штрафа сумма могла делиться между родственниками потерпевшего.Статьи Салической Правды определяют последствия преступных посягательств исходя из социального положения потерпевшего и преступника, что отражает классовое расслоение общества. За убийство назначался вергельд - штраф в пользу родных убитого. Его размер определялся социальным положением убитого.

Немало внимания было уделено словесным оскорблениям, причем за оскорбление женщины взыскивался более высокий штраф, чем за оскорбление мужчины.

Согласно Салическому закону, Сигиберт подлежал ответственности по трем положениям:

- назвал уродом Атаульфа – штраф 3 сол.;[2]

- назвал жену Атаульфа распутной бабой = блудницей – если Сигиберт не докажет это утверждение, он присуждается к уплате 1800 ден. (45 сол);[3]

- схватил жену Атаульфа за руку – штраф 15 сол.[4] А если схватил выше локтя – штраф 35 сол. (С. Правда ст. ХХ, § 3).

Сигиберт выплачивает штраф, и все бы на этом завершилось. Но он не явился на судебное заседание. В число наказаний по LexSalicaвходит такого рода санкция - постановление ослушника вне закона. Эту санкцию, связанную с уклонением от явки в суд и предстоит применить в отношении нашего казуса.

Отправление правосудия во времена составления судебника отмечено значительной простотой. В каждом кантоне и сотне суд состоял из всех свободных людей, франков. Сотенное собрание заседало в отведенном месте с каменными скамьями (мальберг). В собрании председательствовал тунгин (начальник, выбранный сотней), высшая власть принадлежала графу — сановнику, назначенному королем для управления пагусом (департаментом), в котором объединялись несколько сотен. Те свободные люди, которые находились в собрании для разрешения дел, именовались рахинбургами. Рахинбурги – это коллегия выборных заседателей, знатоки правовых норм, судебных обычаев франков. Решение выносилось большинством голосов. Рахинбурги подвергались штрафу, если их приговор не соответствовал действовавшим обычаям, законам. Сведения об их функциях содержит Салическая правда и другие франкские источники.

Исполнителями судебных решений были низшие служители суда, а также воины и местная полиция (милитэс). В случае отказа добровольно выполнить решение суда, его выполнение брал на себя граф. Тот, кто препятствовал ему в выполнении решения суда, строго наказывался. Институт рахинбургов, возникший в условиях дофеодального общества, не отвечал интересам складывавшегося класса феодалов, поэтому в процессе реформ Карла Великого этот институт был упразднен и заменен назначаемыми чиновниками - скабинами, затем шеффенами. Король сделался высшим судьей, а его двор — судилищем для особо важных персон королевства.

В соответствии со статьей LVI" О неявке в суд ", пострадавший истец Атаульф должен будет вызвать злополучного Сигиберта на суд пред лицом самого короля: "... и там будут 12 свидетелей, из которых пусть первые три поклянутся, что они были там, где рахинбург присудил, чтобы он шел на испытание водой или дал обязательство в уплате композиции и что он пренебрег постановлением рахинбургов.... Тогда истец должен вызвать его (ответчика) перед лицом короля, а именно, в течение 14 суток, и три свидетеля должны поклясться, что они были там в то время, когда он (истец) вызывал его (ответчика) на суд и назначил ему определенный срок...".

В том случае, если истец исполнит все предписания, изложенные в данной статье, а ответчик ни в один из назначенных сроков так и не соизволит явиться, драма будет иметь следующий финал: "... тогда пусть король, к которому он призван на суд, объявит его вне своего покровительства. Тогда и сам виновный и его имущество делается собственностью истца, и если до тех пор, пока он не уплатит всего, что с него взыскивается, кто-нибудь даст ему хлеба или окажет гостеприимство, будь то даже собственная его жена, присуждается к уплате 600 ден. (15 сол.)".

В соответствии с Капитулярием III ст. 1. О законных основаниях неявки на суд:

§ 1. Если у кого сгорит дом и он не будет иметь места, где поместить свое имущество, а равно если его задержит болезнь или в его доме умрет кто-нибудь из родственников, или если он будет задержан по королевскому делу, в таких уважительных случаях человек, представивший доказательства, может очистить себя в том, что не явился на суд.

В соответствии со статьей I "О вызове на суд " безосновательная неявка наказывается уплатой в 15 сол.

Доведет ли свободный франк Сигиберт до столь драматического финала разбирательство со своим соседом Атаульфом, мы можем лишь предположить такую альтернативу, как и предположить то, что он решит, все-таки руководствуясь своим здравым смыслом и предписаниями LexSalicaвыполнить свой долг законопослушного франка. Суммируем величину штрафа за все проступки и получаем 83 сол. Логично предположить, что Сигиберт, выберет уплатить данный штраф.