Смекни!
smekni.com

Прокурорский надзор как самостоятельная отрасль государственной деятельности 2 (стр. 13 из 33)

8. НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВА ОБВИНЯЕМОГО НА ЗАЩИТУ

На обязанности прокуроров лежит осуществление надзора за соблюдением органами предвари­тельного расследования требований Конституции Российской Федерации (ст. 48) об обеспечении права обвиняемого на защиту.

Прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы защитник был привлечен к участию в деле с момента задержания или ареста или с момента предъявления обвинения. Прокурор, следит за тем, чтобы как при задержании и аресте, так и при предъявлении обвинения следователь разъяснил обвиняемому его право на защиту. При этом следователь должен разъяснить право обвиняемого иметь защитника, оплату услуг которого возьмет на себя государство, если обвиняемый не располагает денежными средствами. Следо­ватель не вправе навязать обвиняемому в качестве защитника определенное лицо. В то же время следо­ватель должен иметь в виду, что член коллегии адвокатов не вправе уклониться от осуществления защи­ты как по соглашению, так и по назначению коллегии адвокатов.

Содержание обвиняемого под стражей не должно служить препятствием к реализации обвиняе­мым своего права на защиту. Для того чтобы обеспечить право обвиняемого на защиту, следователь должен предоставить свидание с близкими, которые смогут пригласить защитника для участия в про­цессе. Если у обвиняемого нет такой возможности, а защитник должен принять участие со стадии предъявления обвинения, выполнение этой функции следователь должен взять на себя. В этом случае следователь уведомляет юридическую консультацию района по месту производства предварительного следствия. В тех случаях, когда защитник, избранный обвиняемым, не может явиться для участия в деле, следователь в соответствии со ст. 48 УПК РСФСР должен предложить обвиняемому пригласить другого защитника, установив для этого пятидневный срок. Если обвиняемый в указанный срок не воспользует­ся этим правом, следователь через юридическую консультацию назначает ему другого защитника.

В случае если позиция защитника не совпадает с позицией обвиняемого, следователь обязан заме­нить защитника и нести представление в коллегию адвокатов о привлечении к ответственности адвока­та, ненадлежащим образом исполняющего свои обязанности.

Допуская защитника с момента задержания или ареста, следователь обязан создать защитнику не­обходимые условия для выполнения возложенных на него функций: предоставить свидание с подозре­ваемым или обвиняемым; дать возможность защитнику ознакомиться с протоколами следственных действий с участием его клиента, заявить необходимые ходатайства и т.д. Нередко следователи, сближая момент предъявления обвинения с окончанием предварительного следствия, практически лишают за­щитника возможности осуществлять свои функции при производстве предварительного следствия.

Защитник вправе обжаловать любые действия и решения следователя, эти жалобы направляются прокурору, который обязан рассмотреть их в течение трех дней и сообщить заявителю о результатах их рассмотрения.

9. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯ

Производство дознания и предварительного следствия является процессом сугубо творческим. От квалификации и инициативы следователя зависит многое в деле быстрого и полного раскрытия преступ­ления, а также полного, всестороннего и объективного его расследования.

При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производ­стве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда за­коном предусмотрено получение санкции от прокурора или судебного решения, и несет полную ответ­ственность за их законное и своевременное проведение.

Таким образом, закон представляет следователям широкие полномочия по производству следст­венных действий, по применению мер уголовно-процессуального принуждения и по принятию различ­ных процессуальных решений. Процессуальная самостоятельность обеспечивает следователю возмож­ность оценивать собранные им доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руко­водствуясь законом и внутренним убеждением.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что некоторые меры уголовно-процессуального принуждения, затрагивающие конституционные права и свободы граждан, производят­ся на основании судебного решения.

По действующему уголовно-процессуальному законодательству прокурор дает санкцию на приме­нение мер пресечения в виде заключения под стражу и залога (ст. 89, 96, 99 УПК РСФСР), на отмену или изменение следователем меры пресечения, избранной по указанию прокурора (ч. 2 ст. 101 УПК РСФСР). Прокурор и его заместитель санкционирует производство обыска (ст. 168 УПК РСФСР), выемку докумен­тов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной (ст. 167 УПК РСФСР); наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, ее осмотр и выемку (ст. 174 УПК РСФСР); отстранение обви­няемого от должности (ст. 153 УПК РСФСР); помещение в лечебно-психиатрическое учреждение обви­няемого и подозреваемого, не содержащегося под стражей (ст. 188 УПК РСФСР).

Прокурор утверждает постановление следователя об установлении определенного срока для озна­комления обвиняемого с материалами дела (ч. 6 ст. 201 УПК РСФСР). Прокурор или его заместитель ут­верждает обвинительное заключение, составленное следователем (ст. 214 УПК РСФСР).

Прокурору предоставлено право давать согласие на направление дела в суд для применения к ли­цу принудительных мер медицинского характера (ст. 406 УПК РСФСР), а также на прекращение уго­ловного дела следователем по основаниям, предусмотренным ст. 6—9 УПК РСФСР.

В случаях, предусмотренных законом, следователь обязан получить санкцию прокурора на произ­водство того или иного действия либо утвердить у прокурора наиболее важные документы. Установлен­ный перечень случаев дачи прокурором санкции, согласия либо утверждения им процессуальных реше­ний следователя является исчерпывающим.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР прокурор осуществляет надзор за органами предварительного след­ствия. При этом прокурор выполняет функции процессуального руководства предварительным следст­вием. Он вправе отменять и изменять незаконные и необоснованные постановления следователя, давать ему указания о производстве следственных действий, осуществлять иные полномочия процессуального руководителя, предоставленные ему ст. 211 УПК РСФСР.

Осуществляя надзор за производством предварительного следствия, прокурор не вправе подме­нять следователя, который сохраняет свою процессуальную самостоятельность. Прокурор не вправе превращать следователя в механического оформителя и технического исполнителя своих указаний.

Прокурор наделен полномочиями давать следователю письменные указания о расследовании пре­ступлений, обязательные для исполнения следователями (п. 3 ст. 211 УПК РСФСР). Следователь вправе обжаловать указания прокурора вышестоящему прокурору, не приостанавливая их исполнение, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 127 УПК РСФСР (о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела).

При этом следователь приостанавливает выполнение соответствующих указаний прокурора и впра­ве представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Вышестоящий прокурор отменяет указания нижестоящего прокурора либо поручает производство предва­рительного следствия другому следователю. Следователь наделен правами возбуждения уголовных дел, а также задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления (ст. 109, 122—123 УПК РСФСР).

По делам, возбужденным органом дознания, по которым обязательно производство предваритель­ного следствия, следователь вправе до истечения 10-дневного срока производства дознания приступить к расследованию дела, не ожидая выполнения органом дознания неотложных следственных действий.

Рассматривая жалобы участников процесса на действия следователя (ст. 218—219 УПК РСФСР), прокурор обязан не только восстановить нарушенные права и законные интересы граждан, но и направ­лять следствие в правильное русло. Он может отменить или изменить принятое следователем решение, вправе принять меры к привлечению виновных в нарушении закона к установленной законом ответст­венности, может, наконец, отстранить следователя от производства расследования и передать дело дру­гому следователю или принять самому производство по делу. Все это, безусловно, является в опреде­ленной мере ограничением полномочий следователя, но эти ограничения правомерны, они обусловлены законом и требованиями объективности и полноты расследования уголовного дела.

10. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СТАДИИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

Вопросы организации прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса регули­руются в Приказах Генерального прокурора Российской Федерации от 18.06.97 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» и от 26.06.97 г. № 34 «Об органи­зации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью».