Смекни!
smekni.com

Религия и закон проблемы взаимодействия (стр. 1 из 5)

РЕЛИГИЯ И ЗАКОН: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Дворникова Оксана Александровна - научный сотрудник отдела теории законодательства ИЗиСП.

На разных исторических этапах вопрос о приоритете религии или закона в регулировании общественных отношений решался по-разному. Это во многом зависело от силы авторитета церкви для правящих кругов, что определяло государственную политику в отношении религии в целом. Вместе с тем государственная власть по самой своей природе чужда власти церковной: объединениям верующих присуща религиозная нормотворческая власть, которая распространяется только на верующих и обеспечивается убежденностью в непоколебимости религиозных догматов. Кара за нарушение религиозных норм, как правило, наступает после смерти <1>; государственная же власть обладает особыми признаками, вытекающими из ее публичной природы. Нарушение установленных государством нормативов влечет за собой реальные и зачастую весьма ощутимые для виновного лица неблагоприятные последствия личного или имущественного характера.

--------------------------------

<1> См.: Чиркин В.Е. Законодательная власть. М., 2008. С. 45 - 46.

Взаимосвязь религии и закона глубока и сложна. Многие законодательные положения имеют религиозно-нравственные корни (запрет убийства, кражи и т.д.). В то же время и деятельность церкви (каноническая, догматическая и богослужебная) в настоящее время не может выходить за рамки закона и подрывать установленный в государстве правопорядок.

Под религией (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа) в общем смысле понимается вера, исповедание, богопочитание или основа духовного убеждения <2>; мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов <3>. В советское время религией признавалась одна из форм общественного сознания, мировоззрение, не совместимое с научным миропониманием, основанное на вере в существование сверхъестественных сил, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними природных и общественных сил <4>. В настоящее время наука, освободившись от уз советской идеологии, отрицательных оценок религии как таковой не дает. Однако современное общество, провозглашая принципы плюрализма мнений, свободы вероисповедания и толерантности, до сих пор полностью не освободилось от проявлений религиозной розни.

--------------------------------

<2> См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4. М., 2000. С. 90.

<3> См.: Большой российский энциклопедический словарь. М., 2003. С. 1313; Новый энциклопедический словарь. М., 2004. С. 1018.

<4> См.: Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Б.А. Введенский. М., 1955. С. 335; Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 57000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1973. С. 623; Словарь русского языка: В 4 т. Том III / Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1983. С. 704.

В разные времена религия использовалась для достижения политических целей. Ситуация, при которой государственная власть имеет решающее влияние на церковь, обозначается термином "цезарепапизм". На российской почве цезарепапизм процветал в Российской империи - в результате реформ Петра I управление православной церковью было возложено на Святейший правительствующий Синод. При этом император-мирянин (хотя и помазанник Божий) являлся верховным хранителем веры, а высшая церковная инстанция, учрежденная самодержавной властью, была правительственным учреждением <5>. С этого времени, вплоть до 1917 г., в Русской Православной Церкви не было Патриарха, его заменил Синод, руководимый светским чиновником - обер-прокурором <6>. Православная церковь в тот период фактически и юридически была частью государственного аппарата и официально именовалась ведомством православного вероисповедания. В целом переплетение юридических норм с каноническими, обеспечение исполнения церковных предписаний мерами государственного принуждения, а велений закона также и религиозной карой - отмечают ученые - одна из основных черт взаимоотношения религиозных и законодательных норм в дореволюционной России <7>.

--------------------------------

<5> См.: Алексеев А.В. К вопросу о положении православной церкви в российском государстве к началу XX века // История государства и права. 2008. N 3. С. 18.

<6> См.: Наумов С. Церковь и государство: история и современность // Государственная служба. 2004. N 3. С. 120.

<7> См.: Клочков В.В. Закон и религия. От государственной религии в России к свободе совести в СССР. М., 1982. С. 41.

Ситуация, когда церковь управляет делами государства, называется папоцезаризм. Данное явление было особенно распространено в эпоху Средневековья, когда католическая церковь во многом определяла политическую ситуацию в Европе. В настоящее время папоцезаризм в чистом виде существует только в Ватикане.

Сегодня в большинстве стран мира религиозные нормы и законы государства имеют самостоятельные сферы действия. Вместе с тем в отдельных государствах религия до сих пор имеет большое регулятивное значение. Иногда религии на законодательном уровне придается статус государственной (национальной, официальной или религии народа) <8>.

--------------------------------

<8> См. подробнее: Потанина С.В. Некоторые аспекты взаимоотношений государства и религии за рубежом // Журнал российского права. 2001. N 4. С. 110.

Так, в части 1 статьи 3 Конституции Греции провозглашается, что господствующей в Греции является религия Восточно-православной Церкви Христовой <9>. Согласно пункту 4 части I Конституции Дании Евангелическая лютеранская церковь является официальной церковью Дании и как таковая пользуется поддержкой государства <10>. Указанное вероисповедание признается государственной религией и в Норвегии - так гласит § 2 раздела "А" Конституции Норвежского Королевства <11>.

--------------------------------

<9> См.: Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 1 / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М., 2001. С. 646.

<10> См.: Там же. С. 761.

<11> См.: Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 2. С. 658.

Римско-католическая церковь имеет статус государственной в Княжестве Лихтенштейн (ст. 37 Конституции Княжества Лихтенштейн <12>), в Мальтийской Республике (ч. 1 ст. 2 Конституции Мальтийской Республики <13>) и в Княжестве Монако (ст. 9 Конституции Княжества Монако <14>). Государственный статус римско-католической апостольской религии придается также ст. 5 Конституции Республики Коста-Рика <15>, ст. 3 Конституции Республики Боливии <16> и ст. 82 Конституции Республики Парагвай <17>.

--------------------------------

<12> См.: Там же. С. 379.

<13> См.: Там же. С. 469.

<14> См.: Там же. С. 591.

<15> См.: Конституции государств Америки: В 3 т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. Т. 1: Северная и Центральная Америка. М., 2006. С. 411.

<16> См.: Конституции государств Америки: В 3 т. Т. 3: Южная Америка. С. 57.

<17> См.: Там же. С. 715.

В государствах "исламского мира" (Алжир, Афганистан, Египет, Иордания, Ирак, Иран, Кувейт, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Тунис, Турция и др.) религия не отделена от государства и играет ведущую роль в решении самых разных вопросов общественной и политической жизни. Признается, что закрепленные в Коране религиозные нормы даны от Аллаха и являются истинными, поэтому юридический закон не может от них отступать. Главные книги религии ислама - Коран и Сунна являются одновременно и основными источниками мусульманского права. Как право в целом, так и правоприменение в данных странах основывается на религиозных догматах.

В ряде стран отдельные вероисповедания хотя и не признаются главенствующими законодательно, но фактически таковыми являются. Например, в Израиле, по сути, официальная и общепризнанная религия - иудаизм. При этом историко-культурное значение нормативного содержания иудейского вероучения связывается с приспособлением средств религиозного характера к решению проблем этнической идентичности, сохранению сложившегося уклада жизни <18>. Признается, что иудаизм в Израиле содействует сохранению самобытности еврейского народа, государства и права.

--------------------------------

<18> См.: Марченко М.Н. Основные принципы иудейского права // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2001. N 1. С. 66.

В дореволюционной России под прямым действием религиозных норм находились брачно-семейные отношения, большая часть школьного образования, похоронное дело. Об особой нормативной роли религии в жизни общества свидетельствовало и то, что церковное право преподавалось во всех университетах на юридических факультетах <19>. После революции 1917 г. эти группы отношений были подведены под действие общегражданского законодательства благодаря Декрету СНК РСФСР от 23 января 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" <20>. В то же время последовали эпохальные решения в жизни церкви в 1917 - 1918 гг. Поместный Собор Православной Российской Церкви принял ряд актов, направленных на реорганизацию всей системы церковного управления и восстановление Патриаршества, что проложило рубеж между двумя периодами русской церковной истории <21>. Хотя в 1918 г. церковь была юридически полностью отделена от государства, отношение к религии советской власти было далеко от позитивного, ведь альтернатив государственной коммунистической идеологии не должно было существовать. Только с началом коренного реформирования всего уклада российского общества и государства во второй половине 80-х гг. XX в. значение религии в системе нравственных ценностей стало во многом осознаваться заново.

--------------------------------

<19> См.: Варьяс М. Церковное право (исторический очерк) // Библия и конституция: Сб. ст. М., 1998. С. 89.

<20> Газета Рабочего и Крестьянского Правительства. 1918. 23 янв.

<21> См.: Цыпин В.А. Определения и постановления Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917 - 1918 гг. // Богословский вестник. 1993. N 1. С. 102.

Сегодня в России никакие решения церкви не являются обязательными, что соответствует светскому характеру государственной власти. Светскость государства, как указывает И.В. Понкин, означает отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии; недопустимость установления общеобязательной религии или идеологии <22>. В то же время государство посредством закона и иных нормативных правовых актов устанавливает правила создания (регистрации) и деятельности религиозных организаций на его территории, предусматривает меры юридической ответственности (административного и уголовно-правового характера) за нарушение данных нормативов.