Смекни!
smekni.com

Стадии совершения преступления 6 (стр. 3 из 6)

5) Действия, предпринимаемые для сокрытия намеченного преступления или для обеспечения беспрепятственного пользования результатами этого преступления (подготавливается хранилище для последующего сокрытия вещей, которые лицо намеревается похитить).

Круг действий, посредством которых создаются условия для совершения преступлений, обширен и может быть представлен в различных формах. Исчерпывающий их перечень дать невозможно.

С субъективной стороны приготовление может быть совершено только умышленно. На это обстоятельство прямо указано в законе, причем умысел возможен только прямой. Совершая подготовительные к преступлению действия, субъект осознает, что своими действиями он создает условия для дальнейшего совершения преступления, желает создания этих условий, предвидит возможные общественно опасные последствия и стремится в конечном счете к наступлению преступного результата.

Малая степень общественной опасности подготовительных действий к преступлению определяется прежде всего значительной отдаленностью их во времени и в пространстве от конкретного объекта предполагаемого посягательства. Возможность наступления общественно опасных последствий при приготовлении также представляется довольно неопределенной. Часто умысел объекта не объектирован настолько, чтобы можно было говорить о наличии серьезной решимости совершить преступление.

Общественная опасность подготовительных к преступлению действий повышается, если они являются необходимыми для совершения преступления. Так, в приготовлении к изготовлению поддельных денег приискание и приспособление орудий преступления являются действиями, без которых вообще невозможно совершение преступления.

Для определения степени общественной опасности приготовительных к преступлению действий имеет значение и характер средств и орудий, которые должны были быть использованы при совершении намеченного преступления. Предполагаемое использование предметов, специально предназначенных для совершения преступления, повышает степень общественной опасности приготовительных к преступлению действий.

И, наконец, в значительной мере на степень общественной опасности при приготовлении влияет близость перехода от приготовительных действий к исполнению преступления. Чем ближе стоит субъект к непосредственному исполнению преступления, тем выше степень общественной опасности его приготовительных действий.

Так, по мнению Н.С.Таганцева, «с точки зрения объективной приготовительные действия могут быть наказуемы при двух условиях: во-первых, если эти деяния сами по себе подходят под какую-то группу преступлений, и, во-вторых, если характер припасаемого материала, способ хранения или его обработки таков, что грозит более или менее серьезной опасностью или для целого общества, или для отдельного лица».

III Покушение на преступление

1. Понятие покушения на преступление

Законодательство России середины и второй половины XIX в уже давало определение покушения. Так, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных признавало покушением «всякое действие, коим начинается или продолжается приведение злого намерения в исполнение» (ст. 9). Здесь мы видим, что законодатель обращает внимание лишь на характер поведения безотносительно его оконченности или незавершенности. Двойственную позицию по данному вопросу занял Н.С.Таганцев. Комментируя данное определение он сказал: «Покушение, как самый близкий к осуществлению преступной воли момент, присуще каждому преступному деянию, и так как преступление может быть признано совершившимся лишь тогда, когда цель злого умысла вполне достигается, то отрицать возможность покушения при каком бы то ни было преступном действии значит отрицать возможность его неудачи, т.е. доходить до явно несостоятельного заключения» [7].

Автор приводит целиком решение сената по конкретным делам, которое совсем недавно он же подвергал критике: «Но такой вывод, на первый взгляд могущий показаться убедительным, скрывает в себе ложный силлогизм, который в своих посылках заключает две весьма существенных неверности, и потому, естественно, приводит к неправильному заключению» [8]. Возникает странная ситуация: автор предлагает в комментарии решение, которое по его же мнению является неверным. Таганцев Н.С. писал: «Признавая покушением начало и продолжение осуществления преступного намерения в деятельности виновного, мы тем самым указываем на существование таких преступлений, которые, по их юридической природе, не допускают покушения, из чего следует, что не всякое преступление может обладать признаками покушения. Вместе с тем мы видим, что Н.С. Таганцев понимал социальную и правовую сущность покушения, поскольку далее писал: «Уложение признает те главные основания уголовного права, по которым покушение, в отличие от приготовления, должно заключать в себе начало исполнения преднамеренного зла, а с другой стороны, находит, что покушением, в отличие от совершившегося преступления, могут быть признаваемы только такие деяния подсудимого, на которых он был остановлен собственною волею или не зависевшими от него обстоятельствами, прежде чем преступный умысел его был приведен в исполнение» [9] Из этого следует, что покушением он признавал только неоконченное преступление.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 УК «покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам».

2. Признаки покушения на преступление

Покушение на преступление имеет ряд объективных и субъективных признаков. Рассмотрим их более подробно.

К объективным признакам покушения следует относить:

1)непосредственную направленность действия на совершение преступления;

2) незавершенность посягательства по не зависящим от воли виновного обстоятельствам;

3) его незавершенность.

Субъективным признаком покушения является умышленный характер действий.

1) Под покушением как умышленным действием, непосредственно направленным на совершение преступления, следует понимать совершение действий, входящих в объективную сторону состава преступления. При покушении всегда имеют место действия, которыми непосредственно выполняется состав данного преступления. Это первый объективный признак покушения.

Характерной особенностью покушения является то, что при покушении объект преступления становится под непосредственную угрозу причинения ему вреда. Но при покушении, в отличие от оконченного преступления, недостает некоторых признаков объективной стороны преступления: преступного результата или полного завершения всех действий, образующих объективную сторону преступления.

2) Недоведение преступления до конца составляет второй объективный признак покушения. Именно незавершенность преступления отличает покушение от оконченного преступления и является одним из оснований для выделения покушения в самостоятельную стадию. Обычно при покушении лицо не успевает совершить всех тех действий, которые оно намеревалось совершить. Например, при покушении на убийство действия виновного часто пресекаются вмешательством других граждан.

Следует иметь в виду, что при покушении нередко наступают определенные общественно опасные последствия, но иные, чем те, которые стремился причинить виновный. Например, при покушении на убийство часто причиняется вред здоровью. Однако это обстоятельство не превращает содеянное в оконченное преступление, так как для признания преступления оконченным необходимо наступление не любых вредных последствий, а лишь тех, которые прямо указаны в законе.

Законодательное определение покушения устанавливает, что покушение характеризуется не только ненаступлением преступного результата, что характерно для материальных преступлений, но и тем, что преступление не было доведено до конца. Таким образом, понятие «покушение» применимо к преступлениям как с материальным, так и с формальным составом.

3) Третьим объективным признаком покушения является недоведение преступления до конца по причинам, не зависящим от воли виновного

В законодательном определении покушения содержится важное указание на то, что покушением на преступление признается умышленное действие. Тем самым подчеркивается основной субъективный признак преступления. Не может быть покушения, так же как и приготовления, при совершении преступления по неосторожности.

Покушение, так же как и приготовление, возможно только при наличии прямого умысла. При косвенном умысле лицо не желает наступления преступного результата, не стремится к завершению преступления, следовательно, не может и готовиться к нему либо пытаться его совершить.

3. Оконченное и неоконченное покушение на преступление

В уголовном праве принято делить покушение на два основных вида – оконченное и неоконченное. Для деления покушения на виды следует руководствоваться субъективным критерием, т.е. представлением самого субъекта о степени завершенности преступления.

Оконченным покушением является такое покушение, при котором субъект сделал все, что он считал необходимым для совершения преступления, однако это преступление не было завершено по не зависящим от него обстоятельствам.

Неоконченным покушением является такое покушение, при котором субъект не совершил еще всего того, что он считал необходимым для совершения преступления.