Смекни!
smekni.com

Международные отношения в области прав человека (стр. 3 из 3)

Этот пробел был устранен в 1956 г. с принятием Дополнительной Конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Под "лицом в подневольном состоянии" понимается лицо, находящееся в состоянии или положении, создавшемся в результате институтов и обычаев, упомянутых в статье 1 Конвенции (п."в" ст.7). Обратимся к ст.1 Конвенции.
Институтами и обычаями, сходными с рабством, считаются:
а) долговая кабала, то есть положение или состояние, возникающее вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не засчитывается в погашение долга или если продолжительность этой работы не ограничена и характер ее не определен;
б) крепостное состояние, то есть такое пользование землей, при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого другого лица, или за вознаграждение или без такового, и не может изменить это свое состояние;
в) любой институт или обычай, в силу которого ребенок или подросток моложе 18 лет передается одним или обоими своими родителями или своим опекуном другому лицу, за вознаграждение или без такового, с целью эксплуатации этого ребенка или подростка или его труда;
г) любой институт или обычай, в силу которого:
• женщину обещают выдать или выдают замуж, без права отказа с ее стороны, ее родители, опекун, семья или любое другое лицо или группа лиц за вознаграждение деньгами или натурой;
• муж женщины, его семья или его клан имеют право передать ее другому лицу за вознаграждение или иным образом;
• женщина по смерти мужа передается по наследству другому лицу.
Как видим, в Конвенции предусмотрены все случаи так называемого подневольного состояния. Россия является участником как Конвенции 1926 г., так и Дополнительной Конвенции 1956 г.
4) Никто не может быть лишен свободы на том только основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство (ст.11 Пакта).
Речь здесь идет о том, что если одним из условий невыполнения договора является ограничение свободы одной из сторон, то в этой части такой договор признается ничтожным.
Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом. Так гласит ст.9 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Из этого исходит и национальное законодательство. В ряде случаев закон прямо устанавливает неотчуждаемость некоторых нематериальных благ и личных неимущественных прав, принадлежащих гражданину от рождения или в силу закона. Так, согласно п.1 ст.150 ГК РФ личная неприкосновенность неотчуждаема и непередаваема любым способом. А ст. 127 УК РФ прямо предусматривает уголовную ответственность за незаконное лишение свободы.
5) Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое согласно действовавшему в момент его совершения внутреннему или международному праву не являлось уголовным преступлением. Равным образом не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника (ст.15 Пакта).
Точно такое же положение закреплено в ст.7 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. А УК РФ содержит специальную статью, которая так и называется "Обратная сила уголовного закона". Так, согласно ч.1 ст.10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
6) Каждый человек, где бы он не находился, имеет право на признание его правосубъектности (ст.16).
В соответствии с гражданским законодательством РФ правоспособность гражданина наступает с момента его рождения и прекращается с его смертью. Полная дееспособность наступает с момента достижения лицом совершеннолетия, то есть достижения 18-летнего возраста.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с гражданами РФ. Гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по праву страны, гражданином которой он является, а гражданская дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, гражданином которой он является (ст.160 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г.).
Произвольное ограничение право- и дееспособности признается недопустимым как нормами международного права, так и нормами внутригосударственного законодательства. Согласно п.1 ст.22 ГК РФ никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом. А п.3 этой статьи гласит, что полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности, и другие сделки, направленные на ограничение или правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.
Например, ограниченно дееспособны лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы; лишение дееспособности возможно в случае тяжелого психического заболевания лица. И лишение дееспособности, и ограничение дееспособности возможно только по решению суда и только в случаях, предусмотренных законом.
Что касается ограничения дееспособности лица, оговоренного в сделке, допустимой законом, то речь идет о лицах, работающих на так называемых закрытых предприятиях, режимных объектах, имеющих доступ к информации, являющейся государственной тайной. Как правило, на этих лиц налагаются ограничения, связанные прежде всего со свободой передвижения.
7) Свобода совести (ст.18).
В соответствии со ст.18 Пакта о гражданских и политических правах, ст.9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору. Убийство членов религиозной группы, нанесение им телесных повреждений, другие репрессивные действия, попадающие под определение преступления геноцида, предусмотренное ст. 2 Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., являются международным преступлением.
Вместе с тем Пакт о гражданских и политических правах устанавливает, что свобода исповедовать религию или убеждения может быть ограничена государством, но только в случаях, предусмотренных законом и необходимых для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основные права и свободы других лиц.
В Российской Федерации воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий является уголовным преступлением (ст.148 УК РФ).
Таков исчерпывающий перечень основных прав и свобод человека, предусмотренный в Пакте о гражданских и политических правах 1966 г.
В заключение хочется сказать, что в СССР идеи прав человека никогда не становились во главу угла политического и правового мышления, не были эпицентром общественной и духовной жизни. Эти негативные явления уходят корнями к истокам создания самого первого социалистического государства, государства "нового типа". "Диктатура пролетариата рассматривалась марксистско-ленинской доктриной как неизбежный этап на пути достижения высокой и благородной цели построения общества, где свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех. Во имя этой цели приносились в жертву права человека, свобода, счастье и самоценность человеческой личности многих поколений".3
Таким образом, то состояние, в котором до недавнего времени находилось наше общество, не было результатом случайных деформаций, оно было закономерно как результат насильственных методов создания социалистического общества.
Наше общество пережило за десятилетия после Октября немало трагических событий, в том числе жестокость коллективизации, террор 30-х годов, массовые департации, не говоря уже о пренебрежении интересами людей в период застоя. Крутой поворот, обозначивший новый отсчет времени в человеческом измерении, произошел, пожалуй, в конце 80-х - начале 90-х гг. Так, в 1989 г. СССР снял оговорку о непризнании юрисдикции Международного Суда ООН, в июле 1991 г. СССР снял оговорку в отношении инспекций Международного комитета против пыток и в июле 1991 г. СССР ратифицировал Факультативный протокол 1 к Пакту о гражданских и политических правах 1966 г. Это было вполне закономерно, ибо защита и гарантированность прав человека всегда являлась эпицентром всех процессов, связанных с преобразованием общества, его революционным обновлением, поскольку права человека фиксируют и выражают систему жизнеобеспечения личности, без которой невозможно ее нормальное развитие.
В настоящее время Россия продолжает начинания бывшего СССР. Важнейшим шагом, свидетельствующим о стремлении государства перестроить свою жизнь на гуманистических началах, является вступление России в Совет Европы. Остается надеяться, что начавшийся в 90-е годы процесс гуманизации нашего общества на этом не остановится, ибо именно человек с его правами и свободами и человечество, которому необходимо выжить перед угрозой глобальных проблем, должны занять место, которое до сих пор принадлежало государству, нации или классу.

ПРИМЕЧАНИЯ
1 Бекназар-Юзбашев Т.Б. Права человека и международное право. М., 1996, с.17.
2Бекназар-Юзбашев Т.Б., указ. соч., с.28.
3 Лукашева Е.А. Кризисная ситуация в советском обществе и права человека. - Права человека: время трудных решений. М., 1991, с.51.

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА

Контрольная работа по международному праву №2

На тему «Международные отношения в области прав человека»

Выполнила:

Студентка гр.ЮД 11-07

Мартыш Е.К.

Проверил:

Демидов С.В.

Рязань 2010.