Смекни!
smekni.com

Шпоры по гражданскому праву 3 (стр. 16 из 244)

Во-первых, речь идет о преобладающем участии одной компании в уставном капитале другой, что дает ей решающий голос в управлении делами. Закон не требует при этом заведомо контрольного пакета акций (например, 50% плюс одна акция) или долей участия, поскольку преобладание -- вопрос факта. Известно, что в некоторых крупных компаниях с большим количеством акционеров для контроля может оказаться достаточным и 5 -- 10% акций.

Во-вторых, возможно наличие договора о подчинении одной компании другой, например, в виде соглашения с управляющей компанией, которой передаются полномочия исключительного органа общества.

В-третьих, имеется в виду любая возможность одной компании иным образом определять решения другой компании, например, навязать ей свою волю на совершение одной конкретной сделки.

Из всего этого видно, что дочерние общество не является какой-либо особой организационно-правовой формой или разновидностью хозяйственных обществ. Всякое хозяйственное общество может быть признано дочерним при доказательстве хотя бы одной из названных выше ситуаций, в том числе только в отношении конкретной сделки. Дочерние общества нельзя отождествлять с дочерними предприятиями, являющимися разновидностью унитарных предприятий (п. 7 ст. 114 ГК), а не государственных обществ.

Последствия признания общества дочерним (и "материнским") двоякие.

Во-первых, общество, которое вправе давать дочернему обществу обязательные указания, отвечают солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным во исполнении таких указаний (что дает возможность кредиторам обратить взыскание сразу на имущество "материнской" компании). Такое право, безусловно, принадлежит как компании с преобладающим участием в уставном капитале, так и компании, управляющей другой (дочерней) компанией по договору. Нельзя исключать возможность доказательства наличия такого права в иных ситуациях.

Во-вторых, при доказанности вины основного общества в банкротстве дочернего, возникает его субсидиарная ответственность перед кредиторами дочерней компании. Дочернее же общество ни при каких условиях не отвечает по долгам "материнской" компании, ибо оно не может оказать влияние на формирование ее воли.

Что касается защиты интересов меньшинства участников дочерней компании то, им предоставляется возможность требовать непосредственно от основного общества возмещения убытков, причиненных по его вине дочерней компании, поскольку в результате этого у них, в частности, может понизиться размер дивиденда.

Зависимым признается хозяйственное общество, в уставном капитале которого другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% участия (голосующих акций или долей) (п. 1 ст. 106 ГК; п.4 ст. 6 Закона об акционерных обществах; п. 4 ст. 5 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Закон устанавливает 2 последствия такой зависимости:

преобладающее общество должно публично объявить о своем участии в зависимом обществе для сведения всех других участников имущественного оборота. Это может означать публичную информацию об учреждениях того или иного общества и о размере их участия в его уставном капитале.

антимонопольное законодательство, законодательство о банках, страховых и инвестиционных компаниях может предусматривать ограничения (пределы) такого участия, в том числе взаимного, в частности для того, чтобы не допустить отстранение мелких участников обществ от реального участия в управлении их делами.

Зависимыми (и преобладающими) в данном смысле может быть только хозяйственные общества, но не товарищества. Как дочерние общества, они также не составляют какой-либо самостоятельной организационно-правовой формы или разновидности хозяйственных обществ.

ТЕМА 6

Объекты гражданских прав

В соответствии со ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работа и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности и нематериальные блага. Под вещами понимаются созданные как человеком, так и приро­дой объекты материального мира, удовлетворяющие определенные человеческие потребности. Они являются наиболее распространен­ными объектами гражданских прав. Вещи классифицируются на изъятые из оборота, ограниченные в обороте и обращающиеся свободно. К изъятым из оборота относятся вещи, отчуждение которых не допускается и, следовательно, которые не могут быть предметом гражданско-правовых сделок. Это — отдельные виды вооружений, ядерная энергия и некоторые другие вещи. Перечень таких вещей должен быть прямо приведен в законе. Для определенных вещей установлены отдельные ограничения при их обращении. Например, оружие, сильнодействующие яды, наркоти­ческие вещества могут по соображениям безопасности приобретаться по специальному разрешению, а валютные ценности в силу их особен­ного хозяйственного значения имеют специальный правовой режим, установленный законодательством о валютном регулировании. Остальные вещи являются оборотоспособными и могут свободно переходить от одного лица к другому. В соответствии с признаком делимости вещи подразделяются на: делимые, т.е. такие, которые поддаются делению в натуре на отдель­ные части без ущерба для их назначения; неделимые, т.е. такие, которые в результате деления уже не могут служить по первоначаль­ному назначению. Примером делимой вещи является жилой дом, при условии за­крепления за каждым из собственников конкретного жилого поме­щения, тогда как автомобиль относится к вещам неделимым. Юридическое значение этой классификации состоит в том, что раздел общей собственности или наследства, включающих делимые вещи, может быть произведен в натуре; если же имущество не под­дается разделению в натуре без ущерба для его хозяйственного на­значения, заинтересованное в разделе лицо может получить вместо доли в натуре денежную компенсацию (п. 3 ст. 252 ГК РФ).

Гражданский кодекс предусматривает деление вещей на движи­мые и недвижимые.

Понятие недвижимости дается в ст. 130 ГК РФ. Это, в частности, земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаж­дения, здания, сооружения и т.д. Таким образом, отличительной особенностью недвижимости является ее неразрывная связь с землей (при этом сами по себе земельные участки также рассмат­риваются в качестве недвижимости), что, в свою очередь, предпо­лагает ее значительную стоимость. Вне связи с земельными участ­ками недвижимые вещи теряют обычное назначение и соответст­венно понижаются в цене. Так, не рассматриваются в качестве недвижимости деревья, выращиваемые в специальных питомниках, или дома, предназначенные на снос. Вместе с тем закон относит к недвижимости и объекты, которые по своей физической природе являются движимыми. К ним относят­ся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (искусствен­ные спутники, космические корабли и т.д.). Перечень объектов недвижимости не является исчерпывающим, поскольку, как следует из п. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам может быть отнесено и другое имущество.

В качестве особого объекта недвижимости закон выделяет предприятие как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предна­значенные для его деятельности, включая земельные участки, зда­ния, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначение, индивидуа­лизирующее предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирмен­ное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права. Все остальные вещи, не подпадающие под указанные выше призна­ки и не отнесенные законом к недвижимым, являются движимыми.

Различие в правовом режиме движимых и недвижимых вещей заключается в том, что совершение сделок с последними и оформле­ние права на них всегда требует государственной регистрации. В случаях, предусмотренных законом, помимо государственной реги­страции, законом может быть установлена и необходимость специ­альной регистрации или учета отдельных видов недвижимости (ст. 131 ГК РФ). Вещи делятся и на потребляемые и непотребляемые. Потребляе­мыми являются вещи, однократный акт использования которых при­водит к их уничтожению или существенному видоизменению (на­пример, продукты питания, топливо, производственное сырье, полу­фабрикаты). Непотребляемыми признаются вещи, которые в процессе исполь­зования хотя и снашиваются (амортизируются), но сохраняют свое качество в течение более или менее продолжительного времени (жилые дома, машины, станки, мебель, книги и т.д.). Отмеченное различие, связанное с естественными свойствами вещей, имеет правовое значение, так как отражено в правовых нор­мах, определяющих отдельные типы договоров. Предметом некото­рых договоров являются только потребляемые вещи, ряда других договоров — непотребляемые. Так, потребляемые вещи не могут быть переданы по договору имущественного найма или договору безвозмездного пользования имуществом, ибо наниматель (пользователь) обязан возвратить ту же самую вещь, а это невозможно при пользовании потребляемой вещью. Напротив, по договору займа нельзя передать непотребляе­мые вещи, ибо он предполагает израсходование взятых вещей и возврат вместо них таких же, что возможно лишь в отношении по­требляемых вещей. Некоторые договоры, например, купли-прода­жи, поставки, мены, дарения, хранения, могут заключаться по поводу как потребляемых, так и непотребляемых вещей. Различаются также вещи индивидуально-определенные и вещи, определяемые родовыми признаками. Первые, являясь объектом правоотношения, не могут быть заменены — стороны имеют в виду конкретную вещь, определенную присущими только ей индивиду­альными признаками (фасоном, цветом, номером и т.д.), позволяю­щими выделить ее из ряда других таких же вещей. Вещи, не выделен­ные до определенного момента из ряда аналогичных вещей, могут быть индивидуализированы путем отбора (например, при покупке их в магазине) либо в процессе их использования. Среди индивиду­ально-определенных вещей различаются вещи уникальные, существующие в единственном экземпляре (конкретная картина опреде­ленного художника).