Смекни!
smekni.com

Захват заложника. квалифицирующие признаки (стр. 3 из 4)

Неоднократный захват заложника означает, что лицо совершило преступление не менее двух раз, если умысел виновного возникал всякий раз заново.

Захват заложника с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, предполагает, что виновный использует такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого, средней тяжести, а также легкого вреда здоровью потерпевшего либо вообще не причинило никакого вреда здоровью, однако в момент применения создавало реальную угрозу для жизни или здоровья потерпевшего.

Захват в качестве заложника заведомо несовершеннолетнего будет в том случае, если виновному безусловно известно, что потерпевший не достиг 18-летнего возраста.

При захвате или удержании в качестве заложника женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, он также должен сознавать это обстоятельство.

Захват в качестве заложника двух или более лиц квалифицируется таковым если анализируемое деяние охватывалось единым намерением виновного и совершалось, как правило, одновременно сразу в отношении нескольких лиц. В противном случае у виновного должен быть установлен умысел именно на захват сразу двух или более лиц в качестве заложника, хотя и поочередно. Если же захват нескольких лиц был произведен в разное время и у виновного не было единого умысла на их захват, то речь должна идти о неоднократном совершении этого деяния.

Захват заложника, совершенный из корыстных побуждений, означает, что виновный стремится извлечь из этого какую-либо материальную выгоду или избавиться от несения каких-либо материальных затрат (например, завладеть чужим имуществом, уклониться от уплаты долга).

Захват заложника, совершенный по найму, по существу является разновидностью предыдущего преступления. Лицо в этом случае совершает преступление за материальное вознаграждение по заказу третьих лиц.

В примечании к ст. 234 УК сказано: "Лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления". Следовательно, закон обусловливает освобождение от ответственности как добровольным, т. е. по собственной воле в ситуации, когда заложник находится во власти виновного, предоставлением свободы заложнику, так и произведенным по требованию властей (даже в случае окружения его сотрудниками правоохранительных органов, но при наличии возможности расправиться с заложником). Не может освобождаться от уголовной ответственности за анализируемое преступление лицо, которое вынуждено освободить заложника во время проведения операции по его освобождению. Если во время захвата заложника виновный совершил какое-либо преступление, то он несет ответственность за это деяние.


3.1. Отличия захвата заложника от похищения человека и незаконного лишения свободы.

Квалификация действий лиц, связанных с захватом заложников представляет определенные трудности для практических работников, что обусловлено особенностями объективных и субъективных признаков, характеризующих этот состав. Анализ действующей правовой нормы, а также иных нормативных актов и мнений ведущих специалистов уголовного права позволяет выделить ряд особенностей квалификации захвата заложников в зависимости от характера преступного деяния.

Во-первых, если захват заложника (заложников) происходит в процессе совершения определенного преступления, например, разбоя, побега из мест лишения свободы или из-под стражи и т.п., действия виновных квалифицируются по правилам совокупности преступлений. Такие ситуации могут возникнуть в случае начала совершения преступления, не связанного с захватом заложника, а затем в силу неудачного для преступника стечения обстоятельств, вынужденности его дальнейших действий с целью удержания похищенного имущества, получения возможности скрыться или выехать за пределы государства и т.д.

Во - вторых, особенности имеются и при квалификации захвата заложника в соучастии. При квалификации захвата заложника, если в процессе преступления принимали участие два или более лица, следователю, а затем и суду, необходимо четко разграничивать виды преступных групп, которых может быть четыре: группа лиц без предварительного сговора, группа лиц по предварительному сговору, организованная группа, преступное сообщество (преступная организация).

Захват заложника имеет сходство с рядом преступных деяний, в первую очередь связанных с посягательством на физическую свободу человека и с нарушением общественной безопасности. К числу таких преступлений относят: похищение человека и незаконное лишение его свободы, терроризм, захват судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, пиратство и т.д.

Наибольшее количество совпадающих признаков захвата заложника с такими деяниями, направленными на свободу человека, как похищение человека и незаконное лишение свободы, о чем свидетельствует судебно-следственная практика.

По данным В. А. Осипова, 30% уголовных дел, возбужденных по ст. 234 УК РК, в суде переквалифицируются на ст. 125 УК РК(похищение).

Захват заложника следует отграничивать от похищения человека и незаконного лишения свободы по следующим признакам:

а) по наличию при захвате заложника либо отсутствию при не законном лишении свободы и похищении человека цели воздействия на третьих лиц для выполнения этими лицами требований захватчиков;

б) при захвате заложника присутствует демонстративность действий и придание огласке виновными своих намерений. При похищении же человека и незаконном лишении свободы этот факт является либо тайным вообще, либо известным лишь в узком кругу лиц (родственникам, партнерам по коммерции и т.д.);

в) в отличие от похищения человека и незаконного лишения свободы, где имеет место заинтересованность виновных в личности похищенного, при захвате заложника такой заинтересованности нет, так как заложник выступает в качестве средства давления на адресат.

Близким к захвату заложника по объективным и субъективным признакам относится терроризм. Специалисты захват заложников относят к одному из видов терроризма, понимаемого в широком смысле слова, наряду с политическими убийствами, совершением взрывов, поджогов и т.д. Методы терроризма: угрозы или причинение материального ущерба собственникам, захват заложников, похищение людей, заказные убийства т.д.

Основное отличие захвата заложника от терроризма производится по признакам объективной стороны: совершение взрыва и иных действий при терроризме; захват или удержание человека в случае совершения преступления, предусмотренного ст. 234 УК РК. Также отличие (во вторую очередь) производится по целям совершения указанных деяний: понуждение государства, организаций и гражданина совершить какое либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия. Однако захват заложника также может быть совершен с целью «оказания воздействия на принятие решений органами власти», под которым можно понимать понуждение государства совершить действие или воздержаться от его совершения. Такими целями терроризма, как и при захвате заложника, могут быть получение выкупа, освобождение сообщников и т.д. Ряд квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков сравниваемых преступлений идентичен: группой лиц по предварительному сговору, неоднократно; совершение преступления организованной группой, наступила смерть по неосторожности либо наступили иные тяжкие последствия.

Кроме того, в ст. 234 УК РК отсутствуют такие квалифицирующие признаки, как посягательство на объекты использования атомной энергии либо использование ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения, предусмотренные в качестве особо квалифицирующих признаков терроризма. И, наоборот, в случае совершения терроризма не являются квалифицирующими такие признаки, как применение насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении несовершеннолетних, беременной женщины, двух или более лиц, а также из корыстных побуждении или по найму.

Сходными признаками с захватом заложника имеет угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а также захват такого судна или состава с целью его угона. В подавляющем большинстве случаев при угоне судна в качестве заложников оказываются члены экипажа, а иногда и пассажиры. Нередко угон или захват с целью угона судна является продолжением захвата заложников. Практике известны случаи, когда преступники предварительно захватывали пассажи­ров автобусов, учащихся школ, иных лиц и с последующим требованием предоставить самолет, вертолет или другое транспортное средство.

Родовым объектом данного преступления является общественная безопасность в широком смысле слова и общественный порядок. Непосредственный объект - общественные отношения в сфере функционирования воздушного, водного или железнодорожного транспорта. Данный состав преступления в отличии от захвата заложника является предметным преступлением, где предметом выступают: воздушные суда (гражданские или военные летательные аппараты - самолеты, вертолеты, планеры и т.д.), водные суда (теплоходы, буксиры, баржи и т.д.), а также железнодорожный транспорт (тепловозы, электровозы, мотодрезины и т.д.). Таким образом, отличие состава угона воздушного или водного судна, а также подвижного железнодорожного состава от захвата заложника производится по непосредственному объекту преступления.

мотив, фактического извлечения материальной выгоды не требуется. Если виновный преследовал иные личные выгоды неимущественного характера, данный квалифицирующий признак не может быть ему вменен.