Смекни!
smekni.com

Взятие берлина (стр. 4 из 5)

2. Был ли план у Гитлера? Под натиском наступающих армий рушились возникавшие лихорадочно намерения Гитлера укрыться то в Берхтесгадене, то в Шлезвиг-Голь- штейне,то в разрекламированной Геббельсом Южнотирольской крепости. На предложение гауляйтера Тироля перебраться в эту крепость в го- рах Гитлер, по свидетельству Раттенхубера, "безнадежно махнув ру- кой, сказал: "Я не вижу больше смысла в этой беготне с места на место". Обстановка в Берлине в конце апреля не оставляла никаких сомнений в том, что наступили наши последние дни. События развер- тывались быстрее, чем мы предполагали." На аэродроме еще стоял наготове последний самолет Гитлера. Когда самолет был уничтожен, поспешно стали сооружать взлетную площадку неподалеку от рейхсканцелярии. Эскадрилью, предназначенную для Гитлера, сожгла советская артиллерия. Но его личный пилот находился все еще при нем. Новый главнокомандующий авиацией Грейм еще слал самолеты, но ни один из них не смог пробиться в Берлин. И, по точным сведениям Грейма, из Берлина также ни один самолет не пересек кольца наступ- ления. Перебираться, в сущности, было некуда. Со всех сторон наступали армии. Бежать из павшего Берлина, чтобы попасться англо-американс- ким войскам, он посчитал безнадежным делом. Он избрал другой план. Вступить отсюда, из Берлина, в переговоры с англичанами и амери- канцами, которые, по его мнению, должны быть заинтересованы в том, чтобы русские не овладели столицей Германии, и оговорить какие-то сносные условия для себя. Но переговоры, считал он, могут состояться лишь на основе улуч- шенного военного положения Берлина. План был нереален, неосуществим. Но он владел Гитлером, и, выяс- няя историческую картину последних дней имперской канцелярии, его не стоит обходить. Гитлер не мог не понимать, что даже временное улучшение положения Берлина при общем катастрофическом военном положении Германии мало что изменит в целом. Но это было, по его расчетам, необходимой по- литической предпосылкой к переговорам, на которые он возлагал пос- ледние надежды. С маниакальной исступленностью твердит он поэтому об армии Венка. Несомненно, что Гитлер решительно не способен был руководить обороной Берлина.

Но речь здесь сейчас лишь о его пла- нах. Существует письмо, подтверждающее план Гитлера. Оно было послано Венку с гонцом в ночь на 29 апреля. Это письмо попало в нашу воен- ную комендатуру в Шпандау 7 мая 1945 года вот каким образом. Некто Йозеф Брихци, семнадцатилетний парень, учившийся на элект- рика и призванный в фольксштурм в феврале 1945, служил в противо- танковом отряде, оборонявшем правительственный квартал. В ночь на 29 апреля он и еще один шестнадцатилетний парень были вызваны из казармы с Вильгельмштрассе, и солдат отвел их в рейх- сканцелярию. Здесь их провели к Борману.

Борман объявил им, что они избраны для выполнения ответственней- шего задания. Им предстоит прорваться из окружения и доставить ге- нералу Венку, командующему 12-й армией, письмо. С этими словами он вручил им по пакету. Судьба второго парня неизвестна. Брихци же удалось на рассвете 29 апреля выбраться на мотоцикле из окруженного Берлина. Генерала Венка, как ему сказали, он найдет в деревне Ферх, северо-западнее Потсдама. Добравшись до Потсдама, Брихци обнаружил, что никто из военных не знал и не слышал, где же на самом деле находиться штаб Венка. Тогда Брихци решил отправиться в Шпандау, где жил его дя- дя. Дядя посоветовал никуда больше не ездить, а пакет сдать в во- енную комендатуру. Повременив, Брихци снес его в советскую военную комендатуру 7 мая. Вот текст письма: "Дорогой генерал Венк! Как видно из прилагаемых сообщений, рейхсфюрер СС Гиммлер сделал англо-американцам предложение, которое безоговорочно передает наш народ плутократам. Поворот может быть произведен только и лично фюрером, только им!

Предварительным условием этого является немедленное установление связи армии Венка с нами, чтобы таким образом предоставить фюреру внутриполитическую и внешнеполитическую свободу ведения перегово- ров. Ваш Кребс, Хайль Гитлер! нач. генштаба Ваш М. Борман" Все вышесказанное говорит о том, что, находясь в апреле сорок пя- того в таком безнадежном положении, Гитлер все-таки на что-то на- деялся и эта последняя надежда возлагалась на армию Венка. Армия Венка тем временем двигалась с запада на Берлин. Ее встре- тили в предместьях Берлина наши войска, наступавшие на Эльбу, и рассеяли. Так растаяла последняя надежда Гитлера. 3. Штурм города. 25 апреля 1945 года начался заключительный штурм столицы третьего рейха. Еще до его начала Берлин был разрушен американской и анг- лийской авиацией. После мощного артобстрела 8-я гвардейская армия повела наступление на центр Берлина с юга. Войска перестроились в штурмовые группы и штурмовые отряды. В состав этих подразделений включались танки, орудия всех калибров, вплоть до большой мощнос- ти, саперные и минометные подразделения. Тем штурмовым группам и отрядам, которым предстояло преодолевать водные препятствия, при- давались переправочные средства. Шаг за шагом гвардейцы овладевали все новями кварталами фашистской столицы. Наступление шло бесп- рерывно днем и ночью, без передышек - в этом, собственно, главный смысл штурма.

В первый день штурма войска армии продвинулись к центру города на три, а на отдельных участках - на четыре км. Части, действовавшие на правом фланге, вышли к каналу Брицер-Цвейг, что около Трептов парка впадает в Шпрее. Левый фланг и части, действующие на направ- лении главного удара, заняли городские районы Бритц, Мариендорф и продолжали движение вдоль канала Тельтов. В Берлине много железных дорог, они пересекают город в разных направлениях и являются очень удобными оборонительными позициями. Подступы к вокзалам, мостам, переезды были превращены в мощные опорные пункты. Каналы стали рубежами, на которых противник ста- рался сорвать наше наступление. Захват аэропорта Темпельхоф имел очень большое значение для всего сражения за Берлин. Это была последняя площадка в Берлине, с кото- рой могли взлететь самолеты. И разумеется, противник делал все, чтобы удержать в своих руках это единственное окно в воздух.

Аэ- родром обороняли зенитные части, отряды войск СС и танки, постав- ленные скобой по кайме взлетного поля с юга и востока. Большинство танков было закопано в землю, превращено в неподвижные огневые точки. Артиллеристам приказали держать под огнем взлетные площадки. Наши войска не знали точных координат выходных ворот из подземных анга- ров, поэтому штурмовые отряды, усиленные танками, нацеливались на то, чтобы перерезать огнем пулеметов пути к взлетным полосам и та- ким образом закупорить под землей самолеты. План удался как нельзя лучше. С вечера 25 апреля ни один самолет здесь не взлетел. К полудню 26 апреля аэродром и весь аэропорт Темпельхоф с ангарами и узлами связи, включая главное здание "Флюггафен", оказался в наших руках. ...Шли третьи сутки штурма. Границы осажденного берлинского гар- низона сжимались, но сопротивление противника возрастало. Плот- ность наших боевых порядков увеличилась. Маневр огнем сократился до предела. Все зажато в теснинах улиц. Наступил момент, когда продвижение вперед можно было сравнить с работой проходчиков шахт- ных штолен. Только через проломы в толстых каменных стенах, через груды развалин, через нагромождения железобетонных глыб с рваной арматурой можно было прорываться с одной улицы на другую, от квар- тала к кварталу. Чувствуя свой скорый конец, гитлеровцы разрушили городские сооружения, не считаясь с гибелью мирных жителей.

27 апреля войска продолжали штурм кварталов старого Берлина. К исходу дня основные силы вышли к последнему рубежу обороны гитле- ровских войск - к Тиргартену. Успешно наступали на центр Берлина - Тиргартен, где располагались главные государственные учреждения третьего рейха, в том числе и имперская канцелярия, в которой укрывался Гитлер со своей ставкой, и рейхстаг, 3-я и 5-я ударные армии. Вторая гвардейская танковая армия вела бои в районе Шарлоттенбур- га, первая гвардейская танковая армия действовала плечом к плечу с 8-й гвардейской. Левее второй гвардейской танковой и 8-й гвардейс- кой наступали части первого Украинского фронта. Путь к центру Тиргартена с юга преграждал глубокий с отвесными бетонированными берегами канал. Мосты и подступы к ним - густо за- минированы и плотно прикрыты огнем пулеметов. Только дружным и стремительным рывком можно преодолеть этот грозный и опасный рубеж. От Ландвер-канала к имперской канцелярии, в подземелье которой укрывался Гитлер, пробивались части 5-й Ударной армии. Подступы к имперской канцелярии обороняли батальоны особой бригады лейб-штан- дарт "Адольф Гитлер". Командовал бригадой верный слуга Гитлера, матерый нацист Монке.

Захватив несколько небольших плацдармов на той стороне канала Ландвер, войска армии начали штурмовать Тиргартен с юга. Острие удара всех частей, в том числе и наступающих с севера, запада и востока, было направлено на центр острова, где находилась имперс- кая канцелярия - объект 153, - оттуда все еще шли приказы о про- должении бессмысленной борьбы. Территория Тиргартена напоминала сильно вытянутый эллипс - восемь км в длину и два в ширину. Это все, что осталось от фашистской им- перии, - остров, охваченный огненным кольцом, которое неумолимо сжималось. В западной части Тиргартена раскинулся обширный парк и зоологи- ческий сад. В центре парка возвышались два мощных железобетонных бункера из шести этажей каждый - три под землей и три над поверх- ностью. Двухметровые стены с бойницами и смотровыми окнами, закры- вающимися стальными створками, надежно укрывали находящиеся там узлы связи, пункты управления и штабы противовоздушной обороны Берлина. На крышах бункеров располагались зенитные батареи.

Одно из огромных зданий, которыми густо застроена восточная часть Тиргартена, мрачное, угловатое, с массивными квадратными колонна- ми, занимает целую улицу Фоссштрассе. Это и есть имперская канце- лярия. В ее подземных укрытиях нашел свое последнее убежище Гит- лер. Севернее имперской канцелярии, около Бранденбургских ворот, нахо- дится рейхстаг - высокое здание с куполом. Оно было повреждено прямыми попаданиями бомб и теперь представляло собой массивную ко- робку, удобную для обороны. Оперный театр, дворцы, музеи - все это гитлеровцы превратили в опорные пункты и мощные узлы сопротивления.