Смекни!
smekni.com

Преступления против мира и безопасности человечества 2 (стр. 3 из 4)

Преступление с субъективной стороны характеризуется прямым умыслом, ориентированным на цель полного или частичного уничтожения соответствующей группы населения.

Субъектом рассматриваемого деяния является любой его участник, достигший 16 лет (лица с 14 до 16 лет, участвующие в геноциде, например, из религиозного фанатизма несут ответственность за тяжкие преступления против личности). Вместе с тем, необходима индивидуализация ответственности организаторов, в том числе, высших должностных лиц, исполнителей, пособников. При этом возможна и констатация наличия преступной организации (преступного сообщества).

Экоцид1. Что касается экоцида, то его объективная сторона состоит в массовом уничтожении растительного или животного мира, отравлении атмосферы, земельных или водных ресурсов, а также совершение иных действий, вызвавших или способных вызвать экологическую катастрофу. Это преступление также относится к числу особо тяжких.

Объектомданного преступления является безопасность человечества, поскольку разрушение среды обитания людей способно привести к гибели части, и, в конечном счете, к гибе­ли всего человечества.

Речь идет о совершении не только выделенных в законе, но и любых других действий военного, производственного, научного, социально-обслуживающего характера, создающие угрозу экологической катастрофы, то есть разрушения природной среды на значительной территории и превращения условий жизни на ней в опасные для жизни и здоровья людей, нормального существования животного и растительного мира.

Некоторую специфику по сравнению с геноцидом, имеет субъективная сторона экоцида. Здесь возможен как прямой умысел, ориентированный на специальную цель создания экологической катастрофы, так и косвенный умысел. В последнем случае лицо осознает неизбежность или реальную возможность последствий, но относится к ним безразлично. Однако признак заведомости представляется обязательным. При неосторожных формах вины ответственность должна наступать не за преступления против человечества, а за соответствующее экологическое преступление.

Характеристика субъекта преступления сходна с субъектом геноцида - вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. В заключение отметим, что хотя преступление имеет международный характер (в том числе, в связи с угрозой, которая распространяется на соседние страны), понятие экоцид, в отличие от геноцида не кодифицировано в международно-правовом плане. Вместе с тем, содержание его объективной стороны можно вывести из ряда международных конвенций по борьбе с загрязняющим воздействием на окружающую среду.

2.3 Военные преступления

Применение запрещенных средств и методов ведения войны1. Данная статья охватывает составы, рассчитанные на применение в условиях уже ведущейся войны или иного вооруженного конфликта. Непосредственный объект здесь – общественные отношения, обеспечивающие минимизацию вреда, причиняемого военными действиями (человеческих потерь, имущественного ущерба, страданий людей, уничтожения историко-культурного потенциала и т.д.).

Запрет жестокого обращения с военнопленными или гражданским населением2 требует некоторой конкретизации в части круга лиц, защищаемых этим запретом, и в части самого понятия жестокого обращения. Женевская Конвенция 1949 г. относит к числу военнопленных не только личный состав вооруженных сил, но и добровольцев (но не наемников), ополченцев, восставшее против захватчиков население, но при условии открытого ношения оружия и соблюдения законов и обычаев воны. На положении военнопленных должны считаться также экипажи торгового флота и гражданской авиации захваченные неприятелем.

Жестокое обращение – это причинение не вызываемых военной необходимостью физических или нравственных страданий, в том числе пытки, эксперименты на людях, избиение, бесчеловечные условия содержания, унижение чести и достоинства и т.д. Появившиеся в уголовно – правовой литературе утверждения, что отсутствие физического насилия не позволяет применять квалификацию деяний как жестокого обращения, не соответствует интерпретации этого понятия в международно-правовых документах. Даже пытка возможна путем применения психического, а не физического воздействия.

Запрещена под угрозой уголовной ответственности депортация гражданского населения, то есть его высылка с занятой территории, угон при отступлении и т.д. Но от депортации надо отличать:

а) добровольную эвакуацию;

б) действия воюющей стороны, направленные на предотвращение массовых потерь гражданского населения. Например, временное выселение из населенных пунктов, в которых предполагаются крупные боевые действия.

Один из вариантов объективной стороны рассматриваемого состава – разграбление национального имущества на оккупированной территории. Речь идет об организации воюющей стороной на занятой территории противника крупномасштабного изъятия и присвоения «по праву победителя» исторических и культурных ценностей, а равно материальной базы экономики, не зависимо от формы собственности. Под этот запрет не попадают действия, которые:

а) предприняты с целью, временно сохранить ценности от случайных военных действий;

б) предусмотрены мирным договором, например, в связи с репарациями;

в) предусмотрены после безоговорочной капитуляции стороны, развязавшей агрессивную войну решением высшего органа стран – победительниц на оккупированной территории (с последующим решением этого вопроса в мирном договоре).

Вместе с тем, разрешение, которое дает военное или гражданское руководство военнослужащим на захват и вывоз определенного количества имущества, в том числе, «бесхозного», а тем более организация такого захвата и вывоза, несомненно, является формой разграбления имущества в смысле статьи 159 УК.

Часть 2 статьи 159 УК предусматривает ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором. Преступление является оконченным с момента запуска ракеты – носителя такого оружия, взлеты воздушного судна с этим оружием, выпуска в сторону противника отравляющих или бактериологических веществ. О понятии оружия массового поражения говорилось при рассмотрении статьи 158 УК.

Субъективная сторона рассматриваемых деяний – прямой умысел за нарушение законов и обычаев войны или иного вооруженного конфликта, минимизирующих их вредные последствия. Мотив не имеет значения для квалификации, но важен для индивидуализации наказания (фанатизм, ложное понимание служебного долга, корысть, месть за погибших и т.д.)

Субъектами рассматриваемых деяний могут быть как лица, отдающие приказы о нарушении законов и обычаев войны, так и лица, организующие их исполнение, а равно совершающие действия, предусмотренные статьей 159 УК по своей инициативе.

Объективная сторонапреступления выражается в совер­шении любого из числа альтернативных действий, указанных в диспозиции статьи.

Наемничество1. Наемничество относится к группе военных преступлений, так как речь идет о нарушении законов и обычаев войны (применение запрещенных средств и методов ее ведения). Даже в тех случаях, когда действия, составляющие объективную сторону наемничества, совершаются до начала боевых действий, они целенаправленны и на нарушение законов войны.

Согласно примечанию к статье 162 УК, воспроизводящему международно-правовое определение, наемником признается лицо:

а) действующее в целях получения материального вознаграждения или иной личной выгоды;

б) не являющееся гражданином стороны, участвующей в вооруженном конфликте, не проживающее постоянно на ее территории и не направленное другим государством для выполнения официальных обязанностей;

Объективная сторона деяний многовариантна. Устанавливается ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях1. Наказуема вербовка, совершенная любым способом от предложений и обещаний до принуждения. Финансирование или материальное обеспечение также наказуемо, независимо от способов (предоставляется наемнику, или его близким, или лидеру группы для распределения; единовременно или регулярно; в денежной или иной форме и т.д.). Использование в вооруженном конфликте или военных действиях предполагает как непосредственное участие в боевых операциях, так и их обслуживание связью, транспортом и т.д.

Квалифицирующие обстоятельства деяния вербовщика - использование служебного положения или в отношениях несовершеннолетнего2. Наряду с ответственностью вербовщика предусматривается ответственность самого нанятого лица (наемника) за участие в вооруженном конфликте или военных действиях3. Представляется, что это деяние окончено с момента включения наемника в состав вооруженных сил стороны такого вооруженного конфликта (военных действий).