Смекни!
smekni.com

Защита авторских и смежных прав в России (стр. 3 из 7)

Право на неприкосновенность произведения – это право на защиту производителя, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Не допускается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название, в том числе вносить в произведение изменения, сокращения и дополнения, снабжать произведение при его использовании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.[15] Нарушением данного права будет также иные посягательства на произведение. Право на неприкосновенность произведения имеет свои пределы. Не являются нарушением права на неприкосновенность произведения создание пародий и стилизаций, а также критика произведения.[16]

При исполнении произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.[17]

Право доступа, сущность которого заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. При этом закон устанавливает, что от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Сходным с указанным правом является право автора архитектурного объекта требовать от собственника (владельца) этого объекта предоставления возможности осуществлять его фото- или видеосъемку, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан архитектурный проект.[18]

1.2.3.Личные имущественные права.

Одним из важных правомочий авторов является право на воспроизведение произведения, под которым понимается изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения.[19]

Воспроизводить – значит размножать произведение путем снятия копий или каким-либо иным способом. Оно всегда связано с повторением его на материальном носителе. Воспроизведение считается состоявшимся независимо от того, стали ли экземпляры произведения доступны неопределенному кругу лиц.[20]

Запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в памяти ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения.[21]

Законодательством предусмотрены случаи свободного воспроизведения произведений. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:[22]

1) Воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

2) Воспроизведения баз данных или их существенных частей;

3) Воспроизведения программ для ЭВМ;

4) Репродуцирования книг и нотных текстов;

5) Видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном использовании в местах, открытом для свободного посещения, или в местах, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

6) Воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Также допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) Цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) Использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) Воспроизведение в процессе, сообщения в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах и журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;

4) Воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;

5) Воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

6) Воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.

К случаям свободного воспроизведения также относятся:

- воспроизведение произведения для целей правосудия;

- публичное использование музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний;

- воспроизведение произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведений или когда изображение произведения используется для коммерческих целей;

- свободная запись краткосрочного пользования, производимая организациями эфирного вещания; репродуцирование произведений в единичном экземпляре без извлечения прибыли в случаях, предусмотренных статьей 1275 ГК РФ.

К имущественным правомочиям автора законодательство относит и право на распространение.[23]

Распространение как составная часть исключительного права – это продажа или иное отчуждение его оригинала или экземпляров.

Закон устанавливает, что если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, за исключением действия права следования.[24]

Наряду с правом распространения Гражданский кодекс выделяет право на импорт, под которым понимается право импортировать экземпляры произведения в целях распространения. Под импортом произведения понимается ввоз экземпляров произведения на территорию действия авторских прав на это произведение в целях их распространения. Основанием выделения права на импорт в отдельное право является территориальная ограниченность сферы действия авторских прав. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться. Однако если экземпляры этого произведения будут доставлены в целях распространения в страну, на территории которой оно охраняется, это будет нарушением авторских прав.

Следующим имущественным правом является прокат оригинала или экземпляров произведения.

Близким по своему содержанию является право на публичный показ, право на публичное исполнение и право на сообщение в эфир.

Показ произведения – это любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение вместе его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.

Публичное исполнение – это представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств, а также показ аудиовизуального произведения в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.