Смекни!
smekni.com

Латентная преступность в современном уголовном законодательстве (стр. 5 из 7)

Изучение прекращенных производством уголовных дел свидетельствует, что порой дела, прекращаются без проведения всех необходимых следственных и оперативно-розыскных действий. В некоторых случаях в материалах дел содержатся явные признаки, указывающие на совершение преступления подозреваемым лицом, однако по вине работников следствия, слабой помощи со стороны оперативных работников, несвоевременности принятых мер и ряда иных причин виновному лицу удается избежать уголовной ответственности.

В ряде случаев работники следственных органов ограничиваются сугубо формальным пониманием, а, следовательно, и применением приведенной нормы закона. Недоказанность участия обвиняемого в совершении преступления служит им основанием для прекращения производства по уголовному делу в целом. Между тем, прекращение уголовного дела по основанию недоказанности участия обвиняемого в совершении преступления возможно лишь в тех редких случаях, когда полностью исключается совершение этого преступления другим лицом.

Факторы искусственной латентности преступлений в ряде случаев непосредственно связаны с проблемой обеспечения неотвратимости уголовной ответственности за преступление. Такая взаимосвязь прослеживается при неприменении уголовно-правовых норм к известным правоохранительным органам фактам преступных проявлений. Почему же информация не реализуется применительно к каждому случаю совершения преступления, а носит выборочный характер, зависит от субъективного усмотрения некоторых должностных лиц? Очевидно, ответ на этот вопрос не может быть однозначным, учитывая множество конкретных причин такого явления.[14]

Нормы уголовно-процессуального законодательства устанавливают общий порядок привлечения лиц, совершивших преступление, к уголовной ответственности. Однако ряд законодательных актов предусматривает несколько иной порядок производства по уголовным делам в части, касающейся получения согласия соответствующего органа на привлечение определенной категории лиц к уголовной ответственности, а также на проведение следственных и процессуальных действий, в связи, с чем правоприменитель в подобных случаях вынужден руководствоваться положениями указанных законов.

Однако нельзя не заметить, что институт неприкосновенности, при расширительном его толковании, что часто можно встретить в практике деятельности соответствующих государственных органов, не согласуется с конституционным принципом равенства всех граждан перед законом и судом (ст.19 Конституции РФ). Это обстоятельство становится непреодолимой преградой на пути привлечения лиц, обладающих иммунитетом, к уголовной ответственности. Причем, это касается депутатов всех уровней.


2.2.Теоретические основы профилактики латентной преступности

В зависимости от направленности профилактические мероприятия принято делить на общесоциальные (общая профилактика), специальные (специальная профилактика), индивидуальные (индивидуальная профилактика). На общесоциальном уровне -это решение крупных социально-экономических и иных проблем функционирования общества и как следствие - положительное воздействие на динамику, структуру и причины преступности в целом. На специальном уровне - это воздействие на конкретные социальные группы (микросреду), в которых складываются конфликтные ситуации; виды и формы преступного поведения, профилактика преступлений в определенных сферах общественной жизни (иными словами такая профилактика называется криминологической). На индивидуальном - это позитивное изменение системы ценностных ориентации лица, преодоление его антиобщественных взглядов и установок; недопущение совершения преступления конкретным лицом, попавшим в поле зрения правоохранительных органов (такую профилактику еще называют индивидуально-криминологической).

Органы внутренних дел и подразделения криминальной милиции принимают участие на всех уровнях профилактической деятельности. На общесоциальном уровне они участвуют в разработке государственных и региональных программ борьбы преступностью, вносят конкретные предложения по экономическим, социальным и иным вопросам функционирования государства. Совокупность этих действий предполагает устранение причин и условий, способствующих и порождающих совершение преступлений. Если профилактика на общесоциальном уровне осуществляется в процессе решения крупномасштабных задач, стоящих перед государством в целом, и должна решаться всеми государственными и общественными структурами, то профилактика на специальном и индивидуальном уровнях должна осуществляться исключительно государственными органами и общественными организациями, в сферу задач которых входит борьба с преступностью. И сутью такой деятельности должны являться организационные и практические меры, направленные именно на профилактику преступности в целом, преступности какого-либо вида или конкретного преступления и на то, чтобы не допустить совершения преступлений со стороны конкретных лиц.

Принцип комплексности и интегративности междисциплинарных знаний предопределил деление указанного направления на его составляющие: уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, исправительную, административно-правовую, криминалистическую, криминологическую и профилактику, осуществляемую оперативно-розыскными подразделениями.[15]

О профилактике преступлений с использованием оперативно-розыскных возможностей подразделений органов внутренних дел ученые-криминологи стали говорить сравнительно недавно, но их высказывания ограничивались лишь допустимостью использования сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности в профилактической работе органов внутренних дел.

В отличие от криминологов, ученые, специализирующиеся в области оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, не только пришли к такому выводу значительно раньше, но и теоретически обосновали необходимость использования сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности в профилактике преступлений.

К настоящему времени ученые-криминологи однозначно признали специфичность деятельности подразделений криминальной милиции по профилактике преступлений. Они видят ее в том, что наряду с гласными способами собирания информации, мерами воспитательного и воспитательно-правового воздействия возможно применение и оперативно-розыскных мер, а термин "оперативно-розыскная профилактика» прочно вошел в их словарный лексикон. Такой подход к профилактике преступлений, осуществляемой подразделениями криминальной милиции, является, как подчеркивается в работе, единственно верным, поскольку перед ней поставлена задача комплексного проведения опережающих, предохранительных мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, профилактическое воздействие на лиц, склонных к их совершению. Учитывая, что подобные лица вынашивают свои замыслы втайне от окружающих, прибегают к различным ухищрениям и уловкам, пытаясь скрыть криминальную активность, решать стоящие задачи без использования оперативных возможностей подразделений криминальной милиции крайне затруднительно.

Органы внутренних дел как одна из основных структур органов уголовной юстиции решают оперативно-служебные задачи в сложной социально-политической и экономической обстановке, характеризующейся продолжением роста инфляции, ухудшением благосостояния значительных групп населения, ростом социальной напряженности. Проведение экономических реформ усилило процесс социальной дифференциации населения.

В складывающейся ситуации руководство страны поставило перед МВД России задачу увязать решение борьбы с преступностью и ее профилактики с государственной политикой в целом, выработать системное видение перспектив развития преступности и комплексный подход к ее решению. Вот почему профилактическая деятельность органов уголовной юстиции в целом, и органов внутренних дел в частности, выделяется в настоящее время в одну из ведущих приоритетных функций, обеспечивающих достижение реальных результатов в борьбе с преступностью.

Выделение профилактики преступлений в качестве приоритетной функции предполагает выбор научно обоснованного критерия ее отграничения от других. Данный вопрос чрезвычайно важен в силу того, что отсутствие единого критерия классификации ведет к обилию разнообразных мнений. К сожалению, приходится констатировать, что до настоящего времени эта проблема в теоретическом плане, применительно к деятельности криминальной милиции, не нашла своего научного толкования.

При этом следует иметь в виду, что ни одна функция криминальной милиции не выступает в "чистом" виде, не является изолированной от других, что рассматриваемая нами категория "оперативно-профилактическая функция криминальной милиции" все же не абсолютно реальная деятельность, а в значительной мере абстрактная, теоретическая категория, отражающая объективную закономерность в деятельности криминальной милиции. Превращаясь в явление, объективно существуя, эта деятельность взаимодействует с другими направлениями деятельности криминальной милиции и рассредотачивается по множеству субъектов - ее исполнителей. Вместе с тем эта функция призвана решать определенные самостоятельные задачи, стоящие в целом перед криминальной милицией, она осуществляется при соблюдении определенных принципов, присущих оперативно-розыскной деятельности, достигается путем использования специфических сил, средств и методов, присущих только подразделениям, осуществляющим агентурно-оперативную работу. Помимо этого данная функция институирована правом.[16]