Смекни!
smekni.com

Суд присяжных. Общие условия судебного разбирательства (стр. 5 из 7)

Знает ли он, что в этих случаях судебное следствие может быть сокращено либо вовсе не проводиться, знает ли он о грозящем ему наказании, а также о том, что он лишается права обжаловать приговор ввиду неполноты судебного следствия. Судья также обязан выяснить у подсудимых, являются ли их признания добро­вольными, не оказывал ли на них кто-либо давления, не уговари­вал ли, обещая смягчение наказания.

В случае если сделанные признания не оспариваются какой-либо из сторон и не вызывают у судьи сомнений, председательст­вующий вправе ограничиться исследованием лишь тех доказа­тельств, на которые укажут стороны, либо объявить судебное следствие оконченным и перейти к выслушиванию прений сторон (ч. 2 ст. 446 УПК).

Если хотя бы один подсудимый не признал себя виновным, либо признал себя виновным частично, судебное следствие не подлежит сокращению и должно быть проведено в полном объеме.

В этом случае председательствующий с учетом мнения сторон должен определить порядок исследования доказательств.

Порядок допроса в суде присяжных также имеет свои особен­ности. Признав необходимым усиление действия принципа состя­зательности в суде присяжных, новый закон внес существенные изменения в процедуру допроса в ходе судебного следствия.[8;270]

Если по общим правилам УПК первым допрашивает суд (судья), а затем к допросу приступают стороны, то в суде присяж­ных наоборот: вначале ведут допрос стороны, а затем задают вопросы судья и присяжные заседатели. Начинает допрос сторона обвинения, а затем к допросу приступает сторона защиты.

Такое изменение порядка допроса, как уже говорилось выше, продиктовано необходимостью усиления активности сторон в ис­следовании доказательств и освобождении суда от обязанности брать на себя ответственность за исследование обстоятельств дела в целях обеспечения его объективности и беспристрастности при принятии решения по делу.

Присяжные заседатели могут участвовать в допросах. Они подают свои вопросы в письменном виде председательствующему через старшину. Вопросы присяжных заседателей, не имеющие отношения к делу, а также наводящие и оскорбительные вопросы Председательствующим не задаются. В этих случаях председатель­ствующий должен либо задать вопрос в подобающей форме, либо тактично объяснить присяжному заседателю, почему он не задал его вопроса (ч. 4 ст. 446 УПК).

Исследование иных доказательств в суде присяжных не имеет каких-либо особенностей и происходит в обычном порядке. Здесь следует указать только на то, что присяжные заседатели вправе осматривать вещественные доказательства и знакомиться с теми документами, которые исследуются в ходе судебного следствия. Запасные присяжные заседатели в исследовании доказательств участия не принимают.

Поскольку присяжные не должны знакомиться с недопустимы­ми доказательствами, то в том случае, если в ходе судебного следствия возникает необходимость обсудить вопрос, связанный с недопустимостью того или иного доказательства, такое обсужде­ние должно происходить в отсутствие присяжных заседателей. В этом случае председательствующий просит присяжных заседа­телей удалиться в совещательную комнату. После обсуждения вопроса и принятия решения о допустимости или недопустимости конкретного доказательства присяжные возвращаются в зал судеб­ного заседания. Если доказательство признано допустимым, то оно подлежит исследованию в присутствии присяжных путем непо­средственного допроса или оглашения показания, документа. В противном случае оно исключается из числа доказательств и, соответственно, не исследуется.

2. Прения сторон в суде присяжных

Главная особенность прений сторон в суде присяжных состоит в том, что они так же, как и судебное следствие, делятся на два этапа. На первом этапе в присутствии присяжных заседателей речи сторон посвящаются тем вопросам, разрешение которых отнесено к компетенции присяжных заседателей. Это означает, что в при­сутствии присяжных нужно вести спор только относительно дока­занности или недоказанности фактических обстоятельств дела, которые вменяются в вину подсудимому, т.е. относительно того, «как было дело», на что указывают исследованные в суде присяж­ных доказательства. Спор по юридическим вопросам переносится на второй этап судебных прений после того, как присяжные вынесут вердикт о виновности или невиновности подсудимого. Это означает, что на первом этапе судебных прений не следует спорить о квалификации преступления, о конкретной мере наказания, об удовлетворении гражданского иска и т.д. Но это не означает, что нельзя спорить о фактических обстоятельствах, влияющих на квалификацию, меру наказания, удовлетворение гражданского иска и на другие юридические последствия деяния, которые вменяются в вину подсудимому. Стороны не могут в своих речах упоминать обстоятельства, не подлежащие рассмотрению с учас­тием присяжных заседателей. Председательствующий должен ос­танавливать стороны, когда они затрагивают такие обстоятельства или ссылаются на исключенные из разбирательства доказательства (ст. 447 УПК).

Существенной новеллой нового закона является предоставле­ние потерпевшему права выступать в судебных прениях, незави­симо от того, заявлял он гражданский иск или не заявлял. Эта новелла практически не связана с особенностями рассмотрения дела в суде присяжных, а вытекает из общедемократических тенденций судебной реформы и поэтому данное правило должно, как указывалось выше, быть распространено на рассмотрение дела в любом составе суда.

3. Постановка вопросов, подлежащих разрешению коллегией присяжных заседателей.

После окончания прений сторон, реплик и последнего слова подсудимого председательствующий судья на основании поддер­живаемого прокурором обвинения, результатов судебного следст­вия и прений сторон формулирует вопросы, подлежащие разреше­нию коллегией присяжных заседателей. Эти вопросы излагаются письменно, зачитываются и ставятся на обсуждение сторон, кото­рые могут предложить поправки к сформулированным вопросам или просить о постановке других вопросов. Председательствую­щий судья не может отказать в постановке вопроса о наличии причины, по которой содеянное не вменяется в вину подсудимому (наличие необходимой обороны, крайней необходимости) или влечет для него менее строгое наказание (ст. 450 УПК).

Затем председательствующий судья окончательно формулиру­ет вопросы, излагает их в вопросном листе, оглашает и передает старшине присяжных заседателей (ст. 450 УПК).

Если подсудимых несколько, то вопросы ставятся отдельно относительно каждого подсудимого. Если подсудимый обвиняется в совершении нескольких преступлений, то вопросы ставятся отдельно относительно каждого преступления.

Присяжным ставятся только те вопросы, которые входят в их компетенцию:

а) доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

б) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

Если прокурор отказался от обвинения, а потерпевший не согласился с этим, то вопросы формулируются на основании обвинения, поддерживаемого потерпевшим (или его представителем).

в) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния (ст. 449 УПК).

Эти три основных вопроса могут ставиться отдельно, а могут соединяться. Например, если нет спора о событии преступления (доказано ли, что такого-то числа, в таком-то месте выстрелом из ружья был убит потерпевший), то можно этот вопрос и не ставить в качестве самостоятельного, а соединить с вопросом о том, доказано ли, что такое-то деяние совершил подсудимый (доказано ли, что такого-то числа, в таком-то месте подсудимый Иванов, желая смерти потерпевшего Петрова, выстрелом из ружья нанес ему смертельную рану в области сердца, от чего потерпевший скончался).

Закон допускает и возможность постановки только одного вопроса о виновности подсудимого, являющегося соединением всех трех основных вопросов. Это возможно, например, тогда, когда нет спора ни о деянии, ни о том, что его совершил подсуди­мый, а спор идет лишь о том, была ли в том вина подсудимого или это был просто казус. Постановка одного вопроса о виновности подсудимого возможна и тогда, когда подсудимый в суде присяж­ных полностью признает себя виновным.

Если судебное следствие даст основание для постановки вопро­са о том, что подсудимый совершил менее тяжкое преступление, нежели то, в чем его обвиняет государственный обвинитель, а прокурор тем не менее не изменил обвинения, то после вопроса о виновности подсудимого в совершении того преступления, в кото­ром его обвиняет государственный обвинитель, должен быть по­ставлен альтернативный вопрос о виновности подсудимого в менее тяжком преступлении. От присяжных будет зависеть, в каком преступлении они признают виновным подсудимого.

Вопрос о виновности в более тяжком преступлении, нежели в том, в котором подсудимый обвиняется прокурором, не допуска­ется. Вопрос о виновности должен включать в себя все элементы состава преступления, в котором обвиняется подсудимый.

Поскольку присяжные являются судьями фактов, т.е. решают преимущественно вопросы о доказанности или недоказанности тех или иных фактических обстоятельств дела, им запрещается ставить вопросы, требующие собственно юридической оценки. У присяжных, например, можно спросить: «Доказано ли, что подсудимый нанес смертельный удар ножом потерпевшему, обо­роняясь от его нападения?», но нельзя спросить: «Доказано ли, что подсудимый совершил убийство в состоянии необходимой обороны? »

Присяжным нужно ставить вопросы в доступной им форме (п. 6 ст. 449 УПК). Исходя из этого, Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении № 9 указал на недопустимость поста­новки вопросов с использованием таких терминов, как умышлен­ное или неосторожное убийство, убийство с особой жестокостью, убийство из хулиганских или корыстных побуждений и т.п.