Смекни!
smekni.com

Обычное право даргинцев (стр. 1 из 7)

«Северо-Кавказский Гуманитарно-Технический Институт»

Реферат

По дисциплине: « Обычное право народов Северного Кавказа»

Тема : «Обычное право даргинцев»

Выполнила:

Студентка группы УЮМ-101

Фастовенко Ю.

Ставрополь,2010

План:

1. Развитие и становление адатно-правовой системы.

2. Характеристика народа как ячейки общества.

3. Внутриродовые адаты даргинцев

4. Административно-хозяйственные отношения

5. Семейные адаты даргинцев

6. Уголовное право народа.

7. Список используемой литературы


Развитие и становление адатно-правовой системы.

. Адат (от арабского "адат" — обычаи, привычки) — у тюркских и северокавказских народов, а также у армян — обычное право (то есть право, основанное на обычаях). Адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и т. п. отношений. Адат возник и существовал у мусульман в доисламский период В исламский период за пределами Кавказа адат использовался в части, не противоречащей Корану. На Кавказе целый ряд норм адата использовался наряду с шариатом. Некоторые нормы адата сохраняют свою актуальность и в наши дни.

Вся общественно-правовая жизнь народов Дагестана находилась в тесной взаимосвязи с нормами обычного права. Это свидетельствует о том, что господствующие пред­ставления об обычном праве как о совершенно неразвитой систе­ме нормативного регулирования в обществе, представляющей интерес исключительно как явление прошлого, несостоятельны. В Дагестане и поныне сильны позиции адатов в сфере брачно-семейных отношений, в регулировании наследственных межличностных споров. В то же время эти позиции почти полностью вытеснены из сферы регламентирования уголовно-правовых отношений, хотя нередко для разрешения межличностных и тухумных конфликтов прибегают к услугам авторитетных посредников, оперирующих при разбирательстве спора, как правило, адатами и обычаями. Отсюда следует, что обычное право является настоящим правом, нашедшим свое отражение в адатах, правах, привычках, традициях и этических нормах народов Дагестана.

Развитие и обогащение обычного права, в том числе и под влиянием инонациональных правовых систем, происходило так же медленно, как и сам прогресс дагестанского общества. Разумеется, оно в тече­ние своей истории заимствовало немало норм от сосед­них государств, с которыми, так или иначе, контактиро­вало по разным каналам и с разной степенью интенсивности в различные периоды.

Обычно-правовые нормы у народов Дагестана не всегда имеют четкие границы. Они могут быть обо­значены во многом условно, в ходе аналитической дея­тельности. Иначе и не могло быть, поскольку обычное право постоянно черпало регулятивное содержание и обогащалось за счет норм обычаев, происходило как бы непрерывное «переливание» обычаев в обычно-право­вые нормы.

В структуре обычного права народов Дагестана доминирующее положение занимали вопросы имущественной ответ­ственности. Любая форма отклонения поведения от признанных общественных норм, в том числе и нрав­ственных, могущая нанести материальный и моральный ущерб, связывалась с несением имущественной ответ­ственности. Сеть такой ответственности имела большой диапазон, множество вариантов и форм .

Относительно же этих правил в их кодифицированной форме можно с полным основанием утверждать, что регуляция обыденной жизни, конечно, не сводилась только к ним. Вот почему по отношению к документам и материалам о нормативно-правовом регулировании у народов Дагестана можно и, вероятно, нужно употреблять понятие "обычное право", как в "старом" его варианте (т.е. более широкая сфера норм и обычаев, чем собственно правовые), так и в современном (т.е. кодифицированные и санкционированные властью обычаи, начинающие приобретать характер письменных законов).

Адат утвердился в Дагестане, попытка дагестанских имамов исключения адата из сферы общественной жизни и замены его шариатом поддержки в массах не получила. За шариатом в судопроизводстве осталось гражданско-правовая сфера, народ не воспринимал доведенной до крайности жестокости шариатских уложений в области уголовного права. Адат был гибок, легче приспосабливался к изменениям в условиях жизни общества, оставлял простор для законодательной инициативы, источником которой выступал прецедент; развивалось казуальное право.

Исследование обычного права народов Дагестана позволяет сделать вывод о том, что в обычном праве находят четкое отражение понятия умысла и неосторожности, пособничества, стадии преступления, учитываются смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Это хорошо видно по правовой системе Имамата, где имам Шамиль создал уникальную систему права и издал низами. В обычно-правовых нормах Дагестана, несмотря на их консерватизм, происходили изменения. Одни из них, сохранив старые формы, меняли содержание, другие перестали существовать, а третьи возникли вновь.

Развитие общественного и государственного строя России, ее права на различных этапах не могло не отразиться на правовой системе в Дагестане. В Дагестане адаты, шариат действовали параллельно с имперским правом. В административно-судебную практику Дагестана были введены ранее здесь неизвестные нормы российского законодательства. Новые для Дагестана правовые нормы часто содержались в указах.

Документы из архивов в их совокупности и разнообразии позволяют составить представление о довольно богатом и разнохарактерном опыте контактов российской государственной власти с народами Дагестана, в том числе, опыте, учитывавшем сложившиеся в среде дагестанцев нормативно-ценностные и поведенческие стереотипы, взгляды, отношения и практиковавшиеся здесь способы и формы разрешения конфликтов и споров, т.е. маслиат.

Полиюридизм – характерная особенность дагестанской судебной системы. Все дела решались на основе существовавшего обычая, а дела совести и бракоразводные - по шариату. При этом адат (обычное право) выступал как устоявшаяся юридическая система, основанная на традициях и обычаях народа. Вместе с тем сохранение и функционирование традиционных общественных институтов - свидетельство их живучести и гибкости: порой они видоизменялись, но продолжали существовать. Допускалось применение норм обычного права (адатов) и шариата в судопроизводстве, но окончательно решения по всем судебным делам утверждались военными властями.

Не умаляя значения общетеоретического и исторического исследования обычного права, следует подчеркнуть, что ожидания практической отдачи от этого требуют привлечения к его осуществлению государствоведов, цивилистов, криминологов. Последние, используя современный уровень знаний в соот­ветствующей отрасли права, общечеловеческие достижения пере­довой юридической мысли, должны стремиться к выходу на прак­тические рекомендации по повышению эффективности правового регулирования общественных отношений в субъектах Федерации с учетом их местных особенностей.

В равной степени важен взгляд на адат, и в целом на право народов Дагестана, и с позиции генезиса этого феномена общественного сознания и практики, и в аспекте изучения опыта взаимоотношений государства и традиционных обществ, а также с точки зрения оценки степени отражения зафиксированными нормами обыденной практики порядка социального регулирования явлений реальной жизни с учетом их использования в правотворчестве Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации.


Характеристика народа как ячейки общества

Даргинцы, самоназвание - дарган (множ. число - дарганти, народ - даргва), - коренное население Дагестана; входят в дагестанскую группу северокавказской семьи народов. В результате национальной консолидации в состав даргинцев вошли родственные им кайтаги и кубачинцы.
Даргинцы относятся к западному варианту антропологического типа дагестанцев.
Язык даргинцев относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи языков. Общего языка общения не было; литературный язык стал складываться в советское время на базе акушинского диалекта. Но он слабо внедряется в бытовую практику даргинцев.
По данным на 01.01.2002 г., в Дагестане даргинцев 425 526 человек, из них городского населения -107470 человек. Территория традиционного расселения даргинцев - горные и предгорные регионы среднего Дагестана. Около 68 % даргинцев расселены в 16 сельских районах. В Акушинском, Дахадаевском, Кайтагском, Левашинском и Сергокалинском районах даргинцы составляют от 75 до 100 % населения. Значительна их доля в Каякентском и Карабудахкентском районах (соответственно 43 % и 36 %). Они проживают также в Тарумовском (19 %), Кизлярском (15 %.) и Буйнакском (14 %) районах. В Дербентском, Ногайском, Агульском, Бабаюртовском, Хасавюртовском и Кумторкалинском районах доля даргинцев варьирует от 4 до 9 % населения этих районов. Даргинцы - горожане проживают в Избербаше (57 %), Махачкале (12,4 %), Кизляре (7,3 %), Буйнакске (6,6 %), Хасавюрте (4,2 %) и Дагестанских Огнях (9 %). Знаменитый даргинский аул Кубачи относится к поселкам городского типа. Много даргинцев также в поселках Ачису, Манаскент и Мамедкала.
Рождаемость даргинцев на 1000 человек в 1994 г. - 24,2 чел. (в 1989 г. - 28,2), в республике соответственно - 21,9 и 27,4; смертность - 6,8 чел. (в 1989г. - 6,1 чел.), в республике - 7,4 чел. и 6,4 чел.; и, наконец, прирост на 1000 человек в 1994г. - 17,3 чел. (в 1989г. - 22,1), в республике соответственно 14,5 и 21 чел.

На 1000 человек в 1989 г. было 64 даргинца с высшим образованием, хотя процент занятых физическим трудом довольно высок - 78,2% (в республике - 71,1%). Из них в сельском хозяйстве занято 48,3%, в промышленности - 29,5%, в народном образовании - 8,3%, здравоохранении, физкультуре, соцобеспечении - 4%, культуре и искусстве - 1,2%, науке - 0,44%, управлении - 2% и т.д.
Древнейший период истории даргинцев связан с общими для Дагестана и всего Северо-Восточного Кавказа хозяйственными, этническими, социальными процессами.
Территория даргинцев не входила в пределы имамата Шамиля, они держали вооруженный, дружественный мюридам нейтралитет, иногда присоединяясь к ним, постоянно участвуя в антироссийской войне в качестве добровольцев. Причины их слабого участия в борьбе - близость и большая зависимость (хлеб, зимние пастбища) даргинцев от занятой русскими войсками равнины, отдельные просчеты дипломатической стратегии имамата.
После падения имамата было введено военно-народное управление (с элементами адатского права). Большинство даргинцев вошли в Даргинский и Кайтаго-Табасаранский округа.
Несмотря на положительные экономические последствия, вхождение в Россию не избавило от социального гнета, добавило и национально-колониальный. Отсюда неоднократные выступления, особенно мощным и массовым было восстание 1877 г., в котором даргинцы были одними из наиболее активных (самое крупное и ожесточенное сражение произошло при штурме русскими войсками даргинского селения Цудахар).
В годы гражданской войны даргинцы одними из первых вступили в борьбу. Восстание против Деникина первыми начали даргинцы, и разгром ими белоказаков в ущелье Ая-Кака (сентябрь 1919г.) - одна из славных страниц истории Дагестана.
Государственные образования даргинцев: уцмийство Кайтагское (XII -
XIX вв.), союз союзов сельских обществ -Акуша-Дарго.
Как и у других народов Дагестана, исторически сложившаяся идея общности и судеб нашла отражение в понятии единого отечества - Дагестана (примерно с XIV в.). Следуя этой традиции, даргинцы с остальными народами образуют единую Республику Дагестан в составе Российской Федерации. Общественное объединение даргинцев не выдвигает сугубо даргинских политических задач, ставя во главу угла экономические, просветительские, национально-культурные проблемы.
Основные занятия даргинцев - земледелие, скотоводство, домашние промыслы. Для даргинцев, как и для всего Дагестана, развитие земледельческо-скотоводческого хозяйства продолжается до прекращения кочевнического давления на равнине (до XV в.), после этого устанавливается зональная хозяйственная специализация, складываются хозяйственно-культурные ареалы (ХКА). На равнине и нижнем предгорье - ХКА оседлых пашенных земледельцев и отгонных (осенне-зимних) скотоводов, в высокогорье - отгонных (весенних) скотоводов и пашенных земледельцев. Изделия кубачинцев-ювелиров, харбукцев, амузгинцев-оружейников, цудахарцев - мастеров кожевенно-шерстяных дел и т.д. пользовались спросом у всех народов Дагестана. Все женщины занимались обработкой шерсти и производством сукна, паласов.
В советское время коллективизация и индустриализация радикально изменили облик хозяйства, форму занятий. Механизация, НТР изменили сельское хозяйство, подняли его уровень, масштабы, продуктивность, но колхозы и совхозы превратили рачительного и заинтересованного в труде и его результатах крестьянина-труженика и собственника в наемника без собственности и прав на продукт своего труда. Были преданы забвению выведенные в течение столетий, приспособленные к местным условиям сельскохозяйственные культуры и породы скота, что привело к разрушению структуры, эрозии почв, падению их плодородности и т.п.
Промышленность подняла уровень экономики, материальное и культурное благосостояние населения, но ее создание было слабо увязано с нуждами собственной экономики республики.
В науке, культуре, искусстве, образовании больших успехов они достигли в XIX-XX вв. Среди даргинцев много великих людей, революционеров, заслуженных деятелей, военачальников, героев, видных политиков, мастеров, писателей, поэтов, которыми гордятся дагестанцы и вся страна. Традиционный быт даргинцев обычно характеризуется как патриархально-феодальный или даже патриархально-родовой, но в нем мало и феодального, и патриархального (были пережитки). Отметим верховенство мужчин, старших, подчиненность жены мужу во всех отношениях, определенное всевластие мужа и отца.
Многие из нравственно-этических норм даргинцев воплотились в обычае гостеприимства, заключавшемся в обязанности принимать пришельца независимо от этнической или конфессиональной принадлежности, места его постоянного жительства (например, вражеская страна).
Следование традициям кровной мести также являлось нормой кодекса чести. Община многое сделала для уменьшения ее масштабов, остроты, числа жертв (ограничение круга мстителей и подвергаемых мести, ритуал примирения, изгнание убийцы и др.).
В XIX - XX вв. господствующей формой даргинской семьи была малая семья. Еще в конце ХIХв. можно было встретить элементы большесемейной организации в виде неразделенных семей. В наше время преобладают простые малые семьи - 77%, большинство из них двухпоколенные -64,3%.
Семьи входили в тухум - группу родственных патрилинейных семей от одного предка, имеющих родственное, идеологическое, общественно-бытовое единство (но не экономическое). Тухум мог делиться на подобные структуры низшего порядка - патронимии (жинс, агьлу), которые, разрастаясь, могут образовать новый тухум. Тухум не экзогамен, но и не строго обязательно эндогамен.
Система родства даргинцев - арабского типа, родство обозначалось до 12-го колена: от 'дудеш' (отец) до хъулигIена (в доме бывающий). Брак заключался по шариату (и в советское время, скрытно). Браки преобладали внутритухумные, часто межпатронимические. Локализация -патрилокальная; развод по шариату.
Этапы бракосочетания: сватовство, сговор, обручение, пребывание в 'другом' доме (до и после свадьбы). Обряд производился муллой (кадием) с участием жениха и отца невесты или их поверенных; формальное согласие девушки, высказанное отцу в присутствии свидетеля (поверенного), обязательно.
Основу социальной организации даргинцев составляла сельская территориальная община (джамаат). Общины образовывали союзы сельских обществ - независимые (вольные) и в разной степени зависимые от феодалов. Большинство даргинцев входили в союз союзов (суперсоюз) общин Акуша-Дарго (союзы Акуша, Цудахар, Мекеги, Мути, Усиша, позднее Урахи, временами Сирха). Часть даргинцев составляла уцмийство Кайтагское, куда входила и часть собственно даргинцев (Уцуми-Дарго). Некоторые селения входили в Тарковское шамхальство (Губден, Кадар), Казикумухское ханство (Буркун-Дарго).
Управлялась община старшинами, надзор за ними осуществляли кадии и старейшины, для наиболее важных вопросов собирался сход, в котором принимало участие все взрослое мужское население (без рабов).
Тяжбы, гражданские споры, уголовные дела решались по адату судьями из старшин; религиозные, семейные, по наследству, завещаниям - кадием по шариату.Даргинцы - мусульмане-сунниты шафиитского толка (мазхаба), ислам утвердился к XIV в. До принятия ислама даргинцы поклонялись явлениям и силам природы.
Значительного развития достигла народная медицина.
В видах спорта первое место принадлежало бросанию и поднятию тяжелого камня, были состязания в беге, прыжках, скачки, джигитовка, кулачные бои (один на один), борьба (с кушаком и без), метание камня в цель, стрельба камешками из пращи и специального лука. Музыка даргинцев носила фольклорный характер, была в стадии песенно-музыкального творчества. Музыкальные инструменты: щипковые (чанг, чугур - типа мандолины), смычковые (скрипка), духовые (дудка, свирель, зурна), ударные (барабан, бубен). Самый популярный танец - лезгинка, были массовые ритуальные танцы, например свадебный 'линейный танец' сирхинцев.
Наиболее распространенной формой даргинского жилища в последние столетия было двух- и более этажное каменное закрытое жилище с расположением под жильем хозяйственных построек и двора под и перед ним, с плоской кровлей.
Традиционная одежда даргинцев общедагестанского типа. Мужская - туникообразная рубаха и сужающиеся книзу штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы - накидки, бурка, башлык; папаха, на равнине летние войлочные шляпы; из обуви - чарыки, кожаные, войлочные, шерстяные вязаные сапоги, башмаки типа сабо. Обязательный атрибут мужского костюма - кинжал. У женщин кроме туникообразного были еще платья с отрезной талией и архалук, платок-покрывало (чиба), чухта (чепчик с завязывающимися на лбу лентами), много серебряных украшений. Современная одежда почти полностью городского типа, лишь у пожилых людей (и в ансамблях) сохранились элементы традиционной одежды.
Пища даргинцев отражала традиции земледельческо-скотоводческого хозяйства, преобладающей была растительная, а в высокогорье - молочно-мясная пища. Из мучных изделий наиболее распространенными были (и сейчас есть) хинкал, пироги (чуду) с разнообразной начинкой. Хлеб преобладал пшеничный и ячменный, пресный и дрожжевой, был и кукурузный (заменил просяной).
Основными видами транспорта даргинцев были верховая лошадь, двухколесная арба в бычьей упряжке, вьючные животные (осел, лошадь, мул), волокуша (особенно в предгорье). Современный транспорт преимущественно автомобильный, вьючных животных почти не осталось, что уже отрицательно сказывается на личном хозяйстве.