Смекни!
smekni.com

Государственное и муниципальное управление в арабских странах (стр. 5 из 9)

Назначаемые министром, губернатором, начальником района ос­тальные главы административно-территориальных единиц (округов, районов) обладают полномочиями, сходными с полномочиями губернатора в их административно-территориальных единицах. Однако старосты деревни и шейхи городских кварталов не назначаются, а избираются населением сроком на 5 лет из числа грамотных граждан, достигших 30 лет и владеющих земельным наделом (в деревне) не менее 5 федданов (немногим более 2 га), т.е. не из числа бедняков. Они осуществляют, в частности, функции полицейского контроля в деревне и рассматриваются как государственные служащие, подчиненные министру безопасности.

Местное самоуправление. Органами местного самоуправления яв­ляются избираемые гражданами народные советы административно-территориальных единиц (вплоть до деревни). В народный совет провинции избирается по восемь членов от каждого района, входящего в состав провинции. Выборы являются неравными, так как население районов неодинаково по численности. Из восьми названных членов семь избираются в районах по партийным спискам, на основе пропорциональной системы, а один — по индивидуальным кандидатурам на основе мажоритарной системы относительного большинства с тем же условием, что и при выборах в парламент: необходимо получить для избрания не менее 20% голосов от списочного состава избирателей.

По закону провинциальный совет обладает значительными полномо­чиями: осуществляет общий контроль за деятельностью любых служб в провинции, но в том случае, если их деятельность касается провинциальных, а не общегосударственных вопросов, принимает решения о создании местных предприятий и служб, утверждает местный бюджет самоуправления; он вправе устанавливать местные налоги и сборы и т.д. Во исполнение своих полномочий совет принимает решения. Ответственность за реализацию этих решений несут губернатор и исполнительный совет. На практике, однако, основные прерогативы по управлению провинцией принадлежат губернатору. Он обладает также правом вето в отношении решений совета. Если же совет настаивает на своем решении, спор передается на рассмотрение правительства, которое и решает окончательно вопрос. Правительство также вправе распустить провинциальный совет по предложению министра по делам местной власти.

Полномочия нижестоящих народных советов, их отношения с начальниками районов, городов, сел (мэрами городов и старостами сел) аналогичны тем, которые присущи полномочиям провинциального совета и его отношениям с губернатором, только они рангом или рангами ниже. Соот­ветственно уже и пространственные пределы их деятельности.

Таки образом, хотелось бы отметить, что система местного самоуправления основана на сочетании государственных органов власти на местах и органов местного самоуправления, принципов централизации и децентрализации. Первый принцип находит свое выражение в существовании назначенных представителей центра (государственной власти) на местах. Ими являются губернаторы, начальники районов, мэры городов. Как представители государственной власти рассматриваются также избранные населением начальники деревень, шейхи городских кварталов. Им передаются отдельные полномочия центральных органов исполнительной власти на местах (так называемая деконцентрация). Второй принцип связан с деятельностью избираемых населением местных представительных органов — народных собраний административно-территориальных единиц: провинций, районов, городов, внутригородских районов, деревень. В Египте 27 губерний (провинций), которые делятся на округа, а последние — на районы.

КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ РЕСПУБЛИКИ ИРАК.

Ирак был одной из провинций (вилайетов) Османской империи и назывался вилайет Багдад и Басра. После поражения в первой мировой войне арабские территории были разделены между странами-победительницами. На международной конференции в Сан-Ремо 20 апреля 1920 года было принято решение о том, что Ирак и Палестина будут находиться под мандатом Англии. На долгое время Ирак стал фактически частью английских колоний.

Первым английским " конституционным" документом для Ирака явился по существу регламент о полномочиях министров и их отношений с английскими советниками, который действовал вплоть до окончания протектората.

12 марта 1921 года в Каире состоялась конференция, на которой было принято решение об изменении формы правления или о создании монархии. Таким образом, Ирак стал полуколониальной парламентской монархией. В 1922 г. был заключен договор с Англией, который связывал Ирак протекторатом, узаконивал присутствие английских войск в Ираке, а страна управлялась фактически англичанами через местную знать. Вслед за принятием англо-иракского договора было объявлено о проведении по всему Ираку всеобщих выборов в Учредительное собрание. Одной из основных задач нового правительства, назначенного королем 25 октября 1923 г., было принятие Конституции.

Иракская Конституция была принята 10 июля 1924 г. (опубликована 21 марта 1925 г.). Проект Конституции был разработан в министерстве колоний Англии. Конституция объявляла Ирак наследственной парламентской монархией (парламент состоял из двух палат), с использованием принципа разделения власти. Король властвует, но не отвечает, исполнительная власть принадлежит правительству, законодательная власть - парламенту, судебная власть остается независимой. Фактическая власть сохранилась в руках высшего английского эмиссара.

Конституция состояла из 123 статей (10 разделов и введение) и действовала до 1958 г. К некоторым статьям были сделаны поправки, но они не были существенными.

В 1932 г. после подписания англо-иракского договора 1930 г. Ирак стал членом Лиги Наций. Ирак и Англия обменялись послами, была ликвидирована должность высшего эмиссара, а вместо него был назначен посол Великобритании. Ирак формально стал независимым государством.

Следующим этапом конституционного развития Ирака стала революция 14 июля 1958 г., когда была свергнута существовавшая в Ираке 38-летняя монархия. К свержению монархии привел ряд внутренних и внешних факторов. К таким факторам следует отнести попытку заключения Портсмутского договора 1948 г., который являлся разновидностью договора о "совместной обороне" и налагал на Ирак тяжкие оковы. Ирак по этому договору оказывался бы полностью подчиненным интересам Англии и связанным с ее военными авантюрами. Следующим шагом Англии после неудачи с Портсмутским договором стал Багдадский пакт, на основе которого Англия взяла на себя обслуживание и использование всех военных баз и аэродромов, находящихся на территории Ирака, а Ирак обязывался пропускать английские военные самолеты через свою территорию и обслуживать их, а также разрешал размещать на своей территории войска стран-членов НАТО. Свержению монархии в Ираке способствовал также ряд внешних факторов: национализация Египтом Суэцкого канала, провозглашение Суданской республики и т. д.

После свержения монархии в Ираке 14 июля 1958 года была разработана новая временная республиканская Конституция, где были определены республиканская форма правления и органы власти новой республики. Временное правительство обещало также провести всеобщие выборы и разработать постоянную Конституцию.

Первый раздел временной Конституции определял форму государства: Ирак объявлялся республикой, независимым суверенным государством (ст. 1). Кроме того, Ирак согласно ст. 2, являлся частью арабской нации, а народ Ирака состоит из двух братских наций: арабской и курдской, и Конституция гарантирует их национальные права в рамках единого государства (ст. 3).

Ислам был объявлен государственной религией. Второй раздел был посвящен основным правам и обязанностям граждан. Здесь говорилось о том, что "вся власть исходит от народа", что все иракские граждане равны перед законом в правах и обязанностях независимо от вероисповедания, национальности, убеждений и языка.

Конституция 1958 года предусматривала организацию высших органов государственной власти в республике. Был создан Совет руководства, который являлся коллегиальным органом, состоящим из двух членов и председателя, и имел полномочия главы государства. По ст. 21 Совет Министров взял на себя законодательные функции, он вправе разрабатывать издавать законы с последующим утверждением их Советом руководства. Одновременно, как указывается в ст. 22, Совет Министров считается исполнительным органом. Судебная власть, как говорилось в ст. 23, была независимой, но фактически высшее руководство оказывало большое влияние на решения судов.

В Конституции говорилось о том, что все указы, приказы и постановления, изданные главнокомандующим вооруженными силами, премьер-министром или Советом руководства, имеют силу закона.

Фактически, в соответствии с Конституцией 1958 года, власть оказалась сконцентрированной в руках главнокомандующего вооруженными силами, министра обороны и, одновременно, премьер-министра Касема, который сосредоточил всю полноту власти в своих руках как руководитель революции.

Отход режима Касема от первоначального курса, особенно начатая в 1961 году на севере страны война против курдов, привели режим к краху. В итоге, в начале 1963 года, Касем был свергнут блоком партий и группировок во главе с партией БААС. Но отсутствие единогласия внутри самой партии БААС дало возможность военным во главе с Абду-Салям Арефом совершить военный переворот и взять власть в свои руки.