Смекни!
smekni.com

Криминологическая характеристика экономической преступности 2 (стр. 2 из 5)

Кроме общности, в объекте посягательства экономические преступления имеют и другие отличающие их от прочих общественно опасных деяний признаки, носящие не столько уголовно – правовой, сколько криминологический характер. Это в первую очередь криминологическая однородность, т. е. детерминированность рассматриваемых преступлений одинаковыми социально – экономическими и организационными факторами. Именно по этому признаку нельзя относить к экономическим такое преступление, как диверсия, которое хотя и посягает на экономическую систему страны, однако детерминировано совершенно иными, чем, скажем, лжепредпринимательство или экономическая контрабанда, обстоятельствами.

Отсюда еще один признак экономических преступлений: их связь с конкретными особенностями экономического, хозяйственного механизма. Лицо, совершающее экономическое преступление, в той или иной мере использует эти особенности, в противном случае деяние не является экономическим деликтом.

И, наконец, еще один признак экономических преступлений, логически вытекающий из предыдущего: их субъектом может быть лишь то лицо, включенное в систему тех экономических отношений, на которые эти преступления посягают.

Касаясь субъективных признаков экономических преступлений, следует установить, что к экономическим следует относить не только корыстные преступления, но и деяния, совершенные по другим мотивам, а также неосторожные деликты.

Из изложенного следует, что экономические преступления – это предусмотренные уголовным законом криминологические однородные общественно опасные деяния, посягающие на экономическую систему страны, совершаемые лицами, выполняющими экономические, хозяйственные функции в организациях либо в отношениях между гражданами. Совокупность этих деяний и составляет экономическую преступность.

Среди наиболее опасных экономических преступлений специалисты выделяют, как правило, следующие: 1) преступления в сфере кредитно – денежных отношений и банковской деятельности; 2) преступления на рынке ценных бумаг; 3) преступления во внешнеэкономической деятельности; 4) преступления в сфере потребительского рынка; 5) преступления в сфере приватизации государственного имущества; 6) налоговые преступления и др.

2. Криминологическая характеристика

На сегодняшний день в силу ряда обстоятельств криминологическая наука еще не в состоянии дать полный и всеобъемлющий анализ криминогенной ситуации в сфере экономической преступности в Республике Казахстан. Новый Уголовный Кодекс Республики Казахстан вступил в силу с 1 января 1998 г., поэтому представительную информацию о размерах преступности в этой сфере, динамике ее роста, глубине проникновения в отдельные отрасли экономики специалисты смогут получить как минимум по истечении нескольких лет. Но и тогда еще будет преждевременно говорить о том, что сведения, которыми станут располагать криминологи, отражают подлинное состояние экономической преступности.

Данное обстоятельство обусловлено особыми свойствами этой преступности, к которым могут быть отнесены следующие.

1. Цель экономической преступности и, следовательно, цель противоправной деятельности ее субъектов мало чем отличается от целей ведения легитимного, законопослушного предпринимательства. Она состоит в извлечении прибыли, получении экономической, материальной выгоды. Но при совершении экономических преступлений такая выгода достигается посредством осуществления экономической деятельности незаконными методами. Осуществление экономической деятельности с использованием незаконных методов может быть двоякого рода. Во-первых, это может быть легальная предпринимательская деятельность, в процессе которой для достижения незаконных доходов вкрапливаются противоправные деяния (используется совершение экономических преступлений, например, налоговых преступлений: утаивание от налогообложения доходов, полученных при ведении легального предпринимательства), во-вторых, это может быть и нелегальная, запрещенная законом, предпринимательская деятельность.

2. Экономическая преступность обладает высоким уровнем латентности, динамичностью, способностью к быстрым трансформационным изменениям и адаптации к новым условиям и правилам предпринимательства (экономико-правовым новациям и др.) Темпы роста экономической преступности опережают динамику ее выявляемости. Вполне вероятно в ближайшем будущем ожидать и появления неизвестных к настоящему времени «модификации» преступлений в сфере экономической деятельности, обусловленных стремлением криминального мира приспособиться к новым правилам ее правового регулирования

3. Ущерб, причиняемый экономическими преступлениями обществу, весьма высок.

4. Экономическая преступность в значительно большей степени, чем общеуголовная, способна составлять образ жизни значительной части населения, формировать полукриминальный менталитет.

5. Экономическая преступность по своей природе имеет тенденцию к организованности. Причем если организованная преступность в большинстве стран дальнего зарубежья контролирует в основном лишь преступные источники доходов – игорный и наркобизнес, проституцию, рэкет, торговлю оружием, то в странах СНГ она стремится охватить всю экономику.

Поскольку объективные потребности в организации и координации экономической деятельности не всегда получают соответствующее отражение в организационной и нормативной структуре экономики как социального института, поскольку возникают прямо противостоящие легальной структуре экономики правоотношения, имеющие черты организованности. Для различных видов экономических преступлений характерна одна особенность – преимущественное совершение их группами или иными криминальными формированиями, организующими и использующими структуру экономических, управленческих, иных связей и отношений с целью обогащения вопреки интересам общества.

В то же время, как правильно отмечает Б. Свенссон, нельзя отождествлять понятия экономической и организованной преступности, характерными признаками которой являются массовое функционирование устойчивых, управляемых сообществ преступников; занятие преступной деятельностью как промыслом; наличие коррумпированных связей с должностными лицами из государственных органов.

Не вся экономическая преступность поглощается организованной преступностью. И за пределами последней в рамках так называемой «традиционной» преступности совершаются экономические преступления.

К иным характеристикам экономической преступности ряд авторов относит также:

1) Специфичность и множественность объектов посягательства;

2) Массовость и типичность преступлений;

3) Отнесение к категории ненасильственных преступлений;

4) Мошеннический характер многих преступных деяний;

5) Виктимо-анонимность, отсутствие персонификации жертв;

6) Отсутствие прямого контакта с жертвой;

7) Наличие феномена безразличного, индифферентного отношения общества к экономической преступности и экономическим деликтам.

3. Связь теневой экономики и экономической преступности.

При исследовании экономической преступности часто используется понятие «теневая экономика», в связи с этим нужно рассмотреть вопрос об их соотношении.

Термины «экономическая преступность» и «теневая экономика» сегодня широко используются учеными, занимающимися изучением социально – экономических и правовых проблем. Между тем понятие их раскрыто в литературе еще не достаточно четко. Нередко в публикациях теневая экономика рассматривается как синоним экономической преступности. Действительно, между этими явлениями много общего, поскольку они генетически связаны с существующими экономическими отношениями. В то же время отождествлять их нельзя, ибо они различаются межу собой по совей социальной и правовой природе.

Понятие «теневой экономики» применяется для обозначения неофициальной, скрытой от государственного финансового контроля и налогообложения экономической деятельности.

В литературе используются и другие термины: «riddeneconomy» («скрытая экономика»), «blackeconomy» («черная экономика»), «informaleconomy» («нелегальная экономика»), «undergroundeconomy» («подпольная экономика»), «irregulareconomy» («беспорядочная экономика»), «subterraneareconomy» («тайная экономика»), «secondaryeconomy» («вторичная экономика») и т.п.

По мнению многих исследователей, существует взаимосвязь между развитием легальной и неофициальной экономикой. Так, в начале 80 – х г. двадцатого века в странах, где наблюдался относительно незначительный рост легальной экономики (например, в Швеции, Норвегии и Голландии), нелегальная экономика росла быстрее. Там же, где отмечался быстрый рост официальной экономики, нелегальная экономика росла медленнее (Англия, Испания, Швейцария и ФРГ) или даже сокращалась (США, Канада, Франция).

В основу разграничений понятий «теневая экономика» и «экономическая преступность» должен быть положен, главным образом, формальный признак: признаются ли уголовным законом деяния, составляющие эти явления, преступными или нет.

Таким образом, это понятия соотносится между собой как общее и особенное.

Экономическая преступность является наиболее опасной разновидностью теневой экономики. Будучи генетически связанной с последней, экономическая преступность, как и всякое уголовно – правовое явление, обладает определенной самостоятельностью.

Если теневая экономика в целом должна изучаться как один из видов социальных отклонений, то экономическая преступность – категория криминологическая и требует специальных криминологических и уголовно – правовых исследований.