Смекни!
smekni.com

Уголовно-правовая характеристика бандитизма (стр. 2 из 6)

Устойчивость банды выражается в стабильности ее состава, тесной взаимосвязи между ее членами, согласованности их действий, постоянст­ве форм и методов преступной деятельности, длительности существова­ния и количестве совершенных преступлений (п. 4 указанного Постанов­ления Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.97 № 1[9]).

Об устойчивости группы свидетельствует способность ее членов вос­станавливать свою структуру с целью продолжения преступной деятель­ности в случаях ареста ее отдельных членов, их смерти и т. п.

Устойчивость группы усматривается еще и в том, что все ее участни­ки, как правило, имеют умысел на совершение ряда преступлений и рас­считывают на совместную преступную деятельность в течение длитель­ного времени.

Говоря о составе банды, нужно отметить, что за время ее функциони­рования он может существенно меняться. Некоторые участники банды задерживаются органами внутренних дел после совершения иных пре­ступлений и несут за них ответственность, умалчивая о своем членстве в банде. Другие, оказавшись под подозрением правоохранительных орга­нов, отходят от дел, в том числе и активные члены банды. Однако лидер банды почти всегда остается неизменным[10].

Согласованность действий членов банды выражается не только в пла­нировании преступлений, распределении ролей, совместном осуществле­нии подготовительных мероприятий, целеустремленных действий при совершении преступлений, но и в том, что виновные еще на стадии организации бандоформирования определяют цели его создания, выражающиеся в совершении нападения на граждан и организации.

Под постоянством форм и методов преступных действий банды понимается совершение нападений в отношении однотипных объектов одним и тем же способом, с применением одного и того же однотипного оружия[11].

Иногда постоянство форм и методов преступных действий банды выражается наряду со сказанным и в совершении преступлений в однотипных местах.

Постоянство форм и методов преступных действий банды может выражаться также и в одних и тех же способах сокрытия следов преступления.

Длительность существования банды охватывается периодом времени от начала ее образования до пресечения преступной деятельности банды. Причем, этот временной интервал, как показала практика, колеблется от нескольких дней до года – двух лет и редко свыше двух лет.

Длительность существования банды является показателем ее устойчивости. Практика свидетельствует о том, что несмотря на перерывы между совершенными нападениями, банды могут продолжать функционировать как сплоченные формирования. Эти перерывы могут составить как несколько часов, так и несколько месяцев в зависимости от намерений членов банды, сложностей, связанных с подготовкой следующего преступления[12].

Естественно, чем больше преступлений совершено бандой, тем выше критерий ее устойчивости. Но даже если банда совершила одно преступление, о ее устойчивости могут свидетельствовать такие факты, как добровольность вступления в банду, сплоченность ее членов, единство преступных замыслов, подготовка к совершению преступлений.

Отсутствие признака устойчивости преступной группы не дает основания для привлечения ответственности по ст.209 УК РФ.

Для установления устойчивости преступной группы как признака банды представляется необходимым уделять большее внимание изучению личностей обвиняемых, их связям между собой как в докриминальный период, так и на стадии организации в преступную группу, не ограничи­ваясь лишь изучением их контактов при подготовке, планировании и совершении разбойных нападений.

Обязательным признаком банды является ее вооруженность, предпо­лагающая наличие у участников банды огнестрельного, холодного, мета­тельного, газового, пневматического оружия, а также различных взрыв­ных устройств[13].

Говоря о газовом оружии, следует подчеркнуть, что к нему относятся не только газовые пистолеты и револьверы, но и механические распыли­тели, аэрозольные и другие устройства, снаряженные, естественно, сле­зоточивыми или раздражающими веществами[14]. Это положение базирует­ся на том, что указанное оружие специально предназначено для пораже­ния живой цели - человека.

В соответствии с п. 1 Федерального закона "Об оружии" оружием не являются изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конст­руктивно схожие с оружием. Поэтому, если члены преступной группи­ровки совершают нападения с помощью хозяйственных ножей, секачей, молотков, монтировок, гвоздодеров, вил, лопат, строительно-монтажных пистолетов, ружей для подводной охоты и других подобных предметов, их действия нельзя квалифицировать по ст. 209 УK РФ. Не является при­знаком вооруженности наличие у преступников сигнального оружия. Од­нако если эти изделия специально переоборудуются членами банды для совершения нападений (например, ракетница или стартовый пистолет переделывается для стрельбы боевыми патронами, укорачивается спор­тивная шпага до формы и размеров стилета и т. п.), то признак воору­женности имеет место.

Банда может быть вооружена оружием как заводского изготовления, так и самодельным, причем использование не пригодного к целевому применению оружия или их макетов не рассматривается в качестве при­знака вооруженности[15].

При решении вопроса о признании оружием предметов, используе­мых членами банды при нападении, следует руководствоваться заключе­нием экспертов. (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.97 №1[16]). Последнее указание имеет большое практическое значение, поскольку не являющиеся на первый взгляд оружием предметы могут в соответствии с заключением эксперта являться таковыми.

Признак вооруженности имеет место даже в том случае, если оружие имеется только у одного члена банды, но другие осведомлены об этом. Не имеет значения, использовалось ли имеющееся в банде оружие непосредственно для конкретного нападения – важно, что оно имелось в наличии и члены банды знали об этом и допускали возможность его использования при совершении нападений[17].

Как показало изучение практики, следователи уделяют недостаточно внимания доказыванию признака вооруженности преступной группы, что является одной из причин оправдания подсудимых по ст.209 УК РФ.

Если организованная группа в процессе совершения преступления использует оружие, находившееся на месте посягательства, это обстоя­тельство не может оцениваться как вооруженность группы. В таких слу­чаях действия преступников следует квалифицировать по соответствую­щим частям ст. 162 УК РФ (разбой).

Объективную сторону бандитизма образует создание группы, отличаю­щейся рассмотренными выше признаками, только в целях нападения на граждан и организации.

Под нападением следует понимать активные, очевидно агрессивные действия банды, направленные на достижение преступного результата путем применения насилия над потерпевшим либо создание реальной угрозы его немедленного применения, причем безразлично, использова­лось имеющееся у членов банды оружие или нет (п. 6 указанного Поста­новления Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.97 № 1).

Исходя из текста этого пункта постановления, можно сделать вывод, что насилие, применяемое при бандитских нападениях, может быть как физическим, так и психическим. В первом случае не имеет значения, каковы результаты физического насилия для потерпевшего: какой-либо вред здоровью, убийство, причинение смерти по неосторожности, побои и др. Психическое насилие выражается в угрозе немедленного примене­ния физического насилия, а его реальность может заключаться в демон­страции оружия, стрельбе из него в потолок (такой прием часто исполь­зуют члены банд при совершении разбойных нападений на магазины, отделения банков, почты), поверх голов, приставлении ножа к горлу, сопровождаемом высказыванием словесных угроз вперемежку с выдви­гаемыми требованиями. Психическое воздействие может заключаться в избиении потерпевших на глазах у других лиц.

При отсутствии в действиях обвиняемых умысла совершить нападение в их действиях отсутствует признак бандитизма[18].

Относясь к сложным составам преступлений, бандитизм является классическим составным пре­ступлением, описание которого в диспозиции пред­ставляет собой описание деяний, каждое из кото­рых является самостоятельным составом преступ­ления, а именно:

—создание банды;

—руководство бандой;

—участие в банде;

—участие в совершаемых бандой нападениях.

Процесс создания банды в соотв. с п.7 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.97 №1[19] состоит в совершении любых действий, результатом которых явилось бы образование организованной устойчивой вооруженной группы в целях нападения на граждан и организации.

Создание банды – оконченный состав, независимо от того, были ли совершены запланированные преступления[20].

Количество нападений, которое планирует совершить банда, не имеет значения для квалификации. Банда может быть создана и для совершения одного, но требующего тщательной подготовки нападения на любой перечисленных в диспозиции ст.209 УК РФ объектов. Представляется, что понятие «тщательная подготовка» может включать в себя осуществление таких мероприятий, как выбор объекта нападения, предварительная разведка, составление плана нападения и распределение ролей, подготовка необходимых технических средств, обеспечение безопасного ухода с места происшествия.