Смекни!
smekni.com

Уголовно-правовая характеристика бандитизма (стр. 3 из 6)

Если действия лиц, направленные на создание банды, по не зависящим от них обстоятельствам не привели к созданию таковой, они квалифицируются как покушение на создание банды. Ответственность при этом наступает по ст.30 и ст.209 УК РФ.

Дифференциация уголовной ответственности предполагает необходимость установления по каждому делу о бандитизме конкретной роли каждого члена банды в совершении бандитизма и иных преступлений, совершенных бандой. К уголовной ответственности за бандитизм привлекаются как создатели и руководители бандой, так и ее участники. Судебная практика исходит их того, что действия создателей и руководителей банды подлежат квалификации только по ч.1 ст.209 УК РФ и не требуют дополнительной квалификации по ч.2 ст.209 УК РФ, т.к. фактически за одно и то же преступление назначаются два наказания что противоречит ст.50 Конституции РФ о недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление[21].

Руководитель (а чаще всего и организатор)банды отличается от рядовых ее членов тем, что именно он является инициатором создания преступной группы, как правило, именно он принимает решения связанные с планированием, материальным обеспечением и безопасностью банды, с совершением конкретных нападений(п.8 указанного постановления пленума ВС РФ от 17.01.97 № 1[22]).Он обеспечивает существование и функционирование банды, является организатором ее преступной деятельности.

Организатор банды несет ответственность за все совершенные бандой преступления[23].

Участие в банде представляет собой не только непосредственное участие в совершенных ей нападениях, но и выполнение всех членов банды иных активных действий, направленных на ее финансирование, обеспечение оружием, транспортом, подыскание объектов для нападения и.т.п. (п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.97 №1[24]). Представляется правильным мнение, что в соответствии с этим пунктом «действия виновных должны квалифицироваться только по ч.2 ст.209 УК РФ без ссылки на ст.33 УК РФ, поскольку банда в качестве формы соучастия предполагает не только соисполнительство, но и распределение ролей. При этом виновному необязательно знание всех или нескольких членов банды. Достаточно контакта хотя бы с одним рядовым членом банды или ее руководителем»[25].

Состав участия признается оконченным, когда лицо, зная о преступных намерениях банды, дало словесное согласие на вступление в банду и стало в ее составе заниматься конкретно преступной деятельностью. Последнее обстоятельство играет решающее значение для квалификации действий виновного по ч.2 ст.209 УК РФ, так как сам факт согласия на участие в деятельности банды не является основанием для привлечения лица к ответственности за участие в банде[26].

Действия лиц, которые не являясь членами банды, принимают участие в совершаемых ей нападениях, также следует квалифицировать в соотв. с ч.2ст.209 УК РФ, при условии, конечно, осознания, что они участвовали в нападении, совершаемом именно бандой. Если в процессе предварительного и судебного следствия нее будет получено доказательств того, что участник совершенного бандой преступления осознавал, что совершает преступление в составе банды, то он ответственности по ст.209 не несет.

Действия лиц, не являющихся членами банды, осознающих, что они принимают участие в преступлениях, совершаемых бандой, однако не сопровождающихся нападением (например, в кражах, мошенничествах, незаконном изготовлении, приобретении, хранении, перевозке, пересыл­ке либо сбыте наркотических средств или психотропных веществ и др.), не образуют состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 209 УК РФ, поскольку в этой статье законодатель прямо говорит об участии только в нападениях, совершаемых бандой.

Итак,

1. Согласно ст. 209 УК РФ бандитизм определяется как создание устой­чивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан и орга­низации, руководство такой группой (бандой), а также участие в устойчи­вой вооруженной группе (банде) или в совершаемых ею нападениях.

2. Объектом бандитизма является общественная безопасность. Дополнительным объектом является жизнь, здоровье, отношения собственности, нормальное функционирование организаций, предприятий вне зависимости от формы собственности.

3. Признаками банды являются: ее устойчивость; стабильность состава; тесная взаимосвязь между членами банды, согласованность их действий; постоянство форм и методов преступной деятельности; длительность существования банды; количество совершенных преступлений; вооруженность.

4. Преступление считается оконченным с моменты создания банды, действия могут выражаться в 4 формах:

- создание банды;

- руководство бандой;

- участие в банде;

- участие в совершаемых бандой нападениях.[27]

1.2.Субъект. Субъективная сторона бандитизма.

Субъектом бандитизма является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Входящие в состав банды или участвующие в со­вершаемых бандой нападениях несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет несут ответственность только за совершенные ими конкретные преступления, перечисленные в ст. 20 УК РФ.

Диспозицией ст.209 УК РФ предусмотрена ответственность за создание банды, руководство ею, участие в банде, или совершаемых ею нападениях, а также все указанные деяния, совершенные лицом с использованием его служебного положения.

Ч.3 ст. 209 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за создание банды и руководство ею, участие в банде или в совершаемых ею нападениях лица, которое использует при этом свое служебное положение.

Под совершением бандитизма с использованием лицом своего служеб­ного положения следует понимать использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением, при подготовке или совершении бандой нападений либо при финансировании ее пре­ступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды (п. 11 указанного постановления пленума Верхов­ного Суда РФ от 17.01.97 № 1[28]). Эти лица могут иметь различный слу­жебный статус: занимать должностное (например, сотрудники милиции) или не должностное положение (например, работники охранных, ком­мерческих организаций, банков). Предоставленная ими информация мо­жет быть самой разнообразной.

Использование служебного положения может выразиться в действиях, кото­рые облегчают остальным участникам банды проникновение на объект, совершение нападения и сокрытие следов их пребывания на месте происшествия.

Субъективная сторона бандитизма характеризуется прямым умыслом. Субъект должен осознавать, что создает устойчивую вооруженную группу (банду) в целях нападения на граждан и организации, или руководит ею, или входит в ее состав, или участвует в совершаемых бандой преступле­ниях, предвидит возможность или неизбежность наступления последст­вий и желает их наступления.

Ответственность по ст. 209 УК РФ наступает вне зависимости от того, какую цель преследовала банда, совершая нападения: завладение имуще­ством, деньгами или иными ценностями граждан либо организаций, убийство, изнасилование, уничтожение чужого имущества, похищение человека и др. (п. 12 указанного Постановления Пленума Верховного Су­да РФ от 17.01.97 № 1[29]).

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОТГРАНИЧЕНИЯ БАНДИТИЗМА ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

2.1. Отграничение бандитизма от разбоя. Проблемы квалификации.

Наибольшие трудности в следственной и судебной практике вызывают случаи разграничения насильственно-корыстных посягательств и бандитизма.

Так, в частности, отграничение бандитизма от разбоя имеет прак­тическое значение в том случае, когда разбойные нападения совер­шаются организованной группой с применением оружия. В связи с тем, что оба состава преступления являются усеченными, возникает необходимость точно определить, какие именно признаки элементов состава относятся к бандитизму, а какие к разбою[30].

Сложность проблемы состоит в том, что и бандитизм, и указан­ный вид разбоя имеют много сходных признаков, характеризующих оба состава преступления: объектами посягательства могут быть соб­ственность, а также жизнь и здоровье граждан; при обоих составах существует устойчивый характер связи между их членами; соверше­ние нападений на граждан с целью завладения имуществом; примене­ние насилия, опасного для жизни или здоровья или угроза применения такого насилия; прямой умысел, вооруженность. Рассмотрим различия указанных составов.

Если при разбое собственность выступает в качестве основного непосредственного объекта, а жизнь и здоровье человека — в качестве дополнительного, то при бандитизме, по действующему уголовному законодательству, вышеперечисленные объекты являются дополни­тельными. К основному непосредственному объекту бандитизма от­несена общественная безопасность.

Несмотря на сходство двух составов в отношении оружия, между бандитизмом и вооруженным разбоем, совершенным организованной группой, имеется существенное различие, которое заключается в сле­дующем. Образование банды предполагает, что ее участники специ­ально договорились о создании именно вооруженной организованной группы, то есть знают, что их группа обладает оружием, и знают, что оно может быть использовано при совершении нападений. Банда при­знается вооруженной, если оружие имеется хотя бы у одного из ее участников, что закреплено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №1 от 17.01.97 "О практике применения судами законода­тельства об ответственности за бандитизм"[31]. Наличие оружия в банде является обязательным признаком данного преступления. При банди­тизме может быть использовано оружие только в прямом смысле это­го слова (огнестрельное, холодное, в том числе метательное, газовое и пневматическое), предназначенное в соответствии с Законом "Об оружии" для поражения живой или иной цели. Состав же разбоя мо­жет образовать и нападение с применением предметов, используемых в качестве оружия, если они предназначены или приспособлены чле­нами группы для нападений на людей, чего не может быть при банди­тизме. При разбое может использоваться имитация оружия, а также негодное оружие. Законодатель соотносит состав вооруженного раз­боя с обязательным применением оружия при разбойном нападении, тогда как состав бандитизма связывается лишь с наличие оружия хотя бы у одного из членов банды даже без его применения, если об этом было известно остальным участникам банды, и они были только готовы его применить[32].