Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Государству и праву 6 (стр. 9 из 15)

кодификация. Как объединение в единой форме законов, процесс, который, в частности, происходил в Риме, когда Юстиниан создал кодекс. Этот процесс, с т.з. С., ещё не наступил.

Пухта Георг Фридрих (1798-1846). Профессор Берлинского университета, специалист по римскому праву. Право в своём развитии проходит 3 стадии:

обычай – первоначальный источник права;

законодательство – персонификация общей воли;

право юристов – юристы вскрывают нормы, таящиеся в духе народа, наци­ональном духе, но их нормы ещё нет ни в обычае, ни в законодательстве.

Национальный дух в конечном итоге народу даётся Всевышним. “Если бы кто подумал, что наши воззрения противоречат богу, он бы нас не понял. Бог вложил в нацию силу создавать право”.


21.Учение И. Канта о праве и государстве.

Профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724-1804)

Учение Канта о праве. Многократно подчеркивал насущную необходимость для государства опираться на право, ориентироваться в своей деятельности на него, согласовывать с ним свои акции. Отступление от этого положения может стоить государству чрезвычайно дорого. Государство, которое уклоняется от соблюдения прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов, рискует потерять доверие и уважение своих граждан. Его мероприятия могут перестать находить в них внутренний отклик и поддержку. Люди будут сознательно занимать позицию отчужденности от такого государства.

И.Кант различает в праве три категории: естественное право, которое имеет своим источником самоочевидные априорные принципы; положительное (позитивное) право, источником которого является воля законодателя; справедливость – притязание, не предусмотренное законом и потому не обеспеченное принуждением. Естественное право, в свою очередь, распадается на две ветви: частное право (регулирует отношения индивидов как собственников) и публичное право (определяет взаимоотношения между людьми, объединенными в союз граждан (государство), как членами политического целого).

Учение Канта о происхождении и сущности государства.

Осуществление права требует того, чтобы оно было общеобязательным, что достигается через его наделение принудительной силой. Сообщить праву столь нужное ему свойство способно лишь государство – исконный и первичный носитель принуждения. Необходимость государства (объединения "множества людей, подчиненных правовым законам") И. Кант связывает отнюдь не с практическими, чувственно осязаемыми индивидуальными, групповыми потребностями членов общества, а с категориями, которые всецело принадлежат рассудочному, умопостигаемому миру. Отсюда ясно, почему на государстве нет бремени забот о материальной обеспеченности граждан, об удовлетворении их социальных и культурных нужд, об их труде, здоровье, просвещении и т.д. Благо государства составляет, по И. Канту, вовсе не решение названных и других аналогичных им задач. Под этим благом "не следует понимать благо граждан и их счастье, ибо счастье может быть (как утверждает Руссо) скорее и лучше достигнуто в естественном состоянии или при деспотическом правительстве. Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему нас обязывает стремиться разум при помощи категорического императива" Выдвижение и защита И. Кантом тезиса о том, что благо и назначение государства – в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права, дали основание считать И. Канта одним из главных создателей концепции "правового государства"

Вопрос о происхождении государства И. Кант трактует прочти по Ж.-Ж. Руссо, замечая при этом, что его (Канта) изыскания рациональны, априорны и что он имеет ввиду не какое-либо определенное государство, а государство идеальное, каким оно должно быть согласно чистым принципам права. Отправной пункт кантовского анализа – гипотеза естественного состояния, лишенного всякой гарантии законности. Нравственный долг, чувство уважения к естественному праву побуждают людей оставить это первоначальное состояние и перейти к жизни в гражданском обществе. Переход к последнему не носит характера случайности. Акт, посредством которого изолированные индивиды образуют народ и государство, есть общественный договор.

Согласно общественному договору, заключаемому в целях взаимной выгоды и в соответствии с категорическим императивом, все отдельные лица, составляющие народ, отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас же снова обрести ее, однако уже в качестве членов государства. Индивиды не жертвуют частью принадлежащей им свободы во имя более надежного пользования остальной ее частью. Просто люди отказываются от свободы необузданной и беспорядочной, дабы найти подлинную свободу во всем ее объеме в правовом состоянии.

22.Учение Г.В.Ф. Гегеля о государстве и праве.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – "Конституция Германии", "Феноменология духа" итд. Право, по Г.В.Ф. Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика которой совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы. Свобода, по Г.В.Ф. Гегелю, составляет субстанцию и основное определение воли. Речь при этом идет о развитой, разумной воле, которая свободна.

Понятие "право" употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: право как свобода ("идея права"); право как определенная ступень и форма свободы ("особое право"); право как закон ("позитивное право").

Идея права. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, "свобода" и "право" выражают единый смысл; в этом отношении гегелевская философия права могла бы называться философией свободы. Отношения "свободы" и "права" опосредуются через диалектику свободной воли.

Особое право. Система права как царство осуществленной свободы представляет собой иерархию "особых прав" (от абстрактных его форм до конкретных). Каждая ступень самоуглубления идеи свободы (и, следовательно, конкретизации понятия права) есть определенное наличное бытие свободы (свободной воли), а значит, и "особое право" Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству. Эти "особые права" даны исторически и хронологически одновременно (в рамках одной формации объективного духа); они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии.

Позитивное право является одним из "особых прав" Г.В.Ф. Гегель пишет: "То, что есть право в себе, положено в своем объективном наличном бытие, т.е. определено для сознания мыслью, и определено как то, что есть право и считается правом, что известно как закон; право есть вообще, благодаря этому определению, положительное право"

Превращение права в себе в закон путем законодательствования придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.

Различая право и закон, Г.В.Ф. Гегель в то же время стремится в своей конструкции исключить их противопоставление. Как крупное недоразумение расценивает он "превращение отличия естественного или философского права от положительного в противоположность и противоречие между ними"

Государство представляет собой, по Г.В.Ф. Гегелю, идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного бытия. "То, что есть государство, - пишет Г.В.Ф. Гегель, - это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю" Хотя Г.В.Ф. Гегель и признает возможность плохого государства, которое лишь существует, но не действительно, не обладает внутренней необходимостью и разумностью, однако оно остается вне рамок его философии права, исходящей из идеи государства, т.е. действительного разумного государства.

Гегелевская идея государства т.о. представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство. Свобода (в ее гегелевской трактовке) означает достигнутость такой ситуации правового государства.

Различные трактовки государства в гегелевской философии права: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конституционная монархия, как "политическое государство" и т.д. – являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства.

23.М. Сперанский как российский реформатор.

Сперанский В.М. (1772-1839). Выделяют 2 периода взглядов: прогрессивные воззрения; отход от них. Он создатель знаменитого Свода Законов Российской Империи (СЗРИ). Под его руководством готовилось полное собрание законов в 46 томах, а потом на его основе – СЗРИ. Самый великий по числу предложенных реформ и ак­тивности в государственной жизни. Стоял на позиции естественной школы права.

1-й период (1802-1811) – радикальный мыслитель, решительно осуждает кре­пост­ничество, самодержавие, которое называл деспотизмом. Дворянская личность, честь, имение зависит от самодержавия. В России 2 сост-я: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые – свободные по отношению ко вторым.

И самодержавие и крепостничество не совместимы с законностью, народным про­свещением, с развитием промышленности, которая требует квалифици­рован­но­го труда. Ликвидация самодержавия неизбежна, ибо, когда образ правления отстаёт от степени развития общества, это неизбежно; если не будет реформ сверху – будет революция => нужна реформа: вместо самодержавия необходима конституционная монархия. Обоснование её осуществления: всякое законное правительство обязано своим происхождением общей воле народа. Народ своим волеизъявлением создаёт власть, которой он передаёт свои права, физические силы, разум, богатство и уважение, чтобы получить от власти безотказное и гарантированное свои прав.