Смекни!
smekni.com

Форма и условия конкурсного объявления (стр. 1 из 6)

План

Введение……………………………………………………………………………2

1.Понятие конкурсного обязательства…………………………….3

2.Форма и условия конкурсного объявления……………………13

3.Изменение условий и отмена публичного конкурса…………..19

4.Решение о выплате награды……………………………………..22

5.Особенности публичного конкурса на право заключения договора……………………………………………………………..25

Заключение………………………………………………………………….3

Список литературы……………………………………31

Введение

Сегодня в гражданском обороте вновь получает широкое распространение проведение публичных конкурсов. При этом сопоставление практики проведения публичных конкурсов с положениями гражданского законодательства показывает, что публичные конкурсы во многих случаях проводятся в противоречии с законодательством. Одна из множества причин тому - несовершенство правового регулирования, а также отсутствие у организатора и участников конкурса адекватных представлений о требованиях Гражданского кодекса к проведению публичного конкурса, и в связи с этим их полное или частичное игнорирование. Институт публичного конкурса впервые получил закрепление в отечественной гражданской кодификации в 1964 г., в Гражданском кодексе РСФСР (далее - ГК 1964). Дореволюционное русское гражданское законодательство не знало названного института. Так, ни в Своде законов гражданских, ни в проекте Гражданского уложения не содержится каких-либо норм о публичном конкурсе. Гражданское уложение, однако, включало в себя сходный гражданско-правовой институт - публичное обещание награды. В настоящее время правовое регулирование отношений по проведению публичного конкурса осуществляется Гражданским кодексом РФ. При этом правовое регулирование публичных конкурсов, проводимых публичными образованиями (РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями), может осуществляться также на основании нормативных правовых актов соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Необходимо подчеркнуть, что Гражданский кодекс (гл. 57) не содержит отсылок к иным источникам права (законам, правовым актам) по проведению публичного конкурса. Отсюда следует, что устанавливать отличные от Гражданского кодекса правила проведения публичного конкурса нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления) не могут. Такие акты могут только воспроизводить положения Гражданского кодекса о публичном конкурсе, но не противоречить ему. При этом стоит заметить, что действие актов государственных органов и органов местного самоуправления ориентировано не на участников публичного конкурса, а на сами органы, на регламентацию их собственной деятельности по проведению конкурса. В частности, в таких актах могут устанавливаться цели публичного конкурса, состав и функции конкурсной комиссии, обязанности членов конкурсной комиссии, дополнительные сведения, содержащиеся в объявлении о проведении публичного конкурса, и другие данные.

1.Понятие конкурсного обязательства.

Юридические факты, из которых слагается конкурс, представляют собой последовательно сменяющие друг друга односторонние сделки: объявление конкур­са, представление работ на конкурс, принятие оценочного реше­ния, выплата вознаграждения или возврат представленных работ.

Главным юридическим фактом в развитии конкурсного право­отношения является объявление конкурса. Именно этот юридиче­ский факт порождает для всех желающих (при закрытом конкур­се — для определенного круга лиц) возможность принять участие в конкурсе. Реализация этой возможности сопровождается совер­шением соответствующими лицами действий по представлению работ, иных достигнутых ими результатов на конкурс. Вопрос о значении и правовой природе объявления конкурса спорен.

Ряд авторов полагают, что данный юридический факт сам по себе служит основанием возникновения конкурсного правоотно­шения. При этом относительно содержания и субъектного состава данного правоотношения в цивилистической литературе высказы­ваются различные мнения.

Так, В. С. Толстой высказал мнение о том, что объявление конкурса влечет возникновение у его уст­роителя и участников так называемых «пассивных» прав и обязан­ностей. Под «пассивностью» автор понимает такое состояние прав и обязанностей, когда их субъекты «еще не имеют полностью воз­можности действовать сообразно с ними». Иными словами, управомоченный до наступления какого-то момента не может осуще­ствлять принадлежащее ему право, а обязанное лицо не должно исполнять возложенную на него обязанность. Эта позиция вызы­вает возражения. Субъективное право, являясь средством удовле­творения юридически значимого интереса управомоченного, обеспечено возможностью требовать от обязанного лица опреде­ленного поведения, иначе социальная ценность субъективного права утрачивается. Видимо, это понимает и сам автор, затрагивая вопрос о допустимости признания требования о защите «пассив­ного» права требованием о защите юридически значимого интере­са.

Не менее оригинальной была позиция В. Н. Смирнова. Объяв­ление конкурса, по его мнению, является «основанием для воз­никновения абсолютного гражданского правоотношения, при ко­тором устроителю конкурса как конкретному обязанному лицу противостоит неопределенное множество управомоченных лиц». При этом объявление конкурса является односторонней сделкой под отлагательным условием[1]. Указанная позиция

внутренне противо­речива. Получается, что объявление конкурса уже в момент его совершения влечет возникновение у его устроителя и третьих лиц абсолютных прав и обязанностей. Между тем права и обязанности по сделке, совершенной под отлагательным условием, могут воз­никнуть лишь в будущем при наступлении предусмотренного ее условиями обстоятельства. Кроме того, «необходимым признаком условия является его дополнительный характер, то есть сделка данного рода представляется возможной и без осложнения ее ус­ловием»[2]. Если, следуя логике автора, считать, что отлагательным условием, с наступлением которого возникают права и обязанно­сти у устроителя конкурса и его участников, является представле­ние работ на конкурс, то трудно представить, чтобы рассматривае­мая сделка могла быть совершена без этого условия. Объявление конкурса преследует цель выявить возможных участников конкур­са, для чего последние должны представить свои работы или иные достигнутые результаты. Поэтому, если в указанном объявлении отсутствует условие о порядке представления работ на конкурс, данная сделка лишена смысла. В то же время мысль автора о су­ществовании абсолютного правоотношения, при котором обязан­ному лицу противостоит неопределенное множество управомоченных лиц, заслуживает внимания[3].

Некоторые авторы ограничиваются указанием на то, что сам факт объявления конкурса порождает соответствующие правоот­ношения и не приводят в его обоснование каких-либо весомых аргументов[4].

Наиболее убедительна точка зрения цивилистов, которые по­лагают, что такая односторонняя сделка, как объявление конкур­са, сама по себе конкурсных правоотношений не порождает. По­следние возникают «не в момент объявления конкурса, а в мо­мент представления конкурсных работ». Объявляя конкурс, устроитель лишь «создает предпосылки для своего участия в бу­дущих правоотношениях»[5]. Объявление конкурса связывает его устроителя — он не может произвольно изменить условия конкур­са или отменить его. Совершить указанные действия устроительконкурса может лишь при условии соблюдения установленных за­коном требований, о которых речь пойдет ниже. Если же конкурс не будет изменен или отменен, то в пределах установленного для представления работ срока устроитель не вправе отказать в приня­тии представленных на конкурс работ. Тем не менее на данном этапе еще рано говорить о существовании у устроителя конкурса гражданско-правовой обязанности перед потенциальными участ­никами конкурса.

Такая обязанность возникает в момент представления работ и иных результатов на конкурс. «Теперь уже устроитель не просто связан возможностью поступления работ от неопределенного круга лиц, а несет точно установленные обязанности перед конкретным субъектом, представившим работу»1. Если все условия представле­ния работ соблюдены, то устроитель обязан оценить представлен­ные работы в порядке, предусмотренном условиями конкурса. Та­ким образом, после представления работ и иных результатов между устроителем конкурса и каждым его участником возникают кон­курсные правоотношения. Данные правоотношения обладают оди­наковым содержанием: его образуют право каждого из участников требовать от устроителя конкурса оценки представленной им рабо­ты и корреспондирующая этому праву обязанность устроителя та­кую оценку произвести. При этом конкурсные правоотношения яв­ляются относительными, а их количество совпадает с количеством участников конкурса.

Будучи относительными, конкурсные правоотношения не яв­ляются обязательственными. Специфика правовой формы обяза­тельственного правоотношения, нашедшая отражение в легальном определении обязательства (ст. 307 ГК), выражается в принадле­жащем управомоченной стороне праве «требовать от обязанной стороны предоставления определенных материальных благ в свою пользу». Такая специфическая черта обязательственного правоот­ношения предопределена экономическим содержанием лежащего в его основе общественного отношения, опосредующего процесс перемещения материальных благ из хозяйственной сферы долж­ника в хозяйственную сферу кредитора. При этом указанное пере­мещение носит товарный характер, а сами перемещаемые матери­альные блага принимают форму товара как носителя потребитель­ной и меновой стоимости. В конкурсном же правоотношении на рассматриваемой стадии управомоченная сторона не вправе тре­бовать от обязанной предоставления материальных благ в свою пользу. Представление участниками конкурса выполненных ими работ на конкурс осуществляется не с целью исполнения обязан­ности, а с целью реализации возникших из объявления конкурса возможностей. В то же время участник конкурса, представив вы­полненную им работу на конкурс, не приобретает права на полу­чение встречного имущественного удовлетворения. Такое право может возникнуть лишь в будущем — в случае объявления его по­бедителем конкурса и присуждения денежной и иной премии. По­этому конкурсные правоотношения не опосредуют товарного пе­ремещения материальных благ, а сами материальные блага, по по­воду которых они возникают, не принимают форму товара. Очевидно, что такая ситуация не позволяет квалифицировать кон­курсные правоотношения в качестве обязательственных.