Смекни!
smekni.com

Новые тенденуции в банковском деле РК (стр. 3 из 8)

Глава 2. Влияние мирового кризиса на банковский сектор

2.1. Экономическое состояние банковского сектора в 2006-2009 г.г.

В середине 2007 г. казахстанская финансовая система впервые столкнулась с масштабным экономическим кризисом, обусловленным интеграцией экономики страны - в первую очередь банковской системы в мировой механизм перераспределения потоков капитала. Сейчас уже не без гордости можно констатировать, что Казахстан выходит из кризиса с минимальными потерями благодаря своевременной и эффективно выстроенной системе антикризисных мер. Однако этот факт не должен становиться поводом для эйфории: выявившиеся в период кризиса ошибки в экономической политике должны быть тщательно проанализированы и учтены в дальнейшем, а из самого кризиса должны быть извлечены все необходимые уроки.

К концу 2009 г. казахстанская экономика завершила свой первый полный цикл развития и пережила фазу спада, причем вступление в период рецессии было обусловлено так называемым "эффектом заражения". Необходимо отметить, что уязвимость экономики и финансовой системы Казахстана по отношению к внешним шокам была обусловлена целым рядом взаимосвязанных факторов, как внешних, так и внутренних.

Либерализация финансовой сферы Казахстана, осуществленная в начале текущего десятилетия, и позитивные ожидания участников мировых рынков капитала в отношении развивающихся рынков, в том числе Казахстана, позволили казахстанским банкам начать привлечение дешевых средств из - за рубежа в достаточно больших объемах. Так, к концу 2007 г. валовый внешний долг страны составил 96, 9 млрд. дол., из которых почти 46 млрд. дол. являлись долгом банковского сектора. Денежные средства, привлеченные на мировых рынках, использовались казахстанскими банками для быстрой кредитной экспансии. Объектами для экспансии стали такие сегменты кредитного рынка, как потребительское кредитование, кредитование торгово-посреднической деятельности и кредитование, связанное с кластером недвижимости (строительный сектор и ипотека). В итоге экономика стала проявлять симптомы "перегрева", главным из которых стало "надувание пузыря" на рынке недвижимости. Следует отметить, что "пузыри" на рынках активов к 2007 г. наблюдались фактически во всех странах с достаточно открытой экономикой и относительно высоким кредитным рейтингом. Особенностью подобных "пузырей" является то, что они не могут существовать без постоянного притока денег: в случае, если инвестиции в "перегретые" сегменты экономики прекращаются, их ждет неминуемый обвал. Это и произошло в Казахстане с рынком недвижимости в 2007 г., когда банки начали производить первые масштабные выплаты по своим внешним обязательствам, а конъюнктура на мировых финансовых рынках не позволяла уже эффективно рефинансировать их внешние обязательства.

В августе 2007 г. банки столкнулись с дефицитом ликвидности, который не позволил им продолжить кредитование на уровне предшествующих лет. Для преодоления дефицита ликвидности банковского сектора начиная с августа 2007 г. Национальный банк Республики Казахстан стал осуществлять на рынке сделки "обратное РЕПО" и "своп". Этот способ "подпитки" банков второго уровня использовался Национальным банком на протяжении почти двух лет.

Снижение кредитной активности банков прежде всего первой ощутила на себе строительная отрасль, а впоследствии через систему макроэкономических взаимосвязей стал проявляться "эффект домино". Для снижения негативного влияния кризиса на наиболее важные и одновременно наиболее уязвимые сегменты экономики Правительством были осуществлены беспрецедентные вливания денежных средств в наиболее проблемные сегменты, большинство из которых осуществлялось через банки. Так, План совместных действий Правительства, Национального банка и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансового сектора на 2009 - 2010 гг., принятый 25 ноября 2008 г., предусматривал выделение 1200 млрд. тенге. Из этой суммы 480 млрд. тенге были направлены на стабилизацию финансового сектора, 360 млрд. тенге - на развитие жилищного сектора, по 120 млрд. тенге были направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, АПК, реализацию инфраструктурных и прорывных проектов. При этом необходимо отметить, что принятое несколькими годами до этого решение о создании резервного "кошелька на черный день" - Национального фонда - оказалось абсолютно верным.

Снижение цен на нефть и другие статьи казахстанского экспорта на мировых рынках привело к снижению предложения иностранной валюты и спекулятивному давлению на внутреннем валютном рынке. В октябре 2008-го - январе 2009 г. Национальный банк Республики Казахстан вынужден был поддерживать стабильность валютного курса за счет проведения интервенций на валютном рынке, которые составили в общей сложности 6 млрд. дол. Кроме того, большинство стран СНГ к концу 2009 г. осуществили девальвацию своих национальных валют, что сделало их экспорт значительно более конкурентоспособным по сравнению с казахстанским. Необходимость сохранить конкурентоспособность казахстанских товаров и сохранить золотовалютные резервы стала причиной принятия решения о девальвации тенге, которая была проведена 4 февраля 2009 г., и введении нового валютного коридора: 150±5 тенге за 1 дол. США. Спекулятивные всплески на валютном рынке наблюдались на протяжении почти всего 2009 г., и лишь начиная с ноября стала проявляться противоположная тенденция, заключающаяся в относительном превышении предложения иностранной валюты над спросом. При этом в настоящее время наблюдается медленный рост курса национальной валюты.

2.2. Вмешательство Государства в банковский сектор.

Течение кризиса усугубилось проблемами двух системообразующих банков: Альянс Банка и БТА Банка. Прежним руководством этих банков были допущены грубейшие нарушения и в ряде случаев противоправные действия, которые привели к критическому состоянию этих банков. В начале февраля 2009 г. государство было вынуждено выкупить контрольный пакет акций БТА Банка. Оба банка завершают в настоящее время процесс реструктуризации внешнего долга, в результате чего внешний долг банковской системы, сократившийся к настоящему времени до почти 28 млрд. дол. США, может снизиться еще более чем на 11 млрд. дол. США.