Мир Знаний

Авторское право (стр. 5 из 7)

К числу субъектов авторского права относятся также организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Такого рода организации могут создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено (публичное исполнение, в том числе по радио и телевидению, воспроизведение путем записи, репро­дуцирование и др.).

Организации, управляющие имущественными правами на коллек­тивной основе, действуют в пределах полученных от авторов полномо­чий на основе устава. Они не вправе заниматься коммерческой деятельностью и самостоятельно осуществлять использование произ­ведений. Сами они обладателями авторских прав не становятся, а являются лишь представителями авторов и действуют в их интересах.

Среди функций организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе, можно выделить три основные:

- предоставление пользователям произведений лицензий на ис­пользование объектов авторского права (отказ не допускается, всем пользователям одной категории разрешения предоставляются на рав­ных началах);

- сбор вознаграждения за использование произведений и объектов смежных прав;

- распределение собранного вознаграждения между авторами и обладателями смежных прав (за вычетом расходов на покрытие своих затрат и образование специальных фондов, создаваемых этими орга­низациями с согласия и в интересах обладателей авторских и смежных прав).[46]

Глава IV

Права авторов

Самой распространенной и в то же время самой спорной класси­фикацией авторских прав является их деление на личные неимущест­венные и имущественные. Действительно, авторские права настолько взаимосвязаны, что выделить среди них права чисто имущественного или неимущественного характера довольно трудно.

Тем не менее закон признает такое деление и указывает на то, какие права являются личными неимущественными, а какие носят имущест­венный характер. Важность этого деления состоит в том, что личные неимущественные права (в законах западных стран — так называемые моральные права) могут принадлежать лишь самому создателю произ­ведения, они, как правило, непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. Напротив, имущественные права могут свободно отчуждать­ся другим лицам и носят сугубо срочный характер. Рассмотрим важ­нейшие личные и имущественные права автора.[47]

Одним из главных личных неиму­щественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства. Этим обозначениям отмечаются правомочия автора, связанные с возможностью именовать себя автором произведения, а все другие лица при использовании произведения (например, цитировании, включении отрывков из него в сборники или хрестоматии) обязаны ссылаться на автора.[48] Опираясь на это право, автор требует защиты своих интересов в случае присвоения авторства другим лицом (плагиат).

Право авторства характеризуется следующими чертами:

- оно неотделимо от личности автора: принадлежит только созда­телю произведения, неотчуждаемо, от него нельзя отказаться;

- оно является правом абсолютным, так как ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия;

- оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться. После смерти автора авторство при­знается и охраняется законом, но уже не как субъективное право (ибо субъекта права больше нет), а как общественный интерес, нуждающий­ся в признании и защите.[49]

Вокруг права авторства группируются другие предоставляемые автору правомочия и самое близкое — право на имя.

Сущность этого права состоит в том, что оно позволяет автору воспользоваться при выпуске произведения одной из трех возможностей. Произведение может быть выпу­щено в свет с указанием подлинного имени автора (его фа­милии и инициалов). В подавляющем большинстве случаев так именно и бывает. Но автор вправе обозначить свое произ­ведение условным именем (псевдонимом). К псевдонимам прибегают по самым различным причинам: для большего бла­гозвучия или краткости имени, во избежание смешения разных видов творческой деятельности одного и того же автора (на­пример, издающего как научные, так и литературно-художе­ственные произведения) и т. п. Разрешается также опублико­вание произведения без указания имени автора (анонимно), Такие случаи встречаются сравнительно редко и обусловлива­ются особыми соображениями, в том числе и спецификой са­мого издания (например, помещение кратких статей в энци­клопедических словарях или справочниках).[50]

С момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искаже­ния или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и досто­инству автора. Закон устанавливает, что без согласия автора не разрешается вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название. Кроме того, без согласия автора запрещается снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями.[51] Допускается цити­рование отрывков из произведения в научных, полемических и инфор­мационных целях. Автор не может, ссылаясь на принадлежащее ему право на защиту репутации, воспрепятствовать созданию другими лицами соответствующих пародий и стилизаций, а также "преградил" дорогу критикам и комментаторам.

Следующим личным неимущественным правом автора является право на обнародование произведения и на его отзыв. Сущность данного права можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения.

Закон предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, он может дезавуировать дейст­вия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзыве произведения.

В качестве единственного условия реализации данного права закон устанавливает возмещение пользователю причиненных таким решени­ем убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экзем­пляры произведения также изымаются из обращения за счет самого автора. Закон не требует от автора обосновывать уважительность причин отзыва произведения.[52]

Закон специально не упоминает о праве автора на опубликование произведения. Тем не менее такое право существует. Право на опубликование состоит в выпуске в свет (опубликовании) автором произведения. При этом с произведением может ознакомиться неопределенный круг лиц. Это — одно из важнейших личных неимущественных прав авторов. В определенных случаях автор может либо сам опубликовать свое произведение (сделать доклад и т.д.), либо дать согласие на публикацию произведения по договору (передать рукопись в издательство, в выставочный комитет для демонстрации на выставках и т.п.)

Право на опубликование произведения может быть реализовано автором только один раз.

Право на опубликование переходит по наследству. Это право принадлежит автору любого произведения науки, литературы или искусства; однако оно может быть ограничено, если опубликование произведения может затронуть "личную сферу" автора или иного лица, т.е. содержит материалы личного или интимного характера. Опубликование такого произведения должно быть согласовано с этим лицом, а после его смерти — с его родственниками.[53]

Таковы личные неимущественные права автора. Наряду с ними у автора имеется целый ряд имущественных правомочий. Имущественные права автора связаны с возможностями автора по использованию его произведения.

Прежде всего автор пользуется таким имущественным правом, как право на воспроизведение.

Воспроизводить — значит размножать произведение путем снятия копий или каким-либо иным способом. Оно всегда связано с повторением его на материальном носителе. Воспроизведение считается состоявшимся независимо от того, стали ли экземпляры произведения доступны неопределенному кругу лиц.[54]

С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведений изобразительного искусства, тесно связано право доступа. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобрази­тельного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления им права на воспроизве­дение своего произведения. Иными словами, художник или скульптор может делать копии со своего произведения, для чего собственник картины или скульптуры должен обеспечить доступ автора к произве­дению. При реализации данного права автор не должен создавать собственнику излишних неудобств, в частности, он не может требовать доставки ему произведения.

Закон закрепляет за автором самостоятельное право на распространение экземпляров произведения любым способом, в частности право на продажу экземпляров произведения и сдачу их в прокат.

Закон не содержит исчерпывающего перечня способов распрост­ранения произведения, называя лишь наиболее типичные из них — продажу и сдачу в прокат. Продажа означает реализацию копий про­изведения за плату. Сдача в прокат — это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Существуют, однако, и другие способы распространения произведений, например, передача экземп­ляра произведения третьим лицам бесплатно. Типичный пример такого распространения — деятельность библиотек.