Смекни!
smekni.com

Договор финансирования под уступку денежного требования (стр. 1 из 2)

Северо-Кавказский государственный технический университет

РЕФЕРАТ

по гражданскому праву

на тему: «Договор финансирования под уступку денежного требования»

работу выполнил

студент группы ЮРПС-982

Барсагаев А.А.

проверил

Дичков С.Л.

Пятигорск

2002

Договор финансирования под уступку денежного требования

Понятие договора. Финансирование под уступку денежного требова­ния — новый институт российского гражданского права. Своими корнями, с одной стороны, он уходит в общегражданскую цессию, существующую око­ло двух тысяч лет и предусмотренную ныне ст. 382—390 ГК, а с другой, — в особый институт факторинга1, известный более ста лет практически всем го­сударствам с рыночной экономикой. Хозяйственный смысл договора о фак­торинге состоит в получении клиентом от финансового института (фактора, финансового агента, банка) денежных средств в обмен на передачу последнему прав требования клиента к покупателю (заказчику), вытекающих из за­ключенного договора на поставку продукции, выполнение работ или оказа­ние услуг. Иными словами, факторинг — это способ кредитования одного лица другим с условием платежа в форме правопреемства («покупки», или передачи прав требования к третьему лицу). В современных комментариях нового гражданского законодательства справедливо подчеркивается тесная связь между правилами части первой ГК о цессии, имеющими общее значе­ние, и специальными правилами о факторинге. Нормы ст. 382—390 ГК о передаче права требования должны применяться в тех случаях, когда отсут­ствуют конкретные правила о договоре финансирования под уступку денеж­ного требования.

Название, присвоенное в главе 43 ГК этому договору, в наибольшей сте­пени отражает содержание возникающего при факторинге обязательства. По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторо­на (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кре­дитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это де­нежное требование (ст. 824 ГК).

Исходя из приведенного определения, можно сделать вывод, что дого­вор финансирования под уступку денежного требования в нашем законода­тельстве является взаимным и возмездным. При этом он может быть сконст­руирован и какреальный (агент передает деньги или клиент уступает требо­вание), и как консенсуальный (агент обязуется передать денежные средства или клиент обязуется уступить требование) по усмотрению его сторон. Цель обычного факторинга — получение клиентом денежных средств в счет ус­тупаемого им права требования. Однако возможен и особый случай уступки клиентом денежного требования к третьему лицу, когда цессия происходит в целях обеспечения исполнения обязательства самого клиента перед его фи­нансовым агентом (абз. 2 п. 1 ст. 824 ГК). В зависимости от целей договора различаются права и обязанности его сторон.

Элементы договора. Договор финансирования под уступку денежного требования возник из торгового посредничества и финансовых услуг, а по­тому структура договорных связей в этом случае построена по схеме догово­ра комиссии. При заключении анализируемого договора возникает две груп­пы правовых отношений: основные (внутренние) и производные (внешние). Внутренние обязательства возникают между сторонами договора: финансовым агентом (фактором) и клиентом. Финансовый агент — это специаль­ный субъект договора, коммерческая организация, профессионально оказы­вающая факторинговые услуги. В качестве финансового агента могут высту­пать две категории профессиональных факторов: а) банки и иные кредитные организации (их полномочия непосредственно вытекают из ст. 5 Закона о банках и основаны на банковской лицензии)1 и б) другие коммерческие орга­низации, получившие специальную лицензию на осуществление деятельно­сти такого рода (ст. 825 ГК). Клиентом по договору может быть, в принципе, любое лицо, но в подавляющем числе случаев в такой роли выступают ком­мерческие организации. Внешние правоотношения складываются между финансовым агентом и третьим лицом, которое является должником клиен­та по заключенному между ними договору (покупателем товаров, заказчи­ком работ или услуг). Эти отношения не входят в предмет договора о факто­ринге, но непосредственно связаны с ним.

Предметом договора является денежное требование, уступаемое в це­лях получения финансирования (ст. 826 ГК). Требование, передаваемое в ка­честве предмета договора, должно быть именно денежным. В случае уступ­ки иного имущественного требования (скажем, передать вещь или сделать какую-либо работу) следует руководствоваться общими нормами о цессии. В законе выделяются две разновидности предмета договора о факторинге: а) денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существу­ющее требование); б) денежное требование, которое возникнет в будущем (будущее требование). Будущее требование может быть основано на уже за­ключенном договоре, срок исполнения платежного обязательства по которо­му еще не наступил (поставкатоваров в кредит). Кроме того, будущее требо­вание может базироваться на договоре, который только предстоит заклю­чить клиенту и третьему лицу (например, на запродажу товаров). Существу­ющее требование обычно является более ценным и его экономическая лик­видность выше.

Предмет договора о факторинге должен обладать свойством определен­ности или потенциальной определимости. Существующее требование долж­но быть отражено в договоре с той степенью конкретности, которая позволя­ла бы выделить его (идентифицировать) из ряда других требований клиента уже в момент заключения договора. Будущее требование должно приобре­сти определенность не позднее чем в момент его возникновения. Однако мо­мент перехода требования не всегда совпадает с моментом заключения дого­вора о факторинге. В силу закона уступка считается состоявшейся, когда возникло само право на получение с должника денежных средств, являю­щихся предметом договора. Если уступка денежного требования обусловле­на определенным событием, она вступает в силу после наступления этого со­бытия. При этом каких-либо новых шагов по оформлению цессии не требу­ется (п. 2 ст. 826 ГК).

Срок в договоре о факторинге определяется соглашением сторон. В ин­тересах фактора срок исполнения договора может быть приурочен к момен­ту исполнения должником уступленного требования, особенно если клиент принял на себя ответственность за реальное исполнение последнего.

Цена договора — стоимость уступаемого требования клиента к должни­ку. При определении цены договора в расчет принимаются различные усло­вия: стабильность положения клиента и его должника, способ платежа по договору (например, аккредитив и инкассо имеют различные гарантийные ценности), время наступления платежа (существующее или будущее требо­вание), количество требований, переданных клиентом финансовому агенту, и пр. Размер вознаграждения финансового агента также может исчисляться по-разному: в виде твердой суммы, процента от стоимости переданных тре­бований, разницы между номинальной стоимостью требования, указанной в договоре, и его оценочной (действительной, рыночной) стоимостью.

Форма договора о факторинге подчиняется предписаниям закона о форме цессии (ст. 389 ГК). Это может быть простая или квалифицированная письменная форма сделки, а в установленных законом случаях — письмен­ная форма с государственной регистрацией уступки требования. Последую­щая уступка денежного требования финансовым агентом не допускается, ес­ли иное не предусмотрено соглашением сторон.

Содержание договора финансирования под уступку денежного требова­ния составляют права и обязанности финансового агента и клиента. Среди обязанностей фактора в первую очередь необходимо упомянуть следующие: а) осуществить финансирование клиента путем передачи цены договора (де­нежных средств) в порядке, установленном в договоре о факторинге; б) в специально оговоренных случаях принять у клиента необходимую докумен­тацию для ведения бухгалтерского учета операций клиента; в) предоставить клиенту иные финансовые услуги, связанные с денежными требованиями, которые являются предметом уступки (например, выдать поручительство по сделке клиента, осуществить учет выписанных на него векселей, провести расчеты через корреспондентскую сеть финансового агента и др.). Несом­ненно, в договоре могут быть предусмотрены и иные обязанности финансо­вого агента.

На клиента возлагается основная обязанность по уступке фактору денежного требования, являющегося предметом договора. По общему правилу, клиент несет перед финансовым агентом ответственность лишь за дейст­вительность денежного требования, являющегося предметом уступки кет. 827 ГК). Действительность передаваемого требования зависит от двух условий: а) клиент должен иметь соответствующее субъективное право в момент совершения уступки; б) в момент передачи права клиенту не должны быть известны какие-либо обстоятельства, вследствие которых должник вправе не исполнять уступаемое требование. В случаях, когда препятствия к исполнению переданного требования появляются позднее момента совер­шения уступки, они не могут служить основанием для ответственности доб­росовестного клиента перед фактором. Клиент не отвечает перед финансо­вым агентом за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником требования, являющегося предметом уступки (модель безоборотного факто­ринга). Его обязанность — передать действительное требование, но не га­рантировать его исполнение. Тем не менее такая ответственность может быть возложена договором на клиента. Таким образом, ответственность кли­ента перед фактором построена на тех же принципах, что и ответственность цедента перед цессионарием.